Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:34, курсовая работа
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации – Конституция России, Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации, некоторые постановления Конституционного суда
РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов.
Введение
1.Общие положения об институте судебной власти…………………..5
2.Институт судебной власти в зарубежных странах…………………10
3.Судебная система Российской Федерации………………………….13
4.Принципы правосудия. Проблемы их реализации………………..29
5.Статус судей в Российской Федерации……………………………..42
Заключение
4.Принципы правосудия. Проблемы их реализации.
Правосудие
– это форма, составляющая деятельность,
которая заключается в
Отправлением правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”. Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.
Гражданские дела – это дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений, а также дела особого производства.
Уголовные
дела – это дела о преступлениях,
предусмотренных уголовным
Иные дела – об административных правонарушениях.
Принцип – основное, исходное положение в науке. Принцип правосудия – это закреплённые в Конституции РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих перед судом.
В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу — Конституции РФ и федеральных законах. Они также берут свои истоки и в других высокоавторитетных актах — Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
В
отличие от конкретных законодательных
предписаний специфика
Принципы
правосудия имеют ряд признаков:
- все принципы закреплены в
законах;
- принципы
правосудия представляют собой
наиболее общие правила,
- принципы правосудия носят
руководящий характер;
- принципы правосудия образуют
единую систему, в которой они находятся
в тесной взаимосвязи друг с другом.
Рассмотрим наиболее важные принципы более подробно.
1.Законность (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».)
В
наши дни законностью принято
считать неуклонное соблюдение и
исполнение предписаний Конституции
РФ, законов и соответствующих
им иных нормативных актов всеми
государственными и негосударственными
учреждениями и организациями, должностными
лицами, гражданами. К законам относятся
федеральные законы и федеральные
конституционные законы, а также
принимаемые в субъектах
Таковы конституционные положения, лежащие в основе принципа законности, который по праву считают универсальным, поскольку он должен реализовываться во всех сферах государственной жизни и деятельности. При характеристике этого принципа важно знать, что он конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международных соглашений, обязательных исполнению на территории Российской Федерации.
Для
правосудия данный принцип имеет
особое значение в силу того, что
этот вид государственной
2.Осуществление
правосудия только судом. (Ст. 49 , ст. 118
Конституции РФ, ст. 13 УПК: «Никто не может
быть признан виновным в совершении преступления,
а также подвергнут уголовному наказанию
иначе как по приговору суда и в соответствии
с законом»).
Таким образом, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Применительно к отправлению правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.
Круг
органов, уполномоченных вершить правосудие,
четко ограничен названными выше
законами. К ним отнесены Верховный
Суд РФ, Высший
Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие
арбитражные суды республик, краевые,
областные, городские суды и арбитражные
суды, суды и арбитражные суды автономной
области и автономных округов, районные
(городские) народные суды, военные суды.
Этот перечень является исчерпывающим.
Требование, чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.
3.Обеспечение
законности, компетентности и беспристрастности
суда
Суть принципа: суд, которому доверяется
рассматривать и разрешать гражданские
и уголовные дела, способен вершить подлинное
правосудие, если он законен, компетентен
и беспристрастен. Это положение вытекает
из анализа предписаний Конституции РФ
и других российских законов, в первую
очередь судоустройственных и процессуальных,
а равно авторитетных международных документов.
К числу последних можно отнести, к примеру,
Международный пакт о гражданских и политических
правах: «Каждый имеет право при рассмотрении
любого уголовного обвинения, предъявленного
ему, или при определении его прав и обязанностей
в каком-либо гражданском процессе на
справедливое и публичное разбирательство
дела компетентным, независимым и беспристрастным
судом, созданным на основании закона»
(в ч. 1 ст. 14).
4.Независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону4.
Судьи
независимы и подчиняются только
Конституции РФ и федеральным
законам. Суть принципа состоит в
стремлении обеспечить такие условия,
в которых суд смог бы иметь
реальную возможность принимать
ответственные решения без
- Процессуальным законом предусматривается
особая процедура рассмотрения и разрешения
дел;
- Запрещается вмешиваться в деятельность по осуществлению правосудия.
- Несменяемость судей – после наделения полномочиями, деятельность судьи не ограниченна определённым сроком.
Исключения: судьи Конституционного суда РФ на 12 лет, не переизбираются. Мировые судьи назначаются на 5 лет. Военные судьи гарнизонных судов и судьи районных судов избираются 1-ый раз с испытательным сроком на три года;
5.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом5:
1) Все равны перед законом и судом.
2) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, или религиозной принадлежности.
3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Равенство перед законом означает одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Закон
вместе с тем предусматривает
некоторые особенности
Вооруженным Силам РФ, воинского звания
или занимаемой им должности. Но эти особенности
проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих
на военной службе, или тех, кто приравнен
к ним, установлены свои правила определения
подсудности их дел. Рассматриваются они
не общими судами, а военными. При этом
полностью соблюдаются одинаковые для
всех общих и военных судов правила судопроизводства
и исключаются какие-то преимущества либо
привилегии.
Установлены изъятия из общих правил производства по уголовным делам для случаев, касающихся ответственности кандидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских работников, сотрудников Счетной палаты. В частности, в ст. 98 Конституции РФ по этому поводу сказано следующее:
«1.
Члены Совета Федерации и депутаты
Государственной Думы обладают неприкосновенностью
в течение всего срока их полномочий.
Они не могут быть задержаны, арестованы,
подвергнуты обыску, кроме случаев
задержания на месте преступления,
а также подвергнуты личному
досмотру, за исключением случаев, когда
это предусмотрено федеральным
законом для обеспечения
2.
Вопрос о лишении
Изъятия, касающиеся депутатов и других названных лиц, не означают установления привилегий, освобождающих от ответственности, а являются дополнительными гарантиями законности и обоснованности привлечения к ответственности с учетом общественной значимости положения, занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении их уголовного дела они начинают пользоваться процессуальными правами и исполнять обязанности наравне со всеми гражданами.
6.Обеспечение права граждан на судебную защиту :
«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2.
Решения и действия (или бездействие)
органов государственной
Правом на судебную защиту и на юридическую помощь может воспользоваться не только гражданин Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.
7.Принцип состязательности и равноправия сторон6 .
В процессе всегда присутствуют две стороны. В гражданском деле – истец и ответчик. Истец доказывает законность и обоснованность своих исков, требований. Ответчик доказывает не обоснованность исковых требований. В уголовном деле – обвинитель и подсудимый. Сторона обвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец. Сторона защиты: подсудимый, его представитель или адвокат, ответчик, общественный защитник.
Информация о работе Судебная власть как вид государственной власти