Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка
Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.
Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4
Вопрос 2. Методология теории государства и права 5
Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8
Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11
Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13
Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16
Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19
Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19
Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20
Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21
Вопрос 11. Виды норм права 23
Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24
Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25
Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25
Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26
Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28
Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28
Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30
Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32
Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33
Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34
Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36
Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37
Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38
Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39
Вопрос 26. Объекты правоотношения 40
Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41
Вопрос 28. Содержание правоотношения 42
Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43
Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44
Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45
Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46
Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46
Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48
Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49
Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50
Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52
Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53
Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55
Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56
Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58
Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59
Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60
Вопрос 44. Законность и правопорядок 61
Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63
Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64
Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65
Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66
Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67
Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68
Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69
Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70
Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70
Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71
Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72
Вопрос 56. Понятие формы государства 74
Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74
Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77
Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78
Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79
Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80
Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81
Вопрос 63. Признаки правового государства 82
Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83
Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83
Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84
Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85
Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86
3. Саморегулирование – осуществляется самими участниками отношений через заключение гражданско-правовых и трудовых договоров и соглашений, принятие уставов организаций.
Способы правового регулирования:
Дозволение – это нормативно закрепленное предоставление субъекту права на совершение определенных действий, направленных на удовлетворение его интересов (право на владение, распоряжение имуществом, право совершать различные сделки).
Обязывание – это возложение на лиц обязанности совершать действия, предусмотренные нормами права (обязанность платить налоги, оплачивать проезд в транспорте).
Запрет – это возложение на лиц обязанности воздержаться от совершения каких-либо действий, запрещенных нормами права (запрет на охоту в заповедниках).
Типы правового регулирования:
Общедозволительный тип – основывается на дозволении, предоставляя субъектам возможность совершать различные действия, не запрещенные законом, то есть дозволено все, что прямо не запрещено.
Разрешительный тип – предписывает общий запрет на совершение каких-то действий и деятельности и разрешение их в индивидуальном порядке, то есть запрещено все, кроме прямо разрешенного (лицензирование).
Дозволительно-обязывающий тип – в основе лежит обязывание, то есть дозволено только то, что прямо предусмотрено в законе (определение в законе компетенции государственных органов и должностных лиц).
Метод правового регулирования – это совокупность способов и приемов, при помощи которых осуществляется воздействие норм права на общественные отношения. Различают диспозитивный метод (равенство сторон, их самостоятельность) и императивный метод (жесткое регулирование отношений между субъектами, нет возможности выбора вариантов своего поведения).
Стадии правового
1. Правотворчество – процесс формирования норм права. Правовое регулирования носит общий характер, так как предписания нормативных актов будут распространяться на все отношения и всех субъектов, попадающих в сферу их действия.
2. Возникновение правоотношений – процесс выражения принятых нормативных правовых актов в конкретных правоотношениях между конкретными субъектами права.
3. Правовое регулирование – процесс непосредственной реализации прав и обязанностей субъектов конкретных возникших правоотношений.
Механизм правового
Особенности механизма правового регулирования:
1) по своему характеру
является государственным,
2) представляет собой
3) имеет пределы воздействия на общественные отношения;
4) обладает определенным
содержанием и имеет целью
создание устойчивой, непротиворечивой
системы отношений, способной
обеспечить требуемый
5) осуществляется при помощи
системы правовых средств,
6) характеризуется стадийностью действия, последовательным переходом от одной стадии к другой, находится в постоянном движении;
7) обладает эффективностью, которая зависит как от объективных, так и субъективных условий и факторов.
Стадии механизма правового регулирования:
1. Формирование нормативной основы - включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования.
2. Правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения.
3. Реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.
4. Наступление определенных юриди
Элементы механизма правового регулирования:
1. Нормы права - устанавливают общее правило или модель поведения, а также определяют круг субъектов, их правовой статус. От вида нормы права – запрещающая, обязывающая, уполномочивающая, рекомендательная, поощрительная и др. – зависит характер поведения субъектов права.
2. Правоотношение, которому предшествуют юридические факты. Последние, по существу, включают в действие весь механизм правового регулирования и вызывают возникновение правоотношений определенного вида. В правоотношении общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам и в нем фиксируются субъективные права и обязанности сторон.
3. Акты реализации прав и обязанностей представляют собой фактическое поведение участников правоотношений. Этим элементом завершается действие механизма правового регулирования, если устанавливается правопорядок, или обеспечивается тот результат, на который направлена воля законодателя. Если этот результат не достигнут, то в качестве элемента механизма правового регулирования могут быть использованы акты правоприменения, которые гарантируют осуществление прав и обязанностей.
Эффективность механизма правового регулирования – оценочная категория. С ее помощью можно определить уровень и качество функционирования этого механизма. Эффективность зависит от ряда условий и факторов внешнего и внутрисистемного характера.
К внешним условиям относятся уровень общественного правосознания, правовой культуры населения, процессы политической, экономической жизни общества, уровень законности и правопорядка в стране и др.
Внутренние условия отражают устойчивость системы правового регулирования, ее относительную непротиворечивость и беспробельность, рациональность структуры механизма правового регулирования, его гибкость и слаженность действия, качество отдельных элементов, например норм права, актов реализации, правоприменительной деятельности и т. д.
Условия повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование
2) совершенствование процесса правоприменения;
3) повышение уровня правовой культуры субъектов права.
Правомерное поведение определяется как:
а) совпадающее с требованиями норм права, соответствующее правовым предписаниям;
б) не противоречащее нормам права, т. е. не выходящее за их пределы;
в) не запрещенное нормами права.
Типы правомерного поведения в зависимости от мотивации (внутренней регуляции поведения) людей:
1. Маргинальное поведение (
2. Конформистское поведение является следствием приспособления личности к внешним обстоятельствам и выражается в пассивном соблюдении норм права в силу подчинения своих действий (бездействия) мнению окружающей среды. Иначе говоря, человек поступает правомерно, поскольку так поступают окружающие его люди – родственники, коллеги, знакомые и т. д.
3. Привычное (стереотипное, положительное) поведение осуществляется в рамках сформировавшейся привычки действовать всегда правомерно, поступать в соответствии с законом. При этом соблюдение закона является для человека само собой разумеющимся, обычным, привычным поведением.
4. Социально-активное поведение относится к высшему типу правомерного поведения, поскольку основано на солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его положениями, когда личность проявляет нравственное согласие с правом.
Правонарушение – это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред обществу, государству, отдельным лицам, совершенное деликтоспособным субъектом, влекущее юридическую ответственность.
Признаки правонарушения:
- виновность (осознанное и осмысленное поведение субъекта, способного контролировать свои поступки);
- наказуемость;
- противоправность (нарушает требования правовых норм);
- общественная вредность или опасность (посягает на отношения, охраняемые законом).
Юридический состав правонарушения содержит четыре обязательных элемента – субъект, субъективная сторона, объект и объективная сторона.
Субъектом правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Физические лица должны обладать деликтоспособностью (уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет, а по ряду составов преступлений – с 14 лет; административная – с 16 лет; полная гражданско-правовая – с 18 лет, в случае вступления в брак или эмансипации – с 16 лет). Юридические лица также должны обладать деликтоспособностью, которая возникает у них с момента регистрации.
Субъективная сторона характери
Объект правонарушения - общественные отношения, которым наносится вред или реально возможно нанесение вреда и которые охраняются действующим правом. Помимо общего объекта нередко выделяют родовой объект правонарушения (совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель – общественная безопасность, охрана окружающей среды, порядок управления), а также непосредственный объект (например, материальные ценности, жизнь, здоровье человека, его достоинство). Любое правонарушение посягает одновременно на общий, родовой и непосредственный объект.
Объективная сторона правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения:
а) противоправности деяния;
б) наступивших вредных (общественно опасных) последствий;
в) причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями. Связь должна быть прямой, непосредственной, а не случайной;
г) места, времени, условий и иных обстоятельств совершения правонарушения, а также способа и средств его совершения.
Если все четыре элемента
юридического состава правонарушения
имеются в наличии, значит, совершено
правонарушение, за которое должна
последовать юридическая
Правонарушение – это противоправное виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее или способное причинить вред обществу, государству, отдельным лицам, совершенное деликтоспособным субъектом, влекущее юридическую ответственность.
Виды правонарушений:
По характеру и степени
- Преступления – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.
Преступление посягает на наиболее значимые социальные объекты, охраняемые уголовным законом. Не является преступлением деяние, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Преступления различаются небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие. Квалифицировать правонарушение в качестве преступления вправе только суд, и он же назначает наказание.
- Проступки – это виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной вредности.
Виды проступков:
Конституционное правонарушение – противоправное деяние, выражающееся в нарушении норм Конституции, ФКЗ и иных норм конституционного законодательства и влекущее юридическую ответственность.
Административный проступок – это противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Гражданско-правовые нарушения – это противоправные деяния, наносящие вред имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Гражданско-правовые нарушения возможны и без вины (например, ответственность должника перед кредитором).
Дисциплинарные проступки – противоправное виновное неисполнение работником или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка, нарушение трудовой, учебной и других видов дисциплины. Ответственность за них устанавливается ведомственными, локальными и иными нормативными правовыми актами.