Судебная власть как вид государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации – Конституция России, Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации, некоторые постановления Конституционного суда
РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов.

Содержание

Введение

1.Общие положения об институте судебной власти…………………..5
2.Институт судебной власти в зарубежных странах…………………10
3.Судебная система Российской Федерации………………………….13
4.Принципы правосудия. Проблемы их реализации………………..29
5.Статус судей в Российской Федерации……………………………..42
Заключение

Работа содержит 1 файл

материалы для курс.раб..docx

— 79.89 Кб (Скачать)

  Стороны при рассмотрении дела равноправны, и у всех сторон права равны. Суд  по очереди выслушивает стороны. Решение всех возникающих вопросов в суде, принадлежит только суду, который не связан доводами сторон.

8.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту

  Ст. 45 Конституции РФ:

  «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в

  Российской  Федерации гарантируется.

  2. Каждый вправе защищать свои  права и свободы всеми способами,  не запрещенными законом.»

  Ст. 48 Конституции РФ:

  «1. Каждому гарантируется право  на получение квалифицированной  юридической помощи. В случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно.

  2. Каждый задержанный, заключенный  под стражу, обвиняемый в совершении  преступления имеет право пользоваться  помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».

  Рассматриваемый принцип опирается на признании  трех исходных положений:

  - обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом  таких прав, реализация которых  позволила бы ему самому эффективно  защищать свои права и законные  интересы

  - обвиняемый имеет право пользоваться  помощью защитника.

  Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а в некоторых случаях  иметь назначенного) защитника.Такая  возможность возникает с момента  задержания подозреваемого, ареста или  предъявления обвинения лицу, привлекаемому  к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступают  адвокаты, закон тоже предоставляет  широкий круг прав, позволяющих ему  активно бороться за права и законные интересы подзащитного;

  - лица, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязаны  осуществлять действия, направленные  на содействие защите подозреваемых,  обвиняемых либо подсудимых. Защита  последних не считается только  их личным делом. Например, в  соответствии со ст. 20 УПК названные  должностные лица правоохранительных  органов обязаны выявлять как  уличающие и отягчающие ответственность  обвиняемого обстоятельства, так  и оправдывающие его либо смягчающие  ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому его прав.

  Все названные и многие другие права  и обязанности в совокупности и призваны обеспечить право на защиту.

  В судебных разбирательствах могут участвовать  представители информационных организаций. Применение фото, видео, кино плёнки с  разрешения председательствующего  по делу, он вправе запретить применение этих средств фиксации, если эти  действия могут затруднить ведение  процесса, или нарушать права и  интересы сторон.

  Исключение  из принципа гласности:

  1. Открытое разбирательство дел  запрещёно, если это противоречит  интересам тайны государства.

  2. В арбитражных судах, если противоречит  интересам охраны коммерческой  тайны.

  3. Если предметом исследования  становятся сведения военного  характера, то они не подлежат  разглашению, а также те, которые  содержат служебную тайну.

  4. Закрытое разбирательство дел  допускается: по делам о преступлении  лиц, не достигших 16 лет; по  делам о половых преступлениях;  по делам, по которым необходимо  обеспечить безопасность потерпевшего, свидетеля, или других лиц,  участвующих в процессе, а также  их семей и родственников.

  5. В целях предотвращения разглашения  сведений об интимных сторонах  жизни, участвующих в деле лиц,  а также обеспечение тайны  усыновления.

  Личная  переписка и телеграфные сообщения, могут быть оглашены только с согласия лиц, между которыми они происходили.

  Ведётся закрытое разбирательство дел по всем правилам судопроизводства. Решения  и приговоры провозглашаются  публично, но они не должны содержать  сведения, ради соблюдения тайны которых  проводилось закрытое разбирательство  дел. О рассмотрении дела в закрытом судебном заседании выносится определение, участники предупреждаются о  недопустимости разглашения сведений, услышанных во время процесса. При  рассмотрении дела в закрытом заседании  могут присутствовать только его  участники. По гражданскому делу: истец, ответчик, прокурор, представители, эксперты и свидетели. По уголовным делам: подсудимый и защитник, потерпевший  и его защитник, прокурор, свидетели, переводчик.

  9.Национальный язык судопроизводства (ст. 26.2 Конституции РФ: « 
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.»).

  Государственный язык – русский. Во всех основных судах  судопроизводство ведётся на государственном  языке. В других федеральных судах  общей юрисдикции судопроизводство осуществляется на государственном  языке РФ или языке республики, в которой проходит суд.Участвующие  в деле лица, не владеющие языком, на котором ведётся судопроизводство, имеют право выступать с переводчиком. Данные лица обеспечиваются переводчиком, он им переводит всё то, что было сказано в суде.

  Все судебные документы суда вручаются  лицам, не владеющим языком, на котором  ведётся судопроизводство, переведёнными  на их родной язык. В делах о преступлениях  лиц, не владеющих языком, на котором  ведётся судопроизводство, обязательно  участие защитника (бесплатно).

