Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 16:12, шпаргалка

Описание работы

64 билета по "Истории государства и права"

Содержание

Формирование научных концепций истории отечественного государства и права в российской историографии XVIII в.
Развитие историко-правовой науки в XIX–нач.XIX вв. Работа М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор истории русского права».
История отечественного государства и права в исследованиях советских историков.
Современная российская историография истории отечественного государства и права.
Различные подходы к трактовке образования др.русского гос-ва. Норманнская теория. Отношение к ней различных исторических школ.
форма древнерусского государства. Неоднозначность в ее определении.
Образование государства Золотая Орда, его форма и система права.
Монголо-татарское «иго». Правовое положение русских княжеств. Дискуссии по данному вопросу.
Освещение влияния Золотой Орды на формирование русской государственности в историко-юридической литературе.
Великое княжество Литовское («Другая Русь») [XIV–XVI вв.].
Различные подходы к трактовке событий в России в кон. XVI – нач. XVII вв. Понятие «смутное время». Причины «смуты».
Самозванство как специфический феномен русской истории. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.
Происхождение династии Романовых. Правление Михаила Романова.
К вопросу о роли земских соборов в государственной системе и форме правления в России в середине XVII в.
Дискуссии по проблемам истории российского абсолютизма.
Особенности российского абсолютизма при Петре I.
«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
«Неоабсолютизм» второй половины XIX – начала ХХ вв.
Превращение российского государства в многонациональную державу (XVI–XIX вв.). Проблема соотношения добровольности и принуждения в её формировании.
Проекты М. М. Сперанского «европеизировать» государственную систему России и их судьба.
Реформы 60–70-х гг. XIX в. Чего хотел Александр II?: версии и гипотезы.
Возникновение российского парламентаризма. Учреждение Государственной Думы и реорганизация Госсовета в годы Первой русской революции.
К вопросу о двоевластии после Февральской революции 1917 г.
Теоретические основы формирования советской государственности.
Становление механизма советского государства после Октябрьской революции.
Форма правления и сущность формирующегося советского государства: юридическое закрепление и реальность.
Несоветские правительства в годы гражданской войны (1918–1920 гг.).
Национально-государственное строительство после Октябрьской революции. Альтернативные проекты объединения советских республик. Образование СССР и его конституционные основы.
Деформация госаппарата в 1930 – начале 1950-х гг. Формирование двухструктурной партийно-советской власти (по принципу «опричнина» – «земщина»).
Первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма в период хрущёвской оттепели.
Доктрина «общенародного государства» по Конституции СССР 1977 г. и её несостоятельность.
Попытка внедрения в советскую систему принципов европейской демократии в период «перестройки» и её результаты.
Проблема двоевластия в России после распада СССР и поиск путей её решения.
Административные реформы второго Президента России В. В. Путина.
Проблемы развития российской государственности на современном этапе.
Различные подходы к трактовке источников возникновения древнерусского права. «Русская правда» – проблемы источниковедения.
Источники (формы права) в период феодальной раздробленности. Происхождение «Псковской судной грамоты».
Источники права Московской Руси (конец XV – середина XVII вв.). Соборное уложение 1649 г.
Специфические черты законодательства Петра I и Екатерины II.
Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.
Источники права в советский период.
Становление института собственности в древнерусском праве (по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте»).
Юридическое закрепление феодальной собственности на землю и ее недра по законодательству Петра I и Екатерины II.
Понятие права собственности и права владения по своду законов Российской империи 1832 г.
право собственности в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Регламентация права собственности по советскому и современному законодательству.
Обязательственное право в Древней Руси и в период феодальной раздробленности.
Обязательства и договоры в Российской империи (ХVIII – середина ХIХ вв.).
Обязательственное право в буржуазный период (1861–1917 гг.).
Противоречивый характер обязательственных правоотношений в советском государстве.
Наследственные правоотношения по «Русской правде» и «Псковской судной грамоте».
Внедрение принципов единонаследия и майората при Петре I и их реализация в ХVIII в.
Порядок наследования движимого и недвижимого имущества в XIX в.
Нормы наследственного права при советской власти и в современной России.
Семейно-брачные правоотношения в Древней и Средневековой Руси.
Брак и семья в период утверждения и расцвета абсолютизма (XVIII в.).
Семейное право России XIX – начала XX вв.
Правовое регулирование семейно-брачных отношений в советский и современный периоды.
Понятие «преступление» в истории российского уголовного права.
Эволюция видов преступлений в истории российского уголовного права.
Трансформация системы наказаний в уголовном праве России.
Судебные органы и процесс в период феодализма (IX – середина XIX вв.).
Судебная реформа 1864 г. и ее значение.
Организация судоустройства и судопроизводства в советском и современном российском государствах.

