Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 12:48, реферат
Целью реферата является обоснование направлений повышения эффективности государственного регулирования регионального развития России (на примере Приморского края).
Введение
Глава I. Характеристика Приморского края
Глава II. Государственное регулирование территориального развития Приморского края
§ 2.1 Влияние мировой экономики на развитие Приморского края
§ 2.2 Развитие региональной системы расселения
§ 2.3 Меры государства по развитию Приморского края
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава I. Характеристика Приморского края
Глава II. Государственное регулирование территориального развития Приморского края
§ 2.1 Влияние мировой экономики на развитие Приморского края
§ 2.2 Развитие региональной системы расселения
§ 2.3 Меры государства по развитию Приморского края
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Актуальность темы реферата. Неоднозначная результативность государственного регулирования российской экономики в совокупности с масштабными изменениями, осуществленными в сжатые сроки в условиях несбалансированного развития экономики в условиях трансформации, требуют дальнейшего углубления исследований по фундаментальным теоретическим основам государственного регулирования, адекватного экономическим реалиям России, а также учитывающего достижения современной экономической мысли и практики зарубежных стран.
В современной экономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействий со стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономических проблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориального развития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса между рыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.
Пространственный аспект социально-экономического развития страны вносит два существенных момента в методологию и практику государственного управления: необходимость регионализации инструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессов и появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте -- государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляется необходимость упорядочения государственного регулирования территориального развития в разрезе региональных налогово-бюджетных отношений.
Исследования в области государственного регулирования регионального развития в экономической литературе традиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнее десятилетие выполнено большое количество исследований как концептуального, так и прикладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше внимания стало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку при построении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации, ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы пространственной организации национального хозяйства, как одного из направлений экономической науки, всегда занимали важное место в работах исследователей. У истоков науки о регионе стояли классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, первый из которых обосновал концепцию абсолютных преимуществ, а второй -- на ее основе -- создал теорию сравнительных преимуществ.
В целом, и зарубежные исследователи региональной проблематики, и отечественные ученые оказали существенное влияние на формирование современных подходов к регулированию территориального развития экономики. На каждом этапе исторического развития формировался тот или иной подход, который отражал систему научных взглядов, характерных именно для того периода времени. Иными словами, в разных странах, в зависимости от сложившихся исторических условий, приоритет отдавался различным теоретическим направлениям региональной науки. В итоге её современное состояние является результатом взаимодействия сложившихся подходов, получивших самостоятельное развитие в разные периоды экономической истории.
Теоретические и практические вопросы территориального регулирования поднимаются в работах современных экономистов по общим проблемам государственного регулирования экономики: Л. Абалкина, Р. Гринберга, Э. Дунаева, В. Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова, А. Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной, А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова, К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф. Шамхалова и др.
Концепции государственного регулирования экономического развития регионов составляют особую часть в региональных теориях. В этом контексте обращают на себя особое внимание работы таких российских исследователей, как В. Антонюк, Ю. Гонтарь, А. Гранберг, О. Кузнецова, В. Лексин, С.Леонов, В. Орешин, Е.Пешкова, С. Суспицын, А. Швецов и др. Сокращение чрезмерной дифференциации уровней социально-экономического развития регионов является стратегически важным в проведении государственной региональной политики России, неотъемлемым элементом которой выступают бюджетно-налоговые механизмы. Благодаря исследованиям таких современных авторов, как Т. Агапова, Н. Ларина, Ю. Любимцев, Л. Лыкова, В. Христенко, Ю. Швецов и др., развитие современной концепции налогово-бюджетных отношений происходит на серьезной методологической основе и является отражением меняющихся объективных условий развития российской экономики.
Цели и задачи исследования. Целью реферата является обоснование направлений повышения эффективности государственного регулирования регионального развития России (на примере Приморского края).
