Судебная власть в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования –

собрать информацию об органах государственной власти;
закрепить для себя определённую позицию в их юридическом и государственном правовом значении;
проследить основные закономерности , сходства, различия в их структуре.

Содержание

Введение…………..……………………………………………………………..…4

Глава 1. Концепция разделения властей…….…………………..…….................6

1.1История возникновения и сущность концепции разделения властей.….......6

1.2.Концепция разделения властей в Республике Беларусь………..…...………8

Глава 2. Президент Республики Беларусь - основы правового статуса…....…9

2.1.Понятие института президентства.....................................................................9

2.2. Роль президента среди других органов власти……………………….…..13

Глава 3. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь…….…...15

3.1. Понятие и назначение Парламента…………………………………...……....15

3.2.Компетенция Парламента…………………………………………………....19

3.2.1. Палата представителей - нижняя палата Парламента……….………........19

3.2.2. Совет Республики – Верхняя палата Парламента…………..………..….....21

Глава 4. Правительство Республики Беларусь-Совет Министров Республики Беларусь……………………………..………………………………...……………......23

4.1. Сущность исполнительной власти и её система……………………………..23

4.2.Компетенция Правительства Республики Беларусь…………………………..26

4.3.Подчиненные правительству республиканские органы исполнительной

власти…………………………………………………………...……………......28

Глава 5. Судебная власть в Республике Беларусь………………...…………….....29

5.1.Понятие судебной власти……………………………………....……………......29

5.2. Конституционно - правовые принципы и особенности судебной власти.......33

Заключение………………………………………………………………………….36

Список использованной литературы……………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ОТП 2010.docx

— 75.84 Кб (Скачать)

Разделенный на палаты Парламент становится менее  мобильным и радикальным в  принятии решений.

Современные парламенты зачастую обладают следующими группами функций:

  • законодательная функция
  • кадровая функция
  • контрольная функция 

Белорусский парламент называется Национальным Собранием. Это двухпалатный парламент, состоящий из Палаты Представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата). Общая численность составляет 174 человека – это самый многочисленный по своему составу коллегиальный орган Беларуси.

До образования  Национального Собрания Парламент Беларуси был однопалатным – Верховный Совет, который существовал в соответствии с первоначальной редакцией Конституции (1994-1996).

Национальное  Собрание неподотчетно ни перед одним  из государственных органов. Оно ответственно лишь перед народом. Кроме того, с целью конституционного ограничения Национального Собрания предусмотрена возможность роспуска Парламента.

Решение о роспуске принимаются Президентом, в случаях, закрепленных в Конституции. Принимаемые Парламентом законы, а также Конституция обязательны  для Парламента.

Полномочия  Палаты Представителей и Совета Республики примерно равны. Палата Представителей обладает большими контрольными полномочиями, а Совет Республики – большими кадровыми полномочиями. Тем не менее, некоторые преимущества, которые проявляются в законодательной функции, есть у Палаты Представителей. Законодательные полномочия Палаты Представителей и Совета Республики равны. Законопроекты становится законом, только если за него проголосовали обе палаты.  
 
 

3.2.Компетенция Парламента

3.2.1. Палата Представителей  - нижняя Палата Парламента.

 Палата  представителей избирается непосредственно  народом Беларуси (прямые выборы). 110 депутатов, избирается на 4 года. Руководитель Палаты Представителей имеет 1 заместителя (председатель и заместитель избираются из числа депутатов самой палаты).

Она обладает следующими основными полномочиями:

-законодательные  полномочия: рассматривает и принимает  проекты законов о внесении  изменений в конституцию, о  толковании конституции, о введении  в действие конституционных законов,  о признании утратившими силу  ранее действующих законов; рассматривает  и принимает проекты других  законов (даже новых).

Законопроект  становится законом только при принятии положения решения и Верхней  Палаты Парламента. Конституция предусматривает  случай, когда Палата Представителей может самостоятельно, даже вопреки  воле Верхней Палаты, принять закон.