Работа содержит 1 файл

Шпора на иогп.doc

— 602.50 Кб (Скачать)

Третий раздел Кодекса  был посвящен «Семейному праву». Одна из особенностей Кодекса состояла в  том, что он отменял институт усыновления (ст. 183). Необходимость такой меры мотивировалась социальными причинами: не допускать завуалированной эксплуатации детского труда.

В четвертом разделе  «Опекунское право» предусматривалось  установление опеки и попечительства над несовершеннолетними и душевнобольными, которые осуществлялись отделами социального обеспечения или специально назначенными опекунами и попечителями.

Новая редакция Кодекса  законов о браке, семье и опеке была принята ВЦИКом РСФСР в 1926 г, внесено: во-первых, были изменены условия регистрации брака: а) был установлен единый брачный возраст для лиц мужского и женского пола на уровне 18 лет; б) согласно ст. 7 кодекс предоставил супругам сохранять свои добрачные фамилии; в) при регистрации брака лица, состоявшего в гражданстве РСФСР, с иностранным гражданином (-ой), каждое из них сохраняло свое гражданство.

Во-вторых, в кодексе получил юридическое закрепление институт фактического брака. Фактический брак – это брак, не зарегистрированный в органах загса, но фактически имевший место.

В-третьих, новый кодекс вводил институт общей собственности супругов. «Имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, оставалось раздельным их имуществом. Имущество, нажитое супругами в течение брака, считается общим имуществом супругов».

В-четвертых, в Кодекс 1926 г. была включена специальная глава  «Об усыновлении».

В целом данный кодекс имел позитивное значение для демократизации брачно-семейных отношений.

В 1930-е гг. в сфере  регулирования семейно-брачных отношений  произошло два события. Первое –  в апреле 1936 г. был введён институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда, могли передаваться на воспитание в другие семьи. Второе – в июне того же года было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатёж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

Ужесточались санкции  за неуплату алиментов. Размеры алиментов  стали устанавливаться не по усмотрению суда, а в следующих долях заработной платы ответчика: 1/4 заработка – на одного ребёнка, 1/3 – на двух, 1/2 – на трёх и более детей.

Безусловно, положительное  значение имели увеличение ассигнований государства на нужды материнства и детства.

Серьёзные изменения  семейное право претерпело в годы Великой Отечественной войны. Они  были направлены на укрепление института  брака, материальное обеспечение семей  погибших на фронте военнослужащих, поощрение  многодетных семей, а также стимулирование рождаемости, что в условиях войны имело первостепенное значение, необходимо было также позаботиться о детях-сиротах. Для получения дополнительных денежных средств на эти цели с 1 октября 1941 г. был введён налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным женщинам стали выдаваться дополнительные пайки. В 1943 году начали действовать новые нормы, касавшиеся патронирования, опеки и усыновления. Так, усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей с присвоением им фамилии и отчества усыновителей.

Принципиальное значение имел указ ПВС СССР от 8 июля 1944 г. «Об  увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и  одиноким матерям, усилении охраны материнства  и детства, об установлении почётного  звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» ».

