Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:42, курсовая работа
Цель исследования –
собрать информацию об органах государственной власти;
закрепить для себя определённую позицию в их юридическом и государственном правовом значении;
проследить основные закономерности , сходства, различия в их структуре.
Введение…………..……………………………………………………………..…4
Глава 1. Концепция разделения властей…….…………………..…….................6
1.1История возникновения и сущность концепции разделения властей.….......6
1.2.Концепция разделения властей в Республике Беларусь………..…...………8
Глава 2. Президент Республики Беларусь - основы правового статуса…....…9
2.1.Понятие института президентства.....................................................................9
2.2. Роль президента среди других органов власти……………………….…..13
Глава 3. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь…….…...15
3.1. Понятие и назначение Парламента…………………………………...……....15
3.2.Компетенция Парламента…………………………………………………....19
3.2.1. Палата представителей - нижняя палата Парламента……….………........19
3.2.2. Совет Республики – Верхняя палата Парламента…………..………..….....21
Глава 4. Правительство Республики Беларусь-Совет Министров Республики Беларусь……………………………..………………………………...……………......23
4.1. Сущность исполнительной власти и её система……………………………..23
4.2.Компетенция Правительства Республики Беларусь…………………………..26
4.3.Подчиненные правительству республиканские органы исполнительной
власти…………………………………………………………...……………......28
Глава 5. Судебная власть в Республике Беларусь………………...…………….....29
5.1.Понятие судебной власти……………………………………....……………......29
5.2. Конституционно - правовые принципы и особенности судебной власти.......33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………….37
Впервые
на конституционном уровне теория разделения
властей была реализована в США.
Конституция американского
Последующее
конституционное развитие в мире
показало, что крайне сложно распределить
все функции государства по различным
ветвям власти. В любой стране имеются
т.н. общегосударственные функции, которые
связаны с государством в целом,
а не с какой-либо одной ветвью
власти. Например, на практике встал
вопрос: орган какой ветви власти
должен представлять государство в
международных отношениях, подписывать
международные договоры, принимать
в гражданство данного
(1)глава
государства, который наделен
только общегосударственными
(2)глава
государства, который помимо
(3)глава
государства, который наделен
общегосударственными
Президент Республик Беларусь – это высший орган власти, который избирается народом, является единоначальным, осуществляет общегосударственные функции, возглавляет исполнительную ветвь власти и располагает существенными полномочиями по отношению к остальным ветвям власти (главный и самый сильный орган государства).
Статус
президента Беларуси, как и в целом
третья модель статуса главы государства,
не укладывается в рамки теории разделения
властей. Статус президента Беларуси не
охватывается полностью ни исполнительной,
ни законодательной, ни судебной ветвями
власти. Что же касается первых двух
моделей статуса главы
В Беларуси
институт президентства был впервые
введен в 1994г. Конституция суверенной
Беларуси, принятая 15 марта 1994 года, официально
закрепила статус президента. До 1994
Беларусь представляла собой парламентскую
республику. Основной объем полномочий
в ней принадлежал Верховному
совету (парламенту) и, в меньшей
степени, правительству. Фактически, институт
президентства начал
2.2. Роль президента среди других органов власти
Президент Республики Беларусь играет ведущую роль и занимает особое место в государственном аппарате РБ. Это выражается в возможностях президента влиять на все ветви государственной власти, а также испытывать с их стороны обратное воздействие. Наиболее тесная связь характеризует отношения президента с исполнительной властью. Хоть конституция прямо не называет президента главой исполнительной власти, тем не менее, к данному выводу приводит анализ текста основного закона. В этой связи Правительство, другие органы исполнительной власти подчинены Президенту. Президент руководит правительством и подчиненными ему государственными органами; он обладает двумя основными видами полномочий по отношению к исполнительной власти:
(1)управленческие полномочия,
(2)кадровые полномочия.
