Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка
Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.
Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4
Вопрос 2. Методология теории государства и права 5
Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8
Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11
Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13
Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16
Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19
Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19
Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20
Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21
Вопрос 11. Виды норм права 23
Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24
Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25
Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25
Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26
Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28
Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28
Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30
Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32
Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33
Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34
Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36
Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37
Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38
Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39
Вопрос 26. Объекты правоотношения 40
Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41
Вопрос 28. Содержание правоотношения 42
Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43
Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44
Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45
Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46
Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46
Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48
Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49
Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50
Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52
Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53
Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55
Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56
Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58
Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59
Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60
Вопрос 44. Законность и правопорядок 61
Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63
Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64
Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65
Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66
Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67
Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68
Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69
Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70
Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70
Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71
Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72
Вопрос 56. Понятие формы государства 74
Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74
Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77
Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78
Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79
Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80
Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81
Вопрос 63. Признаки правового государства 82
Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83
Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83
Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84
Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85
Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86
- неосновные (более узкие направления, входящие в основные – функция финансового контроля).
По сфере осуществления:
- внутренние (политическая, экономическая, идеологическая, экологическая, охранительная, контрольная);
- внешние (оборона страны, итеграция в мировое сообщество, сотрудничество в решении глобальных проблем, обеспечение мирового порядка).
Механизм государства – это система государственных органов и учреждений, реализующих государственную власть, задачи и функции государства.
Особенности механизма государства:
1) это целостная иерархическая
система государственных
2) первичные структурные
звенья механизма составляют
государственные органы и
3) механизм служит средством осуществления государственной власти и функций государства;
4) для обеспечения
5) сложность и многообразие
органов государства и
Государственный аппарат – это совокупность наделенных властными полномочиями государственных органов, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Принципы организации и
1) Обязательность реального
представительства интересов
2) Открытость деятельности
всех государственных структур,
доступ к соответствующей
3) Принцип законности, означающий обязательность соблюдения законов в деятельности всех звеньев государственного механизма.
4) Высокая компетентность
и профессионализм в
5) Принцип разделения властей
на законодательную,
6) Принцип гуманизма, заключающийся в обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
7) Принцип демократизма, в соответствии с которым государственные органы должны формироваться на началах выборности, сменяемости, отчетности.
Орган государства – это элемент государственного аппарата, наделенный в соответствии с законом государственно-властными полномочиями по осуществлению функций государства.
Признаки органа государства:
а) представляет собой автономную
часть государства, которая учреждается
в установленном законом
б) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;
в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые, правоприменительные, интерпретационные);
г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;
д) действует от имени государства;
е) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе;
ж) источником финансирования деятельности служат государственный или местный бюджеты.
Виды государственных органов:
По порядку формирования:
- первичные (формируются
путем избрания по строго
- производные (формируются первичными государственными органами).
По характеру компетенции:
- органы общей компетенции (решают широкий круг вопросов – Федеральное Собрание, Правительство);
- органы специальной компетенции (специализируются на выполнении одного вида деятельности – МИД, МинЮст).
По способу принятия решения:
- единоличные (решения принимаются одним человеком – Президент, Министр, Прокурор);
- коллегиальные (решения принимаются группой лиц – Правительство).
По принципу разделения властей:
- законодательные (основная функция – принятие нормативных правовых актов – Федеральное Собрание);
- исполнительные (осуществляют исполнительно-распорядительную функцию – Правительство);
- судебные (основная функция – осуществление правосудия).
По сфере действия:
- высшие (действуют на
территории всей страны или
в пределах территории
- местные (действуют в
пределах соответствующей
Правовое государство – это организация власти, обеспечивающая режим верховенства права и создающая надежные гарантии от произвольного вмешательства государства в дела общества.
Выделяют четыре основных признака правового государства:
1. Господство, или верховенство, права предполагает:
- правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;
- правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им;
- связанность государства им же созданными законами, т. е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;
- верховенство и прямое действие Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы.
2. Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, не отчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.
3. Взаимная ответственность
4. Принцип разделения властей, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти.
Принцип разделения властей, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти.
Разделение и взаимное сдерживание властей служит главным условием политической свободы в обществе.
Система сдержек и противовесов покоится на следующих основах:
а) все ветви власти имеют
различные источники
б) все органы власти имеют разные сроки полномочий (например, судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно, Президент избирается на четыре года, Палата представителей – на два года). Таким образом, все три ветви власти обладают самостоятельностью по отношению друг к другу и предупреждается одновременное обновление их состава. В результате сохраняются их устойчивость и преемственность в деятельности;
в) каждая из ветвей власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право отлагательного вето Президента, право Конгресса отклонить законопредложения исполнительной власти, право импичмента в отношении Президента и др.).
Законодательная власть в любом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением страны, который решает все вопросы в коллегиальном порядке.
Главное назначение исполнительной власти – исполнение законов, их реализация в процессе управления обществом. Исполнительная власть представлена разветвленной системой государственных органов, многочисленных и разнообразных по выполняемым полномочиям.
Судебная власть занимает особое место, так как на нее возложено осуществление правосудия, имеющего своим конечным результатом защиту прав, свобод и законных интересов личности.
…
Правовой статус личности – система прав и обязанностей, закрепленная в конституции и других нормативных правовых актах.
Содержание правового статуса личности определяется наличием правовой связи с государством: кем является лицо – гражданином, иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Структура правового статуса личности:
1. Гражданство – определяет принадлежность лица к данному государству. В зависимости от того, признается лицо гражданином или нет, определяется объем его правового статуса.
2. Правосубъектность – означает способность лица быть носителем прав, обязанностей и законных интересов, выражающуюся в его способности их осуществлять и нести ответственность за их реализацию. Состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
3. Юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности – к ним относят средства, обеспечивающие охрану (защиту) прав и свобод, обязанностей и законных интересов личности.
Гражданство, правосубъектность и юридические гарантии тесно связаны с правовым статусом личности. Благодаря их наличию правовой статус личности становится реально действующим.
Виды правового статуса
- родовой (специальный) – отражает особенности правового положения отдельных категорий лиц (военнослужащие, пенсионеры);
- общий (международный) – отражает статус лица как гражданина государства и члена общества, определяется нормами международного права и конституцией и находится в зависимости от различных текущих обстоятельств;
- конституционный (базовый)
- отраслевой – охватывает права и обязанности, закрепляемые в рамках той или иной отрасли права (гражданско-правовой статус, процессуально-правовой статус);
- индивидуальный – характеризуется особенностями возраста, пола, семейного положения и т.д.
Конституция РФ делит основные права и свободы на:
- права и свободы человека;
- права и свободы гражданина.
Права гражданина являются следствием наличия особой политико-правовой связи между индивидом и государством, в силу чего государство оказывает лицу содействие в их реализации.
Классификация основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина:
1. Личные (гражданские) права и свободы: право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища, свободу передвижения и выбор места жительства, свободу совести, свободу определения национальной принадлежности и выбора языка общения, свобода мысли.
2. Политические права и свободы: право участвовать в управлении делами государства, свободу слова, собраний, шествий, митингов, демонстраций, пикетирования, право на объединение в общественные организации, право на обращение (право петиций).
3. Социально-экономические и
Конституционные обязанности личности в РФ:
- обязанность соблюдать КРФ и законы;
- заботиться о детях и нетрудоспособных родителях;
- получить основное общее образование;
- заботиться о памятниках истории и культуры;
- платить законно установленные налоги;