Он отличался многоплановостью. Во-первых, содержал ряд материальных и моральных стимулов для увеличения рождаемости в стране. Так, выплата  государственного пособия устанавливалась при рождении третьего, а не седьмого ребёнка, как это было раньше. Причём размер пособия возрастал при рождении очередного ребёнка. Отпуск по беременности и родам увеличивался с 63 до 77 календарных дней. Беременные женщины освобождались от сверхурочных работ. Вводился институт «одинокой матери» (матери-одиночки) – матери, которая родила и воспитывала детей, не выходя замуж. Матерям-одиночкам стало выплачиваться государственное пособие в размере 100 руб. на одного ребёнка, 150 руб. – на двух и 200 руб. – на трёх и более детей. Одинокая мать могла поместить своего ребёнка на воспитание в детское учреждение, где он содержался полностью за счёт государства. За матерью сохранялось право взять ребёнка из детского учреждения обратно. Для многодетных матерей учреждались «Медаль материнства», орден «Материнская слава» трёх степеней и почётное звание «Мать-героиня». Медалью награждались матери, родившие и воспитавшие пять и шесть детей, орденом – семь – девять детей, почётное звание «Мать-героиня» получали женщины за десять и более детей.

Во-вторых, институт фактического брака терял свою юридическую  силу. Указ установил, что только зарегистрированный брак порождал права и обязанности  супругов. Лица, состоявшие в брачных  отношениях до издания указа, могли  оформить свои отношения путём регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.

В-третьих, в связи  с введением института одинокой матери отменялось ранее существовавшее право обращения матери в суд  с иском об установлении отцовства  и о взыскании алиментов на содержание ребёнка, родившегося от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Устанавливалось также, что при регистрации в органах загса рождения ребёнка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери. Допускалось также ставить в графе «отец» прочерк.

В-четвёртых, усложнялся процесс развода. Развод впредь мог  производиться только в судебном порядке. Причём процесс о разводе  состоял из двух стадий. В народном суде принимались меры к примирению супругов. Если достичь примирения супругов не удавалось, то дело поступало в вышестоящий суд, который и решал вопрос о разводе.

В 1969 г. вступил в силу новый Кодекс о браке и семье  РСФСР. С одной стороны, он воспринял значительную часть ранее действовавших норм брачного и семейного права, а с другой, – освободил их от устаревших положений, обусловленных спецификой военного и послевоенного времени. 1) Ликвидировался прочерк об отцовстве в свидетельстве о рождении детей, родившихся вне брака. 2) Вводился упрощенный внесудебный порядок развода через органы ЗАГСА для супругов, не имевших несовершеннолетних детей. 3) Кодекс разрешил вступление в брак с иностранцами, запрет на который был введен в 1948 г.

На современном этапе сфера брачно-семейных отношений регулируется Семейным кодексом РСФСР 1995 г. Среди новых положений, включенных в кодекс, особо выделим возможность заключения между супругами брачного договора. Брачным договором признаётся соглашение лиц, вступающих в брак или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения (Ст. 40). Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов (Ст. 42). Впервые в Кодексе появилась отдельная глава 11, посвященная правам несовершеннолетних детей. Дети получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Кодекс устанавливает алиментные обязательства не только бывших супругов, но и других членов семьи: братьев и сестёр – по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестёр; дедушек и бабушек – по содержанию внуков в случае невозможности получения содержания от своих родителей; внуков – содержать дедушку и бабушку в случае невозможности получения ими содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей; пасынков и падчериц – по содержанию нетрудоспособных нуждающихся в помощи отчима и мачехи (Гл. 13).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «преступление» в истории российского уголовного права.

Важнейшим компонентом  уголовного права является понятие  «преступление», семантика которого в процессе исторического развития неоднократно модифицировалась.

Чаще всего в летописях  преступные деяния именовались злыми делами.

В историко-юридической  литературе принято считать, что  первая попытка определить преступное деяние была сделана в «Русской правде», где используется термин «обида», под  которой понималось причинение материального, физического или морального ущерба определённому лицу.

Однако понятие преступления как общественно-опасного деяния пока не сложилось, так же как ничего не говорилось о возрасте преступника  и не получили достаточного раскрытия  формы вины (умысел, неосторожность).

Трактовка преступления как общественно опасного деяния закрепилась в «Судебнике» 1497 г., в котором обострение классовых противоречий, повышение значимости государственной власти и её аппарата повлияли на появление новой терминологии для обозначения преступного деяния – «лихое дело». Под «лихим делом» стало пониматься нанесение ущерба государству и интересам господствующего класса.

