Судебная власть как вид государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации – Конституция России, Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации, некоторые постановления Конституционного суда
РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов.

Содержание

Введение

1.Общие положения об институте судебной власти…………………..5
2.Институт судебной власти в зарубежных странах…………………10
3.Судебная система Российской Федерации………………………….13
4.Принципы правосудия. Проблемы их реализации………………..29
5.Статус судей в Российской Федерации……………………………..42
Заключение

Работа содержит 1 файл

материалы для курс.раб..docx

— 79.89 Кб (Скачать)

  . участии судьи в предвыборной  кампании в качестве кандидата  в состав органа законодательной  (представительной) власти РФ или  субъекта РФ и избрание его  в эти органы власти.

  Решение о приостановлении полномочий судьи  действует до исчезновения оснований  к их приостановлению, и его полномочия возобновляются решением той же комиссии. Полномочия судьи прекращаются при  наличии значительного числа  оснований, главными из которых являются:

  . письменное заявление об отставке;

  . неспособность по состоянию здоровья  или по иным уважительным причинам  в течение длительного времени  исполнять обязанности судьи;

  . прекращение гражданства РФ;

  . занятие деятельностью, несовместимой  с должностью судьи, и др.

  Измененные  в законе основания приостановления  и прекращения полномочий судьи  являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию. При этом решение о приостановлении или прекращении полномочий может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей и в Верховный Суд РФ.

  4. Правом судьи на отставку, т.е.  на почетное удаление с занимаемой  должности (по не компрометирующим  его основаниям). За лицом, пребывающим  в отставке, сохраняются звание  судьи, принадлежность к судейскому  сообществу и гарантии личной  неприкосновенности.

  5. Неприкосновенность судьи. Она  включает в себя неприкосновенность  его личности, жилища, служебного  помещения, используемых им средств  связи, его корреспонденции, принадлежащего  судье имущества и документов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу. Заключение под стражу судьи допускается исключительно с санкции Генерального прокурора либо по решению суда.

  Судья, задержанный в порядке административного  или уголовного судопроизводства, по установлении его личности немедленно должен быть освобожден.

  Проникновение в жилище или служебное помещение  судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание  его телефонных переговоров и  другие действия, ограничивающие его  права, производятся с соблюдением  Конституции РФ и других законов  и только в связи с производством  по уголовному делу в отношении этого  судьи.

  Уголовное дело в отношении судьи по его  требованию, заявленному до судебного  разбирательства, в соответствии с  действующим законодательством  может быть рассмотрено только Верховным  Судом РФ.

  6. Материальным и социальным обеспечением  судьи, соответствующим его статусу.  Закон РФ “О статусе судей  в Российской Федерации” предусматривает  повышенные должностные оклады, доплаты за квалификационный  класс, выслугу лет, ученую  степень и т. д.

  7. Наличием системы органов судейского  сообщества.

  Органами  судейского сообщества (судейского самоуправления) являются 
Всероссийский съезд судей; совет судей РФ, избираемый съездом судей и действующий в период между съездами; конференции судей субъектов РФ, арбитражных судов и военных судов среднего (второго) звена, а также советы судей этих судебных органов, избираемые конференциями судей и действующие в период между конференциями.

  Органы  судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов, рассматривают  проблемы кадрового, организационного и материального обеспечения  судебной деятельности, обсуждают вопросы  судебной практики, представляют интересы судей в государственных органах  и общественных объединениях, избирают квалификационные коллегии судей отдельно для общих, арбитражных и военных  судов, а также выполняют другие правомочия.

  Квалификационные  коллегии судей создаются для  отбора кандидатов на должность судьи; аттестации судей и присвоения им квалификационных классов; обеспечения  неприкосновенности судьи; приостановления  и прекращения полномочий судей. Коллегии действуют на основании  специальных положений. 
 
 
 
 
 

Заключение

    На основании вышеизложенного считаю, что судебная власть имеет весьма объемную историю. Кроме того, я считаю, что полностью исследовать судебную власть, как институт, можно только путем сравнения, именно для этой цели я привожу пример судебной власти в зарубежных странах. Что касается судебной власти в России, то можно сделать вывод, что она в нашей стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти разновидности судопроизводства составляют основное содержание, формы выражения судебной власти, вместе с тем они определяют границы правосудия как специфического вида государственной деятельности, осуществляемой судами и судьями. Однако судебная власть не сводится лишь к данному полномочию, хотя и самому главному. Она включает и ряд других, которые также имеют большое значение: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики; направление запросов в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации называется судебной системой.  
 
 
 
 

  Список  использованной литературы:

  1. Аксельбант Д.М. Чем больна  российская Фемида? Точка зрения  адвоката Адвокат: М., 1998.  

  2. Алексеева, Л.Б.; Лупинская П.А.  Судебная реформа: итоги, приоритеты, перспективы: Материалы конф. М. 1997

  3. В дебрях судебно-правовой реформы Законность: М., 1993 Концепция реформы 1991 г.  

  4. Власть третья, но не третьестепенная  Человек и закон: М., 1995, О концепции судебной реформы в РФ 

  5. Гуценко, Г. Реформа, ведущая  назад Рос. Федерация: М., 1995, 8 С. 45-47 Критическая оценка судебной  реформы в РФ.  

  6. Дорошков В.В. Руководство для  мировых судей. Дела частного  обвинения: Монография. М.: Изд-во  НОРМА: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. 271 с. ШБ: 2:01-12/446-1; 2:01-12/447-X.  

    7.Никеров Г.И.Судебная власть в правовом государстве (Опыт сравнительного исследования) // Государство и право. 2001. № 3

        8.«Правоохранительные органы» К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев (учебник) М., изд. «Зерцало-М» 2001 г.

  9. «Правоохранительные органы» под ред. Н.А,Петухова, Г,И.Загорского М., изд. «Дашков и Ко» 2003 г.

  10. Правоохранительные органы Российской Федерации» под ред. В.П.Божьева, «Спарк» М., 1996 г. 

Законодательство:

1.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ).

2.Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 25.03.2004 № 2-ФКЗ, от 12.07.2006 № 3-ФКЗ, от 28.04.2008 № 2-ФКЗ).

3.Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, от 05.02.2007 № 2-ФКЗ).

4.Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) (в ред. Федерального конституционного закона от 04.12.2006 № 5-ФКЗ)

5.Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998) (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 № 50-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.11.2004 № 142-ФЗ, от 30.11.2004 № 144-ФЗ, от 14.02.2005 № 2-ФЗ, от 05.04.2005 № 33-ФЗ, от 11.03.2006 № 36-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 22.07.2008 № 147-ФЗ)

6.Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007, с изм. от 31.01.2008)

Информация о работе Судебная власть как вид государственной власти