Судебная власть как вид государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации – Конституция России, Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации, некоторые постановления Конституционного суда
РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов.

Содержание

Введение

1.Общие положения об институте судебной власти…………………..5
2.Институт судебной власти в зарубежных странах…………………10
3.Судебная система Российской Федерации………………………….13
4.Принципы правосудия. Проблемы их реализации………………..29
5.Статус судей в Российской Федерации……………………………..42
Заключение

Работа содержит 1 файл

материалы для курс.раб..docx

— 79.89 Кб (Скачать)

     4.Принципы правосудия. Проблемы их реализации.

  Правосудие  – это форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судебного заседания  отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным  на то органом – судом.

  Отправлением  правосудия занимается только суды, которые  перечислены в законе “О судебной системе”. Правосудие осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.

  Гражданские дела – это дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иных правоотношений, а также  дела особого производства.

  Уголовные дела – это дела о преступлениях, предусмотренных уголовным кодексом РФ.

  Иные  дела – об административных правонарушениях.

  Принцип – основное, исходное положение  в науке. Принцип правосудия –  это закреплённые в Конституции  РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих  перед судом.

  В совокупности принципы образуют тот  каркас, который служит опорой для  всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу — Конституции РФ и федеральных законах. Они также берут свои истоки и в других высокоавторитетных актах — Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.

  В отличие от конкретных законодательных  предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит  также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными  не только для граждан, должностных  лиц и органов, призванных соблюдать  и исполнять законы, но и для  законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя  их, должны считаться с существующими  демократическими требованиями или  традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации  и деятельности правосудия.

  Принципы  правосудия имеют ряд признаков: 
    - все принципы закреплены в законах;

  - принципы  правосудия представляют собой  наиболее общие правила, закрепляющие  организацию судебных органов  и основу их деятельности; 
    - принципы правосудия носят руководящий характер; 
    - принципы правосудия образуют единую систему, в которой они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

  Рассмотрим  наиболее важные принципы более подробно.

  1.Законность (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».)

  В наши дни законностью принято  считать неуклонное соблюдение и  исполнение предписаний Конституции  РФ, законов и соответствующих  им иных нормативных актов всеми  государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. К законам относятся  федеральные законы и федеральные  конституционные законы, а также  принимаемые в субъектах Федерации  конституции и уставы, другие законодательные  акты. Все они должны соответствовать предписаниям  Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Федеральные законы обязательны исполнению на всей территории Российской Федерации. Соответственно акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного дела установит, что какой-то акт государственного или иного органа противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.

  Таковы  конституционные положения, лежащие  в основе принципа законности, который  по праву считают универсальным, поскольку он должен реализовываться  во всех сферах государственной жизни  и деятельности. При характеристике этого принципа важно знать, что  он конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международных соглашений, обязательных исполнению на территории Российской Федерации.

  Для правосудия данный принцип имеет  особое значение в силу того, что  этот вид государственной деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением  требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских  и уголовных дел. Там, где нет  такого соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии.

  2.Осуществление правосудия только судом. (Ст. 49 , ст. 118 
Конституции РФ, ст. 13 УПК: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом»).

  Таким образом, только суд, действующий на основании предписаний закона, может  признать человека виновным и назначить  ему уголовное наказание. Применительно  к отправлению правосудия по гражданским  делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется в ряде других законов, в первую очередь  в ГПК и АПК.

  Круг  органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены Верховный  Суд РФ, Высший 
Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень является исчерпывающим.

  Требование, чтобы данный вид государственной  деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные интересы общества и государства.

  3.Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда 
Суть принципа: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен. Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» (в ч. 1 ст. 14).

  4.Независимость судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону4.

  Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным  законам. Суть принципа состоит в  стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь  реальную возможность принимать  ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого-то ни было давления, на прочной основе предписаний  закона. Реализацию принципа независимости  определяют правовые, экономические  и политические гарантии судей, закреплённые законом: 
    - Процессуальным законом предусматривается особая процедура рассмотрения и разрешения дел;

    - Запрещается вмешиваться в деятельность по осуществлению правосудия.

    - Несменяемость судей – после наделения полномочиями, деятельность судьи не ограниченна определённым сроком.

  Исключения: судьи Конституционного суда РФ на 12 лет, не переизбираются. Мировые судьи  назначаются на 5 лет. Военные судьи  гарнизонных судов и судьи  районных судов избираются 1-ый раз  с испытательным сроком на три года;

  5.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом5:

  1) Все равны перед законом и судом.

  2) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, или религиозной принадлежности.

  3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

  Равенство перед законом означает одинаковое применение положений, закрепленных в  законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность  применения и применение ответственности  в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.

  Закон вместе с тем предусматривает  некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к 
Вооруженным Силам РФ, воинского звания или занимаемой им должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.

  Установлены изъятия из общих правил производства по уголовным делам для случаев, касающихся ответственности кандидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских работников, сотрудников Счетной палаты. В частности, в ст. 98 Конституции РФ по этому поводу сказано следующее:

  «1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев  задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному  досмотру, за исключением случаев, когда  это предусмотрено федеральным  законом для обеспечения безопасности других лиц.

  2. Вопрос о лишении неприкосновенности  решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания».

  Изъятия, касающиеся депутатов и других названных  лиц, не означают установления привилегий, освобождающих от ответственности, а являются дополнительными гарантиями законности и обоснованности привлечения  к ответственности с учетом общественной значимости положения, занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении их уголовного дела они начинают пользоваться процессуальными правами и исполнять обязанности наравне со всеми гражданами.

  6.Обеспечение права граждан на судебную защиту :

  «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

  2. Решения и действия (или бездействие)  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы  в суд.»)

  Правом  на судебную защиту и на юридическую  помощь может воспользоваться не только гражданин Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.

7.Принцип состязательности и равноправия сторон6 .

  В процессе всегда присутствуют две стороны. В гражданском деле – истец  и ответчик. Истец доказывает законность и обоснованность своих исков, требований. Ответчик доказывает не обоснованность исковых требований. В уголовном  деле – обвинитель и подсудимый. Сторона обвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский  истец. Сторона защиты: подсудимый, его представитель или адвокат, ответчик, общественный защитник.

Информация о работе Судебная власть как вид государственной власти