Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:11, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении правового и организационного обеспечения государственной службы в РК.
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические аспекты государственной службы в Республике Казахстан;
- анализ правового и организационного обеспечения государственной службы в РК на современном этапе;
- рассмотреть пути совершенствования правового и организационного обеспечения государственной службы в РК
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 5
1.1 Понятие и основные принципы функционирования системы государственной службы 5
1.2 Сущность и принципы государственной службы 8
1.3 Зарубежный опыт организации государственной службы 11
2 АНАЛИЗ ПРАВОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 14
2.1 Нормативное регулирование функционирования государственной службы 14
2.2 Понятие государственного служащего РК и его правое положение 21
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РК 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
8
июля 2005 г. был принят Закон
«О внесении изменений и
- институт ротации политических государственных служащих;
-
наделение Агентства РК по
делам государственной службы
полномочиями по согласованию
досрочного снятия
-
распространение института
-
возможность занятия
-
запрет государственным
-
основание прекращения
-
запрет лицам, совершивших
-
освобождение госслужащих,
В
Казахстане, по данным агентства по
делам госслужбы, из 95369 госслужащих
57,9%, или 55232 работника, являются женщинами.
При этом женщины составляют 59,5%
всех административных госслужащих и
всего 10,4% - политических госслужащих.
Как известно, в республике политические
госслужащие занимают руководящие посты.
Рисунок
1 – Соотношение женщин и мужчин на государственой
службе
Большое количество женщин работает в госагентстве по статистике, где они составляют 81,7% от общего числа работников, в министерстве труда и социальной защиты населения - 74,3%, министерстве здравоохранения - 71,3%.
Вместе с тем представительство женщин низко в министерстве иностранных дел, где они занимают всего 30,8% должностей, министерстве транспорта и коммуникаций - 44,7%, министерстве сельского хозяйства - 45,1%.
Количество женщин в региональных госучреждениях составляет 58,1%. При этом большое количество женщин-госслужащих в Атырауской (на западе), Костанайской, Павлодарской (обе на севере) и Карагандинской (в центре) областях. В частности, в Атырауской области женщины занимают 74,4% должностей в местных госструктурах.
Вместе
с тем мало женщин-госслужащих
в южных областях страны. Так, в Южно-Казахстанской
области женщины составляют 35,4% от числа
местных госслужащих, в Кызылординской
области - 45,7%, Жамбылской - 46,7%.
2.2
Понятие государственного
служащего РК и его правое
положение
В научной литературе относительно понятия «государственный служащий» и его содержания споров не существует. Учёные-юристы понимают его как простейший элемент государственной администрации, как первичную и основную клеточку её организационной структуры.
Государственный служащий - гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов, либо из средств Национального банка Республики Казахстан должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства. Таким образом, государственный служащий характеризуется следующими признаками: во-первых, является частью организационной структуры государственного органа; во-вторых, включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах. Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой. «Государственная должность - структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей» Закон Республики Казахстан О государственной службе.
Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных прав личности и гражданина РК. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место только законом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполнения служащими своих служебных полномочий (например, в сфере предпринимательской деятельности).
Государственный служащий имеет определённое правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную службу прохождение и прекращение службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.).
Правовое положение служащего, находящегося на государственной службе (в министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.
Правовое
положение государственных
Права государственного служащего перечисленные в ст. 8 Закона РК «О государственной службе в РК» можно объединить в две группы. В первую из них войдут те права государственного служащего, которые реализуются в процессе непосредственного осуществления должностных полномочий:
- пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам республики Конституцией и законами Республики Казахстан;
- участвовать в пределах своих полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;
- получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
- посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации, независимо от формы их собственности;
- требовать от руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий в соответствии с должностью, занимаемой государственным служащим;
- на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;
- на стимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований;
- на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
- беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;
- на продвижение по службе с учетом квалификации способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;
- требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений;
- на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;
- на социальную и правовую защиту;
- на увольнение с государственной службы по собственному желанию;
- на пенсионное и социальное обеспечение;
- на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.
Основные обязанности государственного служащего, закреплённые в ст.9 Закона «О государственной службе РК» можно также сгруппировать в две группы. В одну из них включаются обязанности по непосредственному осуществлению должностных полномочий:
- соблюдать Конституцию и законодательство республики;
- приносить присягу государственного служащего в порядке, утвержденном Президентом Республики Казахстан;
- обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры;
- осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии с должностными обязанностями.
В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности:
- соблюдать государственную и трудовую дисциплину;
- принимать на себя ограничения, установленные законом;
- соблюдать нормы служебной этики, установленные законодательством;
- выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий;
- хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;
- сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- обеспечивать сохранность государственной собственности:
- незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями;
- повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 28 «О государственной службе РК».
Для
некоторых видов
Информация о работе Совершенствования государственной службы в РК