  10.Участие представителей народа в отправлении правосудия (ст.32.5 
Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.»).

  Участие в разбирательстве судебных дел  и в принятии решений может  проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели районных судов избираются собранием граждан  на местах работы и жителями, открытым голосованием.

  Присяжные заседатели не избираются, определяются методом случайной выборки, из списков, сохранившихся после выборов. Из них подлежат исключению:

  1. Не достигшие 25-летнего возраста.

  2. Имеющие неснятую или непогашенную  судимость.

  3. Лица, признанные ограниченно дееспособными  или недееспособными.

  Затем из списков избирателей исключаются:

  1. Лица, не владеющие языком, на  котором ведётся следствие.

  2. Травмированные

  3. Престарелые

  4. Военнослужащие

  5. Священники

  6. Руководители и заместители законодательных  или исполнительных органов.

  11.Непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства.

  Этот принцип  означает неизменность состава суда при разбирательстве дела. Все  дела рассматриваются судом при  непосредственном участии всех участников процесса и при непосредственном изучении всех материалов, имеющихся  в деле. Все материалы зачитываются вслух, чтобы обеспечить равное восприятия материалов дела всеми участниками  процесса. Состав суда, начавший рассмотрение дела, не имеет права в перерывах  между заседаниями рассматривать  другие дела. В случае если данный состав изменен, рассматривание дела начинается заново7

  12.Пределы судебного разбирательства.

  Судебное  разбирательство осуществляется лишь по тому обвинению, по которому обвиняемые (подсудимые) преданы суду. Изменения  допускаются, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. В противном  случае суд направляет дело для дополнительного  следствия или дознания. По гражданским  делам, в зависимости от выяснившихся обстоятельств дела, суд может  выйти за пределы заявленных истцом требований, если это необходимо для  защиты прав и охраняемом законом  интересов.  

  5. Статус судей в Российской Федерации

  На  судей возлагается осуществление  весьма ответственных государственных  обязанностей. Для того чтобы они  могли осуществлять их эффективно, государство наделяет судей особым статусом. При этом необходимо иметь  в виду, что статус (правовое положение) судей является единым для всего  судейского корпуса, независимо от того, в каком суде они работают и  закреплен в Законе Российской Федерации  от 26 июня 1992 г. “О статусе судей  в Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями) и  в Федеральном конституционном  законе от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации” и  других нормативных актах. Различаются  судьи между собой только полномочиями и компетенцией. Это связано с  тем, что не может быть полного  тождества в статусе судей  военного и общегражданского суда, Верховного Суда РФ и районного или  городского суда и т. д. У каждого  из них свои участки работы, а, следовательно, свой круг полномочий. Поэтому отступления  от общего требования о единстве статуса  всех судей допустимы, поскольку  они определены и санкционированы  законом.

  По  общему правилу правовое положение  судей слагается из многих компонентов, предусмотренных законом, в том  числе из требований к кандидатам на пост судьи; порядка наделения  судей полномочиями, освобождения их от должности; правил невмешательства  в судебную деятельность; мер обеспечения  неприкосновенности судей и т.д.

  Всю совокупность прав и обязанностей, составляющих статус судей, можно сгруппировать  в несколько блоков:

  1) права и обязанности, связанные  с формированием судейского корпуса;

  2) права и обязанности судей,  гарантирующие им возможность  независимого осуществления своих  полномочий;

  3) права и обязанности, обеспечивающие  активное участие судей в судейском  самоуправлении.

  В наиболее полном виде статус судей  был определен Законом РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации”. В нем впервые были провозглашены принципиальные положения о самостоятельности и независимости судебной власти, об осуществлении правосудия судьями-профессионалами, наделенными полномочиями в конституционном порядке, и др. На основе этих положений в рассматриваемом законе изложены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и к судье, процедура отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями и т.д.

  С момента назначения на должность  судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы, исключать совершение действий, умаляющих авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывающих сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судьи не вправе быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу с другой оплачиваемой деятельностью.

  Законом установлены гарантии независимости  судьи, которые обеспечиваются:

  1. Предусмотренной законом процедурой  осуществления правосудия и недопустимостью  вмешательства в деятельность  судьи. Всякое вмешательство в  отправление правосудия в зависимости  от характера вмешательства определенного  лица влечет за собой административную  или уголовную ответственность.

  2. Несменяемостью судьи. Однако  необходимо иметь в виду, что  судьи районных (городских) народных  судов и приравненные к ним  судьи военных судов (армий,  флотилий, гарнизонов, соединений) впервые  назначаются на эту должность  на срок не более трех лет.  Потом, если они зарекомендуют  себя положительно, их назначают бессрочно

  3. Установленным порядком приостановления  и прекращения полномочий судьи.

  Полномочия  судьи приостанавливаются (временно прекращаются) решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

  . признании судьи безвестно отсутствующим  решением суда, вступившим в законную  силу;

  . согласии квалификационной коллегии  судей на привлечение судьи  к уголовной ответственности  или заключение его под стражу;

Информация о работе Судебная власть как вид государственной власти