В «Соборном уложении» 1649 г. для обозначения преступного  деяния используются термины «лихое дело» и «воровство», хотя во второй половине XVII в. последний термин всё больше отходит в имущественную сферу.

При Петре I для обозначения наказуемых деяний впервые появляется современный термин «преступление». Под преступлением стали пониматься противоправные деяния, наносящие вред и убыток государству, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом.

При Екатерине II толкование понятия преступление уточнялось в пользу закона. В Манифесте 1763 г. говорилось: надо, чтобы «люди боялись законов, и никого, кроме них, не боялись».

В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. впервые была предпринята попытка расчленить понятия  «преступление» и «проступок». Если преступление трактовалось как всякое нарушение закона, являвшееся посягательством на права верховной и любой другой власти или на права и безопасность как общества, так и частных лиц, то проступок – как «нарушение правил, предписанных для охранения общественной или личной безопасности или пользы».

В новой редакции «Уложения  о наказаниях уголовных и исправительных», относящейся к 1885 г., было дано развёрнутое определение понятия «состава преступления» как совокупности необходимых элементов для доказательства обвинения. Состав преступления включал 4 элемента: 1) субъект преступления; 2) субъективная сторона; 3) объект преступления; 4) объективная сторона.

Уголовное Уложение 1903 г., подготовленное накануне первой русской революции, подразделяло преступления на: тяжкие (за которые могли быть назначены смертная казнь, каторга, поселение); преступления (для них в качестве мер наказания могли применяться заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом); проступки (мерами противодействия им являлись арест, штраф).

В период действия «революционного  права» и принципов «революционного  правосознания» чёткого определения  понятия преступление не было. При анализе определения понятия преступление вычленяются два существенных момента: 1) в нём выпукло прослеживается классовая направленность преступного деяния; 2) данная его трактовка была рассчитана лишь на переходный период от капитализма к коммунистическому строю.

В «Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» 1958 г. и УК РСФСР 1960 г. преступное деяние рассматривалось применительно  к выводу о полной и окончательной  победе социализма в нашей стране.

Современное определение понятия преступление даётся в УК РФ 1995 г.: «Преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим Кодексом под угрозой наказания». Как видно из его содержания, в качестве основного критерия преступления обозначена его общественная опасность, по сравнению с советским периодом исчезла классовая направленность преступного деяния.

 

 

  1. Эволюция видов преступлений в истории российского уголовного права.

Также, как и понятие  «преступление», в истории российского уголовного права претерпевают эволюцию и виды преступных деяний. В «Русской правде» юридически закреплялись лишь две родовые группы преступных деяний – против личности и имущественные преступления.

В древнерусском государстве отсутствовало понятие государственного преступления. По мнению Ю. П. Титова, это было связано с неразвитостью государственной власти и её аппарата. В таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия.

Впервые в древнерусском  праве государственные преступления появляются в «Псковской судной грамоте», которая упоминает о государственной измене («перевете»).

«Судебник» 1497 г. к внешнеполитическим факторам добавил внутриполитические, назвав в числе государственных  преступлений «крамолу» (деяние, совершаемое  преимущественно представителями господствующего класса) и «подым» (попытка организации смуты, распространение «поносных писем», дискредитировавших высокопоставленных государственных чиновников). По «Соборному уложению» 1649 г. к государственным преступлениям, кроме измены и участия в восстаниях, были также отнесены умышленные противоправные деяния против монарха и членов его семьи.

В уголовном законодательстве Петра I наибольшую правовую разработку получили воинские преступления, о чём свидетельствовало появление специального нормативного документа – «Артикула воинского», что в условиях почти непрерывной войны.

Основательную разработку при Петре I получают должностные преступления (казнокрадство, взяточничество, неисполнение распоряжения, разглашение тайны и др.).

Взяточничество, которое  ещё по «Судебнику» 1497 г. стало уголовно наказуемым деянием, при Петре I стало подразделяться на три вида: простая взятка, нарушение служебного долга за взятку, совершение преступления за взятку. Если за первые два вида взяточничества устанавливались телесные наказания с конфискацией имущества, то за третий вид – смертная казнь.

Информация о работе Шпаргалки по "Истории отечественного государства и права"