Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:46, контрольная работа
Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции,
непременные спутники современного общества. Теория государства и права –
составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.
Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав
граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями
политико-правовой теории.
Введение 2
Понятие государства и его основные признаки 5
Понятие права 7
Государство и право в их соотношении и взаимодействии 8
Влияние государства на право 9
Влияние права на государство 12
Заключение 15
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Понятие государства
и его основные признаки
Понятие права
Государство и
право в их соотношении и взаимодействии
Влияние государства
на право
Влияние права
на государство
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции,
непременные спутники современного общества. Теория государства и права –
составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.
Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав
граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями
политико-правовой теории.
Право,
как и государство,
наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще
римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним
каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них,
употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда
является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле
право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково
цивильное право».
По
мере развития общества и
представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и
суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в
такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в «модернизированном»
виде, но сохранилось.
Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права, права
и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались
и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные
исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода
и два разных определения права.
Один из этих подходов, именуемый позитивистским
ориентируется не только на неразрывную связь государства и права,
но и на то, что государство является единственным, исключительным источником
права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных,
формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих
возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего
в качестве классового
регулятора общественных отношений»
При таком подходе право
законом, а точнее
– с нормативно-правовыми
обеспечиваемыми государством.
Другой
подход к праву –
первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается
как «претендующий
на всеобщность и
нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства
человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и
представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях
референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных
нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости,
гуманизма и сохранения окружающей природной среды»
При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом и
подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если он несет
в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен»
правовой идеал.
В
этом заключается одна из
на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее
распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход.
Используя
последний и неразрывно
теоретически и практически исходят из того, что право в реальной жизни не
иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые
непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За
нарушение их к нарушителю применяются различные меры государственного
воздействия.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они
относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые
акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них
требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно
воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его
органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права
закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их
структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
Понятие государства и его основные признаки
Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых
противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и
поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда
общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с
ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый
институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне
навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии
развития; государство есть признание, что это общество запуталось в
неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности,
избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила
столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из
общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть
государство.
Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям,
которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а
наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной
собственности сохранились, поддерживались, развивались. Экономические отношения
– базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой
относится и государство.
Государство
есть особая организация
Государство
отличается от родоплеменной
организации следующими
Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной
от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она
принадлежит лишь экономически государствующему классу, является политической,
классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных
людей – первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию,
тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально
занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически
господствующего класса.
На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции,
тюрем и т.д.) с населения собираются налоги, которые были известны родовому
строю.
Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по
территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей, князей
и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли
города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах,
прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями.
С течением времени
кровнородственные связи
местности.
Причины и основные закономерности образования государства были едиными для
всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов
процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма
существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными
историческими условиями, в которых создавались те или иные государства.
Классической формой является возникновение государства в силу действия только
внутренних факторов развития данного общества, расслоение на антагонистические
классы. Данную форму можно рассмотреть на примере Афинского государства.
Впоследствии по этому пути шло формирование государства и у других народов,
например у славян. Возникновение государства у афинян является в высшей степени
типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной
стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства,
внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае весьма