Соотношение права и морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Общество – совокупность исторически сложившихся социальных форм совместной деятельности людей. При взаимодействии групп или индивидов возникают отношения, которые необходимо регулировать. Их регуляторами выступают социальные нормы – объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Их появление связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Содержание

Введение. ……………………………………………………….............………...3
1. Право и мораль как часть социальных норм..............................................5
2. Общие и отличительные черты права и морали. ……….......................13
3. Взаимосвязь права и морали......................................................................20
Заключение.............................................................................................................24
Список используемой литературы.....................................

Работа содержит 1 файл

соотношение права и морали.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

2) нормативность – право состоит из норм, т.е. общих правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

3) общеобязательность – право непререкаемо и обязательно, в нем заложен момент императивности. Это властный социальный институт, с которым должны считаться участники общественной жизни и соотносить свое поведение. (Следует различать понятия «общеобязательность» и «общеохватность»).

4) волевой характер – право реализуется через волевую деятельность индивидов, это продукт их сознания и воли. Оно служит формой выражения государственной воли общества, различных его слоев, групп, структур. Право немыслимо вне волевой сферы жизнедеятельности людей и их коллективов.

5) формальность – право имеет внешне выраженную письменную форму, его нормы фиксируются в соответствующих юридических актах.

6) системность – право представляет собой упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль. Это не хаотическое нагромождение норм, а строго согласованная целостная система.

Право в практической жизни людей – явление,  относящееся  к  обыденным делам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов.  Выражается  и реализуется  оно  в  законах,  правительственных  постановлениях,   судебных решениях,  адвокатских  документах  и  затрагивая  текущие  дела  и  заботы, связано главным образом с деятельностью  законодателей,  судей,  нотариусов, следователей, других юристов.

Право строится  и  функционирует  на  основе  определенных  принципов, которые выражают его сущность и  социальное  назначение.  В  них  отражаются главные   свойства   и   особенности   права,   придающие    ему качество государственного регулятора меры свободы  и  справедливости  в  общественных отношениях.

Право строится на следующих принципах:

1. Принцип демократизма в формировании и реализации права (участие народа в осуществлении политической и государственной власти);

2. Принцип законности (строгое соблюдение закона и основанных на нём различных нормативно-правовых актов);

3. Принцип справедливости (применение мер к лицам, наделение правами и обязанностями независимо от их пола, расы и других обстоятельств);

4. Принцип гуманизма (выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Право, правотворчество, деятельность судов и иных компетентных органов должны быть направлены  на охрану жизни, здоровья и удовлетворение потребностей человека и тому подобное);

5. Принцип юридического равенства;

6. Принцип взаимной ответственности государства и гражданина (государство и гражданин связаны взаимными правами и обязанностями. Невыполнение своих обязанностей любой из сторон должно повлечь юридическую ответственность).

Таким образом право – это система нормативных  установок,  опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей  частью  в законодательстве и регулирующих общественные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Общие и отличительные черты права и морали.

 

Право  и мораль имеют общие черты,  свойства.  Главные  их  общие  черты проявляются в том, что они входят в содержание культуры  общества,  являются ценностными  формами  сознания,  имеют  нормативное  содержание   и   служат регуляторами поведения людей.  И  право,  и  мораль  влияют  на  социальные, экономические, политические условия жизни  общества,  служат  общей  цели  – согласованию  интересов  личности  и  общества,  обеспечению  и   возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка.

Единство правовых норм и норм морали, как  и  единство  всех  социальных норм  цивилизованного  общества,   основывается   на   общности   социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей  к  идеалам свободы и справедливости.

Общие черты права и морали:

- и то, и другое является надстроечными  явлениями  над  экономическим

базисом и обществом;

- имеет общую экономическую, социально-политическую  и  идеологическую

основу;

- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей  в

обществе;

- они состоят из общих правил и ведения, выражающие определенную волю,

то есть направлены на  установление  и  поддержание  на  необходимом

уровне дисциплины и порядка в обществе;

- имеют нормативный  характер,  и  в  тех,  и  в  других  присутствуют

санкции,  обеспечивающие  негативные  последствия  для   нарушителей

нормы;

- представляют  собой  средства  активного  воздействия  на  поведение

людей.

Таким образом, и право, и мораль  обладают  способностью  проникать  в самые  различные  области  общественной  жизни.  Ни  право,  ни  мораль   не ограничиваются  предметно  обособленной  сферой  социальных  отношений.  Они связаны   с   поведением   людей   в   широких   областях   их   социального взаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль  по  предметным сферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей.  Отсюда общность, тесное взаимодействие норм права и морали.

 

Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности  морали и права. Право состоит из установленных в определенном   порядке  компетентными государственными органами зафиксированных юридических  актов.  Мораль же появилась еще до разделения общества на  классы  и становления государства. Нормы морали складываются  в  общественном  мнении. Моральные  воззрения,  идеи  передаются  художественной   литературой, искусством, средствами массовой информации.

Мораль  охватывает  область  отношений  более  широкую,  нежели   сфера отношений,  регулируемая  правом.  Многие  взаимоотношения  людей  в   быту, коллективе, семье  являются  объектами  морали,  но  не  подлежат  правовому регулированию. Содержание норм права характеризуются большей  конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные  детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке  конкретных общественных отношений.

Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения.  Например,  мораль  осуждает  все  виды обмана  и  лжи.  В  праве  же  осуждение  конкретизируются  применительно  к отдельным видам неправомерного обмана.

Отличие норм права от морали проявляется также  в  характере  гарантий выполнения этих норм. Требования морали  и  права  выполняются  большинством людей  добровольно  в  силу  понимания  их  справедливости.   Нормы   морали исполняются  в  силу  личной  убежденности,  привычек  человека.  Внутренним гарантом  морали  выступает  совесть  человека,  а  внешним  -  общественное мнение.

Закон имеет  в  качестве  специфической  гарантии  исполнения

авторитет  и  силу  власти  государства,  обеспечивается  при  необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и  морали  в определенных случаях опираются и на меры  принуждения. Но  характер  мер принуждения и способ их осуществления в праве и  морали  различны.  В  сфере морали принуждение  выступает  в  форме  общественного  мнения,  воздействия социальной общности, коллектива.  Общество  в  случае  совершения  человеком аморального поступка  определяет  меру  морального  осуждения,  воздействия. Моральные  нормы  не  регламентируют  заранее  конкретные   меры   и   формы воздействия. В качестве одной  из  мер  морального  воздействия  может  быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное  порицание, предупреждение,  исключение  из  общественной  организации.  В   случае   же правонарушения или преступления  соответствующие  правоохранительные  органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом.

Нарушение норм права предполагает  строго  определенный  процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности.  Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.

Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов  поведения лица.  Право  предписывает  необходимость  всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой  точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался  человек  в  конкретном случае, если его поведение по своим результатам было правомерным,  законным. С  точки  зрения  морали,  важно  выявить  стимулы,  мотивы  человека,   его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.

Таким образом можно выделить основные отличительные особенности права и морали:

1. По происхождению. Мораль появилась ещё до разделения общества на классы и становления государства. Нормы морали складываются и изменяются стихийно на основе представлений о «добре и зле» и так далее. Право, как известно, появляется вместе с государством, формируется государством.

2. По форме выражения. Нормы морали «живут», содержатся в общественном сознании, в них находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Нормы права выражены в строго определённой форме, содержатся в специальных нормативных актах (законах и других, имеющих письменную форму.

3. По сфере действия. Правовое регулирование – это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Оно упорядочивает огромную область общественных отношений и вместе с тем оставляет вне сферы своего влияния значительную их часть. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия. Подобные поступки попадают под действие моральных норм. Следовательно, мораль охватывает  область отношений гораздо  более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию.

4. По значимости регулируемых отношений. Нормы права, как правило, регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и иные. Это, в частности, бытовые отношения, отношения, касающиеся личности, её общения с другими людьми.

5. По способам установления, формирования. Правовые нормы создаются государством и только им. По-другому складывается мораль. Её нормы формируются социальными общностями (группами) людей. Для того чтобы норма морали получила право на «существование», не нужно разрешение официальных властей. Достаточно, чтобы такая норма была признана обществом, социальной группой – теми, кто намерен ею руководствоваться.

6. По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые – согласно специально установленным правилам (конкретно установленный срок и другие).

7. По формам существования (фиксации). Правовые нормы, как уже отмечалось, закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях и других), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы. Нормы морали складываются в общественном сознании. Их появление не связано с волей законодателей. Нормы морали не имеют четких форм выражения. Они могут быть собраны в «моральном кодексе», однако в целом их эффективность от этого не будет выше. Поскольку нормы морали складываются в общественном мнении, постольку нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения моральных норм или сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они так же незаметно уходят в прошлое.

8. По критериям (основаниям) оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

9. По характеру и способам воздействия на сознание и поведения людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, то есть меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определённый вид ответственности.

10. По мерам обеспечения. Поскольку право создаётся государством, постольку оно им и обеспечивается и охраняется. За правом как бы находится аппарат принуждения, органы, реализующие юридические санкции. По- иному обеспечивается мораль. Нарушение нравственных норм не влечёт за собой вмешательство официальной власти, применение юридических санкций. Сам коллектив, социальная общность решают вопрос о формах воздействия на лиц, не соблюдающих моральные требования. При этом моральное воздействие может быть не менее эффективным, чем правовое.

11. По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Уровень таких требований значительно выше у морали. Во многих случаях мораль требует от человека больше, чем тот или иной закон, установленный государством. Так, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений. Мораль выверяет поступки людей, оценивает их с позиции совести, долга, повелевает сдерживать внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих.

Информация о работе Соотношение права и морали