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- обозначить теоретические основы государственного регулирования территориальным развитием регионов;
- дать краткую характеристику региона;
- оценить государственное регулирование развития инвестиционной политики, экономических отраслей и социальной сферы в Приморском крае.
Объектом исследования является экономика Приморского края.
Предметом
исследования выступают преимущественно
бюджетно-налоговые и другие финансовые
инструменты государственного регулирования
экономики на региональном уровне.
Глава I. Характеристика
Приморского края
Приморский край был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край» (в состав Приморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённые в 1939 и 1943 годах, соответственно). Столица края -- город Владивосток. Площадь Приморского края составляет 165,9 тыс. км². Население -- 1988 тысяч человек (2009). Плотность населения: 12,0 чел./км² (2009), удельный вес городского населения: 75,4 % (2009)1
Средний прожиточный минимум 4975 рублей (3 кв. 2007), 6071 рубль (4 кв. 2008), для работающих -- 5321 руб. (2007), для пенсионеров -- 3968 руб. (2007), для детей -- 4810 рублей (2007). Среднедушевой денежный доход приморцев с января по октябрь 2007 года составил 9954 рубля (2,3 прожиточных минимума), в декабре 2008 года -- 17582 рубля (2,9 прожиточных минимума). Среднемесячная заработная плата составляла в 2007 году 11840 рублей (2,5 прожиточных минимума). При этом доходы 19 процентов населения Приморского края даже не дотягивали до прожиточного минимума В декабре 2008 года среднемесячная заработная плата составила 22214 рублей2.
Губернатор края -- Сергей Дарькин. В ноябре 2004 года было объявлено о его вступлении в партию «Единая Россия». В январе 2005 Дарькин стал первым назначенным губернатором в России. Ему предстоит руководить регионом до 2010 года. Дарькин сам поставил вопрос о доверии перед президентом, и его кандидатура была предложена президентом Путиным на утверждение краевым Законодательным собранием. Из 36 депутатов 35 поддержали эту кандидатуру. Не поддержал только один - Николай Владимирович Марковцев.
Законодательное Собрание Приморского края является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти края. Численный состав Законодательного Собрания -- 40 депутатов.
Крупнейшими налогоплательщиками в Приморье являются:
ОАО «Восточный порт»
ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства»
«Приморское морское пароходство»
ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт»
ОАО «Находкинский морской торговый порт»
ОАО «Дальэнерго»
ОАО «Дальневосточное морское пароходство»
ОАО «Владивостокский морской торговый порт»
«Приморнефтепродукт»
ОАО «Дальсвязь»
ОАО «Приморскуголь»
ООО «Гамма-Лимитед»
ОАО «Владивосток Авиа»
ЗАО «ЛуТЭК»
Владельцами крупных пакетов акций предприятий в Приморском крае являются: РАО «ЕЭС России», НК «Роснефть», «Группа МДМ», «Группа Альянс», Консорциум «Альфа-групп».
Российские «Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс») и «ЕвразХолдинг» владеют двумя крупнейшими портами Приморского края (Восточный порт и Находкинский морской торговый соответственно).
В Приморье влиянием пользуется "Группа «Альянс» Мусы Бажаева, подписавшая летом 2001 г. генеральное соглашение о сотрудничестве с краевой администрацией. «Альянс» стал одним из главных поставщиков топлива для нужд приморского ЖКХ. Группа владеет контрольным пакетом акций ОАО «Приморнефтепродукт»; «Альянс» также контролирует и Находкинский нефтепорт.
Госкомпания
«Роснефть» в августе -- сентябре 2001
приобрела у иностранных инвесторов 33,4
% акций старейшего лесопромышленного
предприятия региона -- ОАО «Приморсклеспром». В ноябре 2002
г. 26 % голосующих акций ОАО «Приморскуголь» купила компания «Русский
уголь» --
альянс, созданный ОАО «Роснефть» и ОАО «Межпромбанк». В Приморском крае
«Роснефть» представлена дочерней
компанией ОАО «НК Роснефть-Находканефтепродукт»3