Соотношение понятий закон и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности

Содержание

1 Закон и право как понятия 5
1.1 Закон - понятие, признаки и виды 5
1.2 Классификация 8
2 Понятие права, признаки, источники 12
2.1 Основные отрасли права 12
2.2 Формы права 18
3 Соотношение понятий «закон» и «право» 20
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованной литературы 27
Приложения

Работа содержит 1 файл

К.Р.Теория государства и права.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Обыкновенные  законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия – Конституционного Суда – и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных – юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных законов.   

     Среди законов следует выделять:

     а) федеральные законы – те, которые  принимаются федеральным законодательным органом – Федеральным Собранием – и распространяются на всю территорию Российской Федерации,

     б) законы субъектов Федерации (республиканские  законы, законы областей, краев) – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

     Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение  и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой – изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте – теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы – это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

     Кодекс (кодифицированный акт) – это единый, свободный, юридически и логически  цельный, внутренне согласованный  закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.5

     Высшую  юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию Основным законом. Иная юридическая  сила у обычных законов, федеральных законов, иная – у постановлений Правительства и т.д. Но это не значит, что как-то нормативно-правовые акты полностью или частично являются менее обязательными или менее «влиятельными». Это означает лишь требование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.6

     Закон в широком смысле слова – это  в наши дни первостепенный, почти  единственный источник права в странах  романо-германской правовой семьи, к  которой исторически относится  и Россия. Все эти страны – страны «писанного права». Юристы здесь, прежде всего, обращаются к законодательным и регламентирующим актам, принятым парламентом или правительственными и административными органами. Задача юристов состоит главным образом в том, чтобы при помощи различных способов толкования найти правильное решение, которое в каждом конкретном случае способствует воле законодателя. Юридическое заключение, не имеющее основы в законе, несостоятельно (sine lege loquens erubescit, как говорили когда-то). Другие источники права в свете этого анализа занимают подчиненное и малозначимое место по сравнению с предпочитаемым классическим источником права – законом.

     Такая точка зрения восторжествовала в XIX в., когда почти во всех государствах континентального права были приняты кодексы и конституции. Она ещё более укрепилась в нашу эпоху благодаря дирижёрским идеям и расширению роли государства во всех областях. Работать во имя процесса и установления господства права – по-прежнему дело всех юристов, но в этой общей деятельности в современную эпоху ведущая роль принадлежит законодателю. Такой подход соответствует принципам демократии. Он обоснован с другой стороны тем, что государственные и административные органы имеют, несомненно, большие, чем кто-либо иной возможности для координации деятельности различных секторов общественной жизни и для определения общего интереса. Наконец, закон в силу строгости его изложения представляется лучшим техническим способом установления четких норм в эпоху, когда сложность общественных отношений выдвигает на первый план среди всех аспектов правильного его точность и ясность.

       Правовому государству присущ  такой признак, как господство (верховенство) права. Это означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон считается правовым, а лишь тот который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы права. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры и не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но важно, чтобы правовым законам подчинялась и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, что и для граждан. Таким  образом, политика правового государства, даже в том приближенном к нему виде, в котором находиться Россия, не может быть свободна от требований конституции и других законов, а также норм международного права и договоров с другими государствами. Государство обязано их неуклонно соблюдать во всех своих политических решениях. Это самая важная грань соотношения политики с правом, юридически воплощенном в законах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   Понятие права,  признаки, источники
 

2.1 Основные отрасли права 
 

     Право как система общеобязательных норм поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, т.е. издает законы и другие  нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать (хотя это никогда не выполняется в полной мере). 

     С учетом существенных свойств можно  выделить следующие признаки права:

     1) Право – это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития.

     2) Право есть регулятор социально  значимого поведения человек  разновидность социальных норм.

     3) Право есть система нормативного  регулирования, на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромисса.

     Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах: нормативно - правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др. Право общеобязательно. Оно распространяет свое действие на всех членов общества. Праву присуща процедурность. Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

     Право тесно связано с государством. Государство влияет на правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов, оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и обеспечивает их властную реализацию. Право охраняется государственным принуждением. Право всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением. Право (как разновидность социальных норм) обладает качеством нормативности, оно действует как типовой регулятор. Нормативность проявляется и в неоднократности действия юридических норм и формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права.

     Непосредственная  связь права с государством обусловливает  три характерных признака, отличающих право от иных социальных норм:

     1) Нормы права являются обязательными  для исполнения всеми, кого  эти нормы касаются: гражданами, юридическими лицами, государственными органами и др.

     2) Неукоснительное исполнение и  соблюдение норм права обеспечивается  принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел (милиции), прокуратуры и суда.

     3) Лица, виновные в несоблюдении  или неисполнении конкретной  нормы права, несут юридическую  ответственность, предусмотренную  санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предупреждение, штраф, административный арест или лишение свободы. При этом государство  берет на себя обязанность самостоятельно и за свой счет выявлять и привлекать к ответственности всех лиц, совершивших преступления и административные правонарушения.

     Источник (форма) права – внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права:

     Правовой  обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор.

     1) обычай – многократно повторяющееся  поведение в обществе, он складывается  исторически. Но сам обычай   становится правовым обычаем в случае санкционирования и использования судом.

     2) судебный или административный  прецедент. Он может базироваться на обычае или деловом обыкновении или целесообразности.

     3)нормативно  правовой акт (самый распространенный) – юридические нормы установленные государством и зафиксированные в письменной форме.

     4)нормативный  договор (международный договор, решение, конвенции), но приоритет регулируется государством. У нас наибольшей юридической силой обладает международный договор (Приложение А).

     Все эти источники различаются по юридической силе, которая определяется каким органом издана. Высшей юридической силой – Конституция. Впервые на территории России ее нормы – нормы прямого действия. На втором месте по юридической силе – конституционный закон. На третьем – текущее законодательство.

     Ведя  разговор о праве, нельзя не сказать  о таком понятии, как «правосознание». Правосознание существует «до», «после»  права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов(инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в- третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

     Традиционно, теория государства и права выделяет несколько видов правового сознания:

     1)по  субъектам (носителям) правовое  сознание делится на:

     - индивидуальное (совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение  конкретной личности к праву, правовым явлениям в общественной жизни);

     - групповое (совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение  тех или иных социальных групп,  классов, слоев общества, профессиональных  сообществ к праву и правовым  явлениям в общественной жизни);

     - массовое (совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение  к праву и правовым явлениям, которое характерно для нестабильных  временных объединений людей);

     - общественное (совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение  макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи) к праву и правовым явлениям)

     2) по глубине отражения правовой  действительности правовое сознание  делится на:

      - обыденное (эмпирическое);

     - научное (теоретическое);

     - профессиональное (Приложение Б).

      2.1 Основные отрасли права

     Система Российского права делится на отрасли по основным видам общественных отношений (предмет отрасли права), регулируемым единым, специфическим  для данной отрасли правовым методом (метод правового регулирования отрасли).

     Основные  отрасли права и законодательства отражены в Конституции Российской Федерации (ст.71 и ст.72). Главное место в этой системе занимает конституционное право, выраженное не только в самой Конституции РФ, но и в Конституциях республик и уставах регионов, в ряде законов, указов Президента об организации системы исполнительной власти. Конституция предусматривает издание двенадцати конституционных законов, из числа которых приняты еще не все. 7

     Конституция РФ называет также такие отрасли  федерального права, как законодательство о судоустройстве и прокуратуре; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Эти отрасли относятся к сфере публичного (властного, направленного на защиту общественных интересов) права, отнесенного к предметам ведения Федерации.

Информация о работе Соотношение понятий закон и право