Система права и система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести сравнительный анализ системы права и системы законодательства.

Для выполнения поставленной цели необходимо сформулировать и решить следующие задачи:

1.Выделить понятие и подходы к построению системы права.
2.Определить элементы системы права, рассмотреть особенности частного и публичного права, а также методы правого регулирования.
3.Исследовать понятие и элементы в системе законодательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I СИСТЕМА ПРАВА 5
1.1 Понятие и подходы к построению системы права 5
1.2 Частное и публичное право 15
1.3 Элементы в системе права 26
1.4 Предмет и метод правового регулирования как основание выделения отраслей права 31
ГЛАВА II СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 36
2.1 Понятие и элементы в системе законодательства 36
2.2 Соотношение и взаимосвязь в системе права и система законодательства, их различия 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60

Работа содержит 1 файл

курсовая тгп.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

    В общее понятие метода правового  регулирования (как собирательной  категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы: а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.); б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения; г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

    В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития. Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

    Однако  наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер. Такое же сквозное значение имеют дозволения, обязывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию.

    Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая  в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право  тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло. В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода. Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

    Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения. В хозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства – не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

    В последнее время в связи с  развитием рыночных отношений и  предпринимательства все большее  распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод  свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности42. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д. Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

 

ГЛАВА II СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    2.1 Понятие и элементы  в системе законодательства

    В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством43.

    Вопрос  о системе законодательства как  совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и систематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами и права реализации.

    Систематизация  законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему. Под законодательством в широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, трудовое, семейное и другие.

    Система законодательства выступает как  результат, следствие систематизации, а также как органическое свойство законодательства. Словари понятие «законодательство» определяют по-разному: как «общность и дух всех постановлений, законов страны»44; «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве»45; «совокупность законов»46.

    В то же время реализация органами прокуратуры  одной из своих основных функций  заключается в надзоре за законностью – законами и указами Президента России, имеющими силу закона. В комментарии к статье 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»47 говорится о том, что прокурор осуществляет надзор только за исполнением всей системы действующих законов. В их число входят: «Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации...»48.

    Зарубежный  опыт свидетельствует о следующем. Например, исходя из смысла содержания главы VII Конституции ФРГ («Законодательство Федерации») под законодательством следует понимать совокупность нормативных правовых актов, принимаемых органами власти49.

    Конституция СССР 1977 г. ввела для законов и  иных нормативных актов высших федеральных органов власти специальный термин, имевший родовое значение – «акты законодательства». В тексте ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. этот термин не применяется.

    В теории права законодательство принято  рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае законодательство понимается как внешняя форма объективного права, включающая в себя совокупность всех видов нормативных правовых актов, действующих в государстве. Во втором – понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации, т.е. до законов50.

    На  практике дело обстоит несколько  иначе. Это можно объяснить тем, что правовое регулирование общественных отношений нельзя разорвать на части  и рассматривать только на федеральном или только на местном уровнях. Оно опирается на весь комплекс правовых норм сверху донизу. От самых общих (законы) до самых конкретных (ведомственных или локальных нормативных актов). Здесь просматривается определенное противоречие между позицией общей теории права с конкретными правовыми науками и правовыми реалиями общественных отношений.

    Широкое понимание термина «законодательство» – это то, что гораздо более жизненно и что действительно работает на практику. Мировой и отечественный опыт свидетельствуют о том, что развитие системы законодательства и системы права идет по пути их дальнейшей специализации, т.е. приобретает не только более предметный, но и обособленный характер. Нельзя не согласиться с точкой зрения С.Л. Зивса, справедливо считающего, что «любой ведомственный акт без каких-либо уточнений и оговорок к законодательству отнести нельзя»51.

    Неоднозначность в подходе к этому понятию  прослеживается и при анализе  структуры журнала «Вестник законодательства Российской Федерации». Он содержит следующие разделы: законы Российской Федерации; решения палат Федерального Собрания; указы Президента России; постановления Конституционного Суда РФ; решения и постановления Правительства РФ.

    Система законодательства, как и система  права, носит объективный характер. Ее содержание, в конечном счете, определяется не только материальными и социальными условиями жизни общества. Одна из определяющих характеристик принадлежит характеристике сущности самого государства и задачам, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития, а также роли мирового сообщества. Общая система законодательства выступает не только как результат, следствие систематизации, но и как органическое свойство законодательства. Особенностью формирования законодательства Российской Федерации, позволившей ей достичь достаточно высокой степени системности, является то, что оно создается на базе ранее принятых концепций, отражающих роль и место России в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере. Например, для того, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации. Для этого потребуется принять заново или внести соответствующие изменения почти в 60 нормативных правовых актов.

    Нормы законодательства с учетом системной  взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. Их юридическая сила характеризует  внутреннюю соотносимость не только нормативных правовых актов, но и  создаваемой при этом системы специальных субъектов реализации и объема их полномочий.

    В основе системы законодательства лежит  нормативный правовой акт, оформляющий  решение полномочного органа государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю  форму он облачен – прежде всего закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный акт – конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Это достигается с помощью систематизации.

    Системность законодательства специалистами рассматривается  не только как один из основных факторов повышения его качества и результативности воздействия на регулирование общественных отношений, но и как показатель качества законотворческой работы Федерального Собрания Российской Федерации. Общие упреки к качеству системы законодательства сводятся к следующим: бессистемность, внутренняя противоречивость, излишняя множественность нормативных правовых актов52. Это же следует отнести и к характеристике системы чрезвычайного законодательства.

    Изменения, происходящие в системе законодательства, обусловлены целым комплексом разнообразных факторов объективного и субъективного свойства. Не последнюю роль среди них играет трансформация системы права под влиянием процессов интеграции, дифференциации, а также расширения или сужения сферы правового регулирования. Изменения системы обычного и чрезвычайного законодательства можно наблюдать, хотя и в разных объемах, во всех трех ее структурных образованиях: иерархической, федеративной и отраслевой.

    Право, являясь отражением жизненных реалий, находится в постоянном развитии. Государство посредством процесса нормотворчества отслеживает происходящие в обществе тенденции и с учетом собственных интересов придает им обязательный характер. Законодательство в силу своей непосредственной связи с практической деятельностью субъектов права более оперативно, нежели правовая система, путем установления обязательных правил поведения отражает постоянно происходящие процессы в общественной жизни.

    В основе системы законодательства лежит  нормативный правовой акт, оформляющий  решение полномочного органа государства. К нормативному акту применено понятие внешней формы права. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен прежде всего – закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный акт – конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства.

    Основным  элементом системы законодательства является отрасль законодательства – системная совокупность нормативных правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Информация о работе Система права и система законодательства