-кадровые  полномочия: дает согласие президенту  на назначение премьер-министра

Палата Представителей может быть распущена по решению Президента в случаях:

  • Систематического, либо грубого нарушения Конституции. Здесь Президент принимает решение на основании заключения Конституционного Суда.
  • Выражения вотума недоверия Правительству
  • Отказ в доверии Правительству
  • Двукратный отказ в даче согласия Президенту на назначение Премьер-министра
  • Роспуска Верхней Палаты

-контрольные  полномочия:

  • по отношению к президенту (совместно с Советом Республики решает вопрос о смещении президента с должности, а также о досрочном освобождении президента от должности; совместно с Советом Республики рассматривает временные декреты президента);
  • по отношению к исполнительной ветви власти (заслушивает программу деятельности правительства, одобряет или отклоняет данную программу, выражает вотум недоверия правительству, может отказать в доверии правительству. В двух последних случаях правительство уходит в отставку, если решение об этом примет президент)

При рассмотрении полномочий Палаты Представителей, следует обращать внимание на то, какие из них осуществляются Палатой представителей самостоятельно, а какие совместно с Советом Республики.  
 
 
 
 
 
 
 

3.2.2. Совет Республики – Верхняя Палата Парламента.

1. Законодательные  полномочия. Как и для Палаты Представителей, это основной вид полномочий Совета Республики. Законодательные полномочия верхней палаты заключаются в одобрении либо отклонении проектов законов, принятых Палатой Представителей. Следовательно, законодательная функция может осуществляться лишь совместно обеими палатами парламента.

2.Кадровые полномочия. Совет Республики наделен довольно значительными кадровыми полномочиями, однако осуществляет их, как правило, не самостоятельно, а во взаимодействии с президентом. В частности, Совет Республики:

  • дает согласие президенту на назначение некоторых высших должностных лиц
  • совместно с Президентом, либо самостоятельно формирует состав некоторых высших государственных органов, Например: дает согласие Президенту на назначение судей Верховного и Высшего Хозяйственных судов, членов правления Национального Банка.
  • самостоятельно избирает половину состава Конституционного суда и Центризбиркома.

3. Контрольные  полномочия:

  1. в отношении президента:
      1. совместно с палатой представителей решает вопрос о смещении президента с должности, а также о его досрочном освобождении от должности.
      2. рассматривает указы президента о введении чрезвычайного, военного положения и утверждает либо отклоняет данные указы.
      3. совместно с Палатой представителей рассматривает временные декреты президента и может отменить их.
  2. по отношению к местным государственным органам – Совет Республики наделен контрольными полномочиями по отношению к местным советам депутатов:

   2.1  отменяет решения местных советов депутатов, если они не соответствуют законодательству

2.2  может распустить местный совет депутатов, в случае систематического либо грубого нарушения им Конституции, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Правительство Республики Беларусь

4.1. Сущность  исполнительной власти и её система

Первичной отправной точкой государственной  деятельности является принятие законов  и других законодательных актов; тем самым законодательная ветвь  власти является исходной властью государства, однако реализация законов, других законодательных  актов, не происходит автоматически. Для  реализации законодательных актов  нужна колоссальная по своей сложности  и объему деятельность множества  государственных органов и организаций. Все без исключения остальные  ветви власти, по сути занимаются реализацией  законодательных актов: исполнительная власть – организует исполнение законов, контрольно-надзорная власть – выявляет нарушения законов, судебная власть – привлекает к ответственности  нарушителей закона.

Т.о. исполнительная власть является лишь одним из элементов  механизма реализации закона (хотя и самым важным). В литературе часто отмечается, что исполнительная власть – это та, которая исполняет закон – данное определение не совсем верно, поскольку законы исполняются всеми ветвями власти, всеми гражданами и организациями. Главное в исполнительной власти – не исполнение закона, а организация их исполнения; следовательно, по своей сущности, исполнительная власть может быть названа организаторской властью.

