Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка
Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.
Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4