Президент назначает на должности и освобождает от занимаемых должностей значительное число исполнительной ветви власти.
Что касается
отношений президента с законодательной
властью, то он обладает хотя и значительными,
однако менее существенными
1) президент вправе издавать собственные акты, имеющие силу закона,
2) может
оказывать существенное
3) вправе распустить Парламент в случае систематического, либо грубого нарушения Конституции, и в нек иных случаях,
4) назначает часть членов верхней палаты Парламента (Совета Республики), вместе с тем, Парламент не находится в подчинении Президента, не несет перед ним ответственности и не подотчетен Президенту.
Судебная власть не подчинена Президенту и не несёт перед ним ответственности. Отношения президента с судебной ветвью власти характеризуются следующими основными видами его полномочий:
1.кадровые полномочия,
2.право помилования (возможность смягчить наказание, либо освободить от него).
Помилование следует отличать от амнистии, которая устанавливается законом Парламента и распространяется не на конкретных лиц, а определенную их группу (категорию), а помилование применяется в отношении конкретного лица.
В Республике Беларусь можно говорить о наличии также контрольно-надзорной ветви власти, которая состоит из КГБ и прокуратуры. По отношению к данным органам президент осуществляет кадровые полномочия, а также в значительной степени управленческие полномочия.
Органы
некоторых ветвей власти могут, в
свою очередь, оказывать обратное воздействие
на президента. Такое право есть
у законодательной и судебной
ветвей власти. В частности, парламент
как законодательный орган
Глава 3. Парламент - национальное собрание Республики Беларусь
3.1. Понятие и назначение парламента
Исторически
парламенты возникли позже, чем институт
главы государства (в частности,
в монархии). Появление парламентов
неразрывно связано с распространением
идей демократии и разделения властей.
Сущностным предназначением парламента
было ограничение произвола
Родиной
парламентаризма считается
-аристократические
коллегиальные органы. Эти органы
формировались из узкого круга
лиц, самых привилегированных
слоев населения, которые, как
правило, были наиболее
-сословно-представительные
органы. В отличие от предыдущих
органов, данные органы
-общенародный
представительный орган,
Таким
образом, парламент – это
Статус парламента и его действительное значение, как и статус главы государства, сильно отличается в зависимости от того или иного государства. Статус парламента определяется прежде всего тем, выполняет он только законодательную, или и другие важные функции. По этому критерию можно выделить две модели статуса парламента.
Наиболее яркое отличие Парламента от главы государства, Правительства, иных органов власти: Парламент не осуществляет текущее управление страной, не даёт ежедневных оперативных поручений государственным органам и должностным лицам, не руководит вооруженными силами. Он лишь устанавливает наиболее общие правила поведения, которые воплощаются в законах.
Реальная
сила Парламента, как и сила главы
государства существенно
По своему строению парламенты бывают однопалатные и многопалатные. Число палат в многопалатных парламентах как правило равно двум, но может быть и больше. Двухпалатные парламенты довольно распространены в современном мире, особенно в федеративных государствах. При этом одна из палат называется нижней, а другая верхней. Эти термины сформировались исторически и не выражают реального веса и значения палат парламента. Полномочия верхней палаты парламента, как максимум, равны, а как минимум, являются менее значительными, чем полномочия нижней палаты. Есть несколько причин, которые обуславливают формирование двухпалатных парламентов (т.е. образование второй, верхней палаты): (1)стремление ограничить власть нижней палаты, которая, как правило, является более демократичной, чем верхняя палата. Демократизм нижней палаты обусловлен процедурой избрания членов этой палаты (всеобщие прямые выборы).Законодательный процесс начинается в нижней палате. (2)Стремление ограничить власть парламента в целом. Даже в теории разделения властей проводится мысль о возможности ограничения потенциальных злоупотреблений со стороны парламента путем разделения его власти на власть двух относительно самостоятельных палат. (3)Обеспечение большего качества принимаемых парламентом законов.