Судебная власть в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования –

собрать информацию об органах государственной власти;
закрепить для себя определённую позицию в их юридическом и государственном правовом значении;
проследить основные закономерности , сходства, различия в их структуре.

Содержание

Введение…………..……………………………………………………………..…4

Глава 1. Концепция разделения властей…….…………………..…….................6

1.1История возникновения и сущность концепции разделения властей.….......6

1.2.Концепция разделения властей в Республике Беларусь………..…...………8

Глава 2. Президент Республики Беларусь - основы правового статуса…....…9

2.1.Понятие института президентства.....................................................................9

2.2. Роль президента среди других органов власти……………………….…..13

Глава 3. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь…….…...15

3.1. Понятие и назначение Парламента…………………………………...……....15

3.2.Компетенция Парламента…………………………………………………....19

3.2.1. Палата представителей - нижняя палата Парламента……….………........19

3.2.2. Совет Республики – Верхняя палата Парламента…………..………..….....21

Глава 4. Правительство Республики Беларусь-Совет Министров Республики Беларусь……………………………..………………………………...……………......23

4.1. Сущность исполнительной власти и её система……………………………..23

4.2.Компетенция Правительства Республики Беларусь…………………………..26

4.3.Подчиненные правительству республиканские органы исполнительной

власти…………………………………………………………...……………......28

Глава 5. Судебная власть в Республике Беларусь………………...…………….....29

5.1.Понятие судебной власти……………………………………....……………......29

5.2. Конституционно - правовые принципы и особенности судебной власти.......33

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы……………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ОТП 2010.docx

— 75.84 Кб (Скачать)

Впервые на конституционном уровне теория разделения властей была реализована в США. Конституция американского государства  в чистом виде воплотила теорию разделения властей. Согласно первой статье конституции  США, законодательная власть принадлежит  конгрессу (парламенту), вторая статья гласит, что исполнительная власть вверяется президенту, а третья утверждает, что судебная власть принадлежит  Верховному Суду, т.о.в американской конституции отсутствует термин «глава государства». Президент не является таковым, возглавляя лишь исполнительную ветвь власти. Теория разделения властей имела разные формы проявления и закрепления, но почти нигде идеи Монтескье не были реализованы полностью, однако американская теория воплотила их наиболее полно.

Последующее конституционное развитие в мире показало, что крайне сложно распределить все функции государства по различным  ветвям власти. В любой стране имеются  т.н. общегосударственные функции, которые  связаны с государством в целом, а не с какой-либо одной ветвью власти. Например, на практике встал  вопрос: орган какой ветви власти должен представлять государство в  международных отношениях, подписывать  международные договоры, принимать  в гражданство данного государства, обращаться к народу данного государства. Очень важный момент заключался в  вопросе: если какое-то лицо желает получить гражданство другого государства, к кому обратиться (если это заранее  не определено). Для осуществления  данных общегосударственных функций  стали создаваться специальные  государственные органы в различных  странах мира. Государственный орган, который формировался при этом, и  получил название главы государства. Таким образом, глава государства  – это высший орган власти, который  осуществляет общегосударственные  функции, которые связаны с государством в целом. Главы государств в различных  странах обладают неодинаковым набором  полномочий и их статус в связи  с этим может очень сильно отличаться. Все зависит от того, какие еще  функции, кроме общегосударственных  осуществляет глава государства. По этому критерию можно выделить следующие  модели статуса главы государства:

(1)глава  государства, который наделен  только общегосударственными функциями 

(2)глава  государства, который помимо общегосударственных  функций возглавляет также исполнительную  ветвь власти, осуществляя непосредственное  руководство ею (президент США)

(3)глава  государства, который наделен  общегосударственными функциями,  возглавляет исполнительную ветвь  власти и, кроме этого, обладает  значительными полномочиями по  отношению ко всем другим ветвям  власти.

Президент Республик Беларусь – это высший орган власти, который избирается народом, является единоначальным, осуществляет общегосударственные функции, возглавляет исполнительную ветвь власти и располагает существенными полномочиями по отношению к остальным ветвям власти (главный и самый сильный орган государства).

Статус  президента Беларуси, как и в целом  третья модель статуса главы государства, не укладывается в рамки теории разделения властей. Статус президента Беларуси не охватывается полностью ни исполнительной, ни законодательной, ни судебной ветвями  власти. Что же касается первых двух моделей статуса главы государства, то они, в принципе, соответствуют  теории разделения властей, хотя в первой модели глава государства также  не охватывается ни одной из трех ветвей власти, однако его полномочия невелики, поскольку общегосударственные  функции не дают возможности сильно влиять на жизнь общества. Во второй модели статус главы государства  почти полностью охватывается исполнительной ветвью власти. Законодательная и  судебная власти при этом могут в  значительной степени влиять на главу  государства, что обеспечивает примерно равный статус всех ветвей власти –  поэтому вторая модель тоже соответствует  теории разделения властей.

В Беларуси институт президентства был впервые  введен в 1994г. Конституция суверенной Беларуси, принятая 15 марта 1994 года, официально закрепила статус президента. До 1994 Беларусь представляла собой парламентскую  республику. Основной объем полномочий в ней принадлежал Верховному совету (парламенту) и, в меньшей  степени, правительству. Фактически, институт президентства начал функционировать  в Беларуси с августа 1994 года. В  июне-июле того года были проведены  первые президентские выборы, победу на которых одержал Александр  Григорьевич Лукашенко (45% голосов в первом туре выборов) ему тогда было 39лет.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Роль президента среди других органов власти

Президент Республики Беларусь играет ведущую роль и занимает особое место в государственном аппарате РБ. Это выражается в возможностях президента влиять на все ветви государственной власти, а также испытывать с их стороны обратное воздействие. Наиболее тесная связь характеризует отношения президента с исполнительной властью. Хоть конституция прямо не называет президента главой исполнительной власти, тем не менее, к данному выводу приводит анализ текста основного закона. В этой связи Правительство, другие органы исполнительной власти подчинены Президенту. Президент руководит правительством и подчиненными ему государственными органами; он обладает двумя основными видами полномочий по отношению к исполнительной власти:

(1)управленческие  полномочия,

(2)кадровые  полномочия.

Президент назначает на должности и освобождает от занимаемых должностей значительное число исполнительной ветви власти.

Что касается отношений президента с законодательной  властью, то он обладает хотя и значительными, однако менее существенными полномочиями. Парламент как законодательный  орган не находится в подчинении у президента. Можно выделить следующие  виды полномочий президента по отношению  к парламенту:

1) президент  вправе издавать собственные  акты, имеющие силу закона,

2) может  оказывать существенное влияние  на ход законодательного процесса (подготовка и принятие законов  в парламенте),

3) вправе  распустить Парламент в случае  систематического, либо грубого  нарушения Конституции, и в  нек иных случаях,

4) назначает  часть членов верхней палаты  Парламента (Совета Республики), вместе с тем, Парламент не находится в подчинении Президента, не несет перед ним ответственности и не подотчетен Президенту.

Судебная  власть не подчинена Президенту и не несёт перед ним ответственности. Отношения президента с судебной ветвью власти характеризуются следующими основными видами его полномочий:

1.кадровые  полномочия,

2.право  помилования (возможность смягчить наказание, либо освободить от него).

Помилование следует отличать от амнистии, которая  устанавливается законом Парламента и распространяется не на конкретных лиц, а определенную их группу (категорию), а помилование применяется в отношении конкретного лица.

В Республике Беларусь можно говорить о наличии также контрольно-надзорной ветви власти, которая состоит из КГБ и прокуратуры. По отношению к данным органам президент осуществляет кадровые полномочия, а также в значительной степени управленческие полномочия.

Органы  некоторых ветвей власти могут, в  свою очередь, оказывать обратное воздействие  на президента. Такое право есть у законодательной и судебной ветвей власти. В частности, парламент  как законодательный орган принимает  законы, обязательные в том числе  и для президента, может преодолеть вето президента на тот или иной закон. Парламент вправе также сместить президента с должности при совершении им тяжкого преступления, вправе освободить президента досрочно от должности (в  случае стойкой неспособности им осуществлять свои полномочия). Законы Президента обязательны для Парламента. Судебная власть вправе признать правовые акты президента неконституционными (это  делает конституционный суд), вынести  наказание президенту при совершении тяжкого преступления (это делает верховный суд).

Глава 3. Парламент - национальное собрание Республики Беларусь

3.1. Понятие и назначение парламента

Исторически парламенты возникли позже, чем институт главы государства (в частности, в монархии). Появление парламентов  неразрывно связано с распространением идей демократии и разделения властей. Сущностным предназначением парламента было ограничение произвола монархов, их всевластия, и отражение интересов  широких категорий населения/народа в целом. В связи с этим, формирование парламента обычно происходило в  обстановке общественного и политического  подъема, развития передовых прогрессивных  идей, укреплением статуса личности.

Родиной парламентаризма считается Англия, где в 13-ом веке сформировался государственный  орган, обладающий многими чертами  современного парламента. В своей  истории парламенты прошли несколько  основных этапов:

-аристократические  коллегиальные органы. Эти органы  формировались из узкого круга  лиц, самых привилегированных  слоев населения, которые, как  правило, были наиболее приближены  к монарху. Члены таких органов  народом не избирались. Например: сенат в древнем Риме, государственный  совет в царской России.

-сословно-представительные  органы. В отличие от предыдущих  органов, данные органы избирались  населением, но лишь определенными  его категориями. Например: сейм  Речи Посполитой.

-общенародный  представительный орган, призванный  выражать интересы всего народа (парламент в современном понимании).

Таким образом, парламент – это представительный (избираемый народом(1), коллегиальный(2), государственный орган, осуществляющий законодательную функцию(3)) Законодательная  функция является главным назначением  парламента и заключается в принятии законов. В законодательной функции  проявляется сила и слабость парламента. Сила обусловлена высшей юридической ценностью законов, его верховенством над всеми другими правовыми актами; а слабость – в невозможности посредством закона осуществлять текущее управление страной.

Статус  парламента и его действительное значение, как и статус главы государства, сильно отличается в зависимости  от того или иного государства. Статус парламента определяется прежде всего  тем, выполняет он только законодательную, или и другие важные функции. По этому  критерию можно выделить две модели статуса парламента.

  • -парламент, осуществляющий в основном только законодательную функцию. В данной модели парламент может иметь и другие функции, однако они не позволяют ему серьезно влиять на государственную и общественную жизнь. (США, Россия, Беларусь).
  • -парламент, который обладает, помимо законодательной, еще и другими важными функциями. В большинстве случаев эти функции осуществляются по отношению к исполнительной ветви власти. Парламент назначает членов правительства, может отправлять их в отставку, определяет политику правительства. Если первая модель парламента существует при президентской и смешанной формах правления, то данная вторая модель – при парламентской форме правления. (Великобритания, Италия, Германия)

    Наиболее  яркое отличие Парламента от главы  государства, Правительства, иных органов  власти: Парламент не осуществляет текущее управление страной, не даёт ежедневных оперативных поручений государственным органам и должностным лицам, не руководит вооруженными силами. Он лишь устанавливает наиболее общие правила поведения, которые воплощаются в законах.

    Реальная  сила Парламента, как и сила главы  государства существенно отличается в различных государствах. Все  зависит от того, какими еще функциями, кроме законодательной наделен  Парламент.

По своему строению парламенты бывают однопалатные и многопалатные. Число палат в многопалатных парламентах как правило равно двум, но может быть и больше. Двухпалатные парламенты довольно распространены в современном мире, особенно в федеративных государствах. При этом одна из палат называется нижней, а другая верхней. Эти термины сформировались исторически и не выражают реального веса и значения палат парламента. Полномочия верхней палаты парламента, как максимум, равны, а как минимум, являются менее значительными, чем полномочия нижней палаты. Есть несколько причин, которые обуславливают формирование двухпалатных парламентов (т.е. образование второй, верхней палаты): (1)стремление ограничить власть нижней палаты, которая, как правило, является более демократичной, чем верхняя палата. Демократизм нижней палаты обусловлен процедурой избрания членов этой палаты (всеобщие прямые выборы).Законодательный процесс начинается в нижней палате. (2)Стремление ограничить власть парламента в целом. Даже в теории разделения властей проводится мысль о возможности ограничения потенциальных злоупотреблений со стороны парламента путем разделения его власти на власть двух относительно самостоятельных палат. (3)Обеспечение большего качества принимаемых парламентом законов.

Информация о работе Судебная власть в Республике Беларусь