    Организация исполнения законов выражается в  самых разнообразных формах:

  1. принятие нормативных правовых актов, которые детализируют положения законов;
  2. разъяснение положений законов (путем принятия методических рекомендаций);
  3. содействие гражданам и организациям в осуществлении их прав и обязанностей, закрепленных законом – при этом исполнительные органы могут частично вместо граждан реализовывать их права и обязанности;
  4. решение вопроса о наличии закрепленного законом права либо обязанности у конкретного лица в конкретной ситуации (пример: на основе закона о пенсионном обеспечении исполнительные органы решают, обладает ли правом на пенсию конкретное лицо, обратившееся за ее выплатой);
  5. создание условий для реализации прав, обязанностей граждан, а также любых других положений законов (это основная форма организации исполнения законов, которая требует наибольших усилий и расходов со стороны исполнительной власти) пример: если закон закрепляет за гражданами право на охрану здоровья, на образование, то создание условий для реализации данных прав предполагает деятельность государства по созданию больниц, поликлиник, университетов, школ, комплектование их кадрами, финансирование, материальное обеспечение и т.д.

Образно выражаясь, исполнительная ветвь власти – это такая власть, которая  посредством своих органов и  организаций строит, производит, финансирует, убирает урожай и т.д.

 

Все названные  органы на практике называются президентской  вертикалью

Каждый  из названных органов находится  в жестком подчинении по отношению  к вышестоящему органу. Следовательно, исполнительная власть представляет собой  единую и централизованную систему. 
 
 
 
 
 
 
 

4.2.Компетенция Правительства Республики Беларусь.

Полномочия  правительства распространяются на те сферы, которые регулируются законодательными актами, ведь правительство должно организовывать исполнение этих законодательных  актов. В связи с этим, правительство  осуществляет полномочия во всех основных сферах общества: экономике, социальной сфере, духовной культуре, политике, экологии, военной сфере.

Можно выделить следующие основные группы полномочий правительства:

1.управленческие  полномочия – все названные  в вопросе (1) темы формы организации  исполнения законов называются  в широком смысле управлением,  однако в данную группу мы  включаем именно те полномочия, которые в наибольшей степени  отражают сущность правительства.  Сюда относится прежде всего  создание условий для реализации  прав, обязанностей граждан, а  также любых других положений  законодательных актов. Управленческие  полномочия можно разделить на  две подгруппы:

(1)программно-политические  – заключаются в разработке  и утверждении правительством  государственных программ, определяющих  политику государства во всех  основных сферах. Необходимость  в государственных программах  обусловлена тем, что законодательные  акты, исполнение которых организует  правительство, сами не закрепляют  пути своей реализации. В итоге,  правительство вынуждено самостоятельно  находить пути и средства для  реализации законодательных актов.  Именно данные обстоятельства  показывают принципиальную автономность  правительства и исполнительной  власти в целом по отношению  к законодательной власти и  ее актам.

(2)текущее  управление – реализацию государственных  программ правительство осуществляет  ежедневно; руководство подчиненными  органами, организациями, финансирование, контроль.

2.нормотворческие  полномочия – вторичная группа  полномочий правительства. Выражаются  в следующем: 

  1. принятие нормативных правовых актов правительства, детализирующих положения законодательных актов
  2. отмена правовых актов подчиненных органов исполнительной власти, если они не соответствуют законодательству. Данное полномочие касается только республиканских исполнительных органов.
  3. является самым активным разработчиком проектов законов и самым активным субъектом права законодательной инициативы.
  4. кадровые полномочия – незначительны, выражаются в основном в назначении заместителей руководителей республиканских органов исполнительной власти. Данное полномочие осуществляется по согласованию с президентом.

Информация о работе Судебная власть в Республике Беларусь