Соотношение понятий закон и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности

Содержание

1 Закон и право как понятия 5
1.1 Закон - понятие, признаки и виды 5
1.2 Классификация 8
2 Понятие права, признаки, источники 12
2.1 Основные отрасли права 12
2.2 Формы права 18
3 Соотношение понятий «закон» и «право» 20
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованной литературы 27
Приложения

Работа содержит 1 файл

К.Р.Теория государства и права.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Среди других отраслей федерального права, но относящихся к сфере частного (т.е. направленного на защиту частных интересов) права, Конституцией предусмотрены гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство.

     Все названные отрасли законодательства Российской Федерации получили значительное развитие в виде принятых федеральных законов и кодексов.

     Особое  место в системе российского  права и отраслевого законодательства занимает финансовое право, которое регулирует порядок аккумуляции и расходования государством денежных средств на общие нужды общества и государства (бюджетное право и внебюджетные фонды), осуществление государством валютного и ценового регулирования, денежной эмиссии, финансирование государственных целевых программ, регулирование банковской деятельности.

     Наряду  с перечнем отраслей законодательства Российской Федерации в ст.72 Конституции  закреплены отрасли законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По данным отраслям права принят ряд новых федеральных законов: по административному праву, Семейный, Водный кодексы, Законы о недрах, об охране окружающей природной среды. Значительно обновлен Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), Кодекс о труде (КзоТ), Жилищный кодекс.

     Следует отметить, что многие из этих законов  сочетают начала публичного и частного права. В рамках отраслей права складываются институты права, т.е. группы однородных норм, регулирующих тот или иной вид отношений в сфере регулирования данной отрасли. Например, институтами гражданского права являются группы норм о праве собственности, обязательственном праве, праве наследования и т.п. В трудовом праве сложились институты приема на работу и увольнения, рабочего времени, трудовой дисциплины и т.п.8

     Наряду  с отраслевым регулированием отношений  в российском праве в соответствии с Конституцией РФ складываются комплексные массивы законодательства, объединяющие нормы различных отраслей права для разрешения задач интеграции правового регулирования в различных сферах экономической, социальной жизни. Например, как и в других странах, в России сложилась самостоятельная кодификация законов в области морского, воздушного и железнодорожного транспорта, связи. Современные технологии требуют специального законодательства об энергетических системах, о расщепляющихся материалах, о деятельности в космосе, об информации и информатизации (п. “и” ст.71 Конституции). В условиях перехода к рынку сохраняется необходимость государственного регулирования ведущих отраслей экономики, а также специальных законов о науке, здравоохранении, народном образовании. Во всех этих сферах сочетаются административно-правовые, гражданско-правовые нормы, нормы о труде и социальной защите граждан в специальных комплексах правового регулирования9.

     В прошлом, советском, законодательстве не признавалось деление права на публичное и частное, принятое в большинстве стран романо-германской правовой системы.

     Все право было подчинено интересам  государства, а иные, личные, интересы также регулировались под контролем государства. В связи с признанием приоритета прав и свобод личности, в том числе права частной собственности и свободы предпринимательства, в современном российском праве стало необходимым признание частного права, сферы свободной деятельности, где все, включая и государство, участвуют в отношениях на равных основаниях. Это и есть частное право.

     Публичное право составляют отрасли и институты, регулирующие полномочия  и деятельность органов государства, участие граждан  в выборах и политической деятельности, отношения власти и подчинения, свойственные административному, финансовому, уголовному, процессуальному праву.

     Вместе  с тем эти крупные “суперотрасли” взаимодействуют между собой, обеспечивая  сочетание публичных и частных  интересов там и в той мере, в какой это необходимо для интересов общества и каждого человека и гражданина.10 

     2.2 Формы права 

В научной и  учебной литературе источниками  права традиционно считают нормативные  правовые акты, санкционированные обычаи и судебные прецеденты. Вместе с  тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права,  и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение). Возникшее терминологическое неудобство можно было разрешить, заменив термин «источник» (в смысле форма права) непосредственно термином «форма права». Для того, чтобы уяснить понятие формы права, необходимо хотя бы в самых общих чертах остановиться на категории «форма» - одной из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для нее выступает философская категория - «содержание» (определенная сторона целого, представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития). Форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

Различают внутреннюю и внешнюю форму явления. Когда  термин «форма» употребляется для  обозначения внутренней организации  содержания, то он связан с понятием структуры.

При относительном единстве содержания и формы, первое представляет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счете разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию.

В праве категорией формы охватываются два значения:

а) правовая форма;

б) форма самого права.

Правовая форма - вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, преследующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права или любого правового явления с иными социальными образованьями, процессами и отношениями.

Форма права - это  форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение - упорядочить содержание права,  придать ему свойства  государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма  права - это структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры  соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы права  в современной отечественной  юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными авторами уже самого содержания права. Иногда, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права - это юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это - сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют источники права. Правовая норма это не форма права, а самое право.1

Как уже отмечалось в юридической литературе, термин «источник» в смысле формы выражения норм права получил широкое распространение, он достаточно удобен и образно показывает, что нормативный правовой акт содержит правовые нормы и из него как из источника берутся - «черпаются» сведения о содержании правовых норм. 

  1. Соотношение понятий закон  и право
 
 

     Нормы российского права регулируют управленческие, трудовые, имущественные, семейные и другие общественные отношения. В рамках каждой из крупных групп общественных отношений различаются их разновидности: купля-продажа, наем имущества, собственность и наследование – в гражданском праве; рабочее время, время отдыха, заработная плата – в трудовом праве; виды преступлений и наказаний за их совершение – в уголовном праве и т.д.

     Регулирование многообразных отношений нормами права должно строится не хаотично, а взаимосвязано, без логических противоречий и излишней множественности норм. Это и достигается объединением однородных норм права в различные отрасли и составляющие их институты права, в своем единстве образующие систему права.11

     В соответствии с системой правовых норм, ее дифференциацией на отрасли и институты (а зачастую на подотрасли и субинституты) строится и система законодательства, т.е. группировка отдельных законов в кодексы, уставы, положения и другие кодифицированные акты, составляющие основу системы законодательства российского государства.

     Законами  регулируются все правовые отношения  в государстве, во всех отраслях права.12

     Смешивать право и закон и видеть в  законе исключительный источник права значит противоречить всей правовой традиции. Университеты, в которых формировались юридические концепции, опирались на римские законы и использовали их. С другой стороны до XIX века интерес к национальному закону не проявлялся. Школа естественного права, начиная с XVII века, требовала, чтобы законодатель санкционировал своим авторитетом справедливые нормы, созданные доктриной, основанной на природе и разуме. Но, предполагая новую технику кодификации, эта школа никогда не смешивала право и закон и не утверждала, что изучение только закона позволяет узнать, что такое право. Для того чтобы отбросить традиционный взгляд, утверждавший, что право и закон это не одно и то же, понадобилась революционная смена позиций, в итоге которой изменилось само определение природы права. В нем стали видеть выражение не справедливости, а воли государства. Именно так в России относились к праву в течение Советского периода.

     Заключение

     Итак, основным видом нормативно-правового акта является, как известно, закон.

     «Верховенство закона» как принцип правового  государства означает не только обязательность исполнения закона, но и обязательное соответствие всех иных нормативно-правовых актов закону, в том числе соответствие законов субъектов федерации  федеральным законам.

     Этот  принцип «верховенства закона»  следует отличать от принципа «верховенства  права». В последнем заключена  иная идея, а именно – приоритета права над произволом, усмотрением власти. Руководствоваться правом при решении всех дел, связанных с управлением, - таков смысл этого принципа. И, следовательно, верховенство права над произволом, усмотрением, субъективизмом выражается в принципе «верховенство права».

     В большинстве случаев общественные отношения, которые стремится урегулировать  законодатель, как правило, существуют уже в форме обычая и используются подчас в судебной практике, а значит, они уже получили отражения и в доктрине права.

     Таким образом, законодатель, закрепляя в  форме нормативно-правовых актов  эти общественные отношения, с неизбежностью  сталкивается с обычаями и другими выше указанными источниками права. Помимо этого, законодатель, желая смоделировать общественные отношения, способствующие, как он считает прогрессу общества, придает обязательную силу новым правилам поведения. При применении права часто возникает необходимость в толковании правовых норм, в результате чего появляются соответствующие разъяснения в форме доктрины.

          Таким образом, изначально нельзя считать закон единственным источником права в стране. Наряду с законом, в непосредственном соприкосновении с ним, существуют такие источники права как обычай, труды учёных юристов, а также общепризнанные принципы и нормы, договоры нормативного содержания и некоторые другие. Но, несмотря на то, что закон нельзя признать единственным источником права, законодатель отводит ему более весомую роль по сравнению с другими формами права. Это вызвано наличием в законе ряда существенных преимуществ, заключающихся в том, что он характеризуется наибольшей устойчивостью, стабильностью, большей четкостью изложения материала, длительностью существования и действия. Помимо этого, закон занимает ведущее место в правовой системе, поскольку наделяется большей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами, которые поэтому называются подзаконными. Благодаря своим преимуществам, закон выступает главным регулятором общественных отношений и гарантом стабильности и устойчивости законности и правопорядка.

     Следует также отметить, что в последнее  время потребности проведения реформ в экономике обусловили принятие большого числа актов, посвященных новому режиму собственности, статусу предприятий, банков, бирж и др., финансово кредитным и налоговым отношениям. Их стремительная подготовка подчас оборачивается ошибками и ведет к последствиям, которые не учитывались на стадии разработки и принятия актов. Затрудняет работу и быстрые смены курсов реформ, и обилие их программ. Все это ведет к необходимости проведения значительных работ по решению проблем, связанных с вопросами нормотворчества и толкования закона. Для лучшего разрешения подобного рода проблем немаловажное значение имеет обращение к идеям и концепциям теории закона, разработанным как в нашей стране, так и за рубежом.

Информация о работе Соотношение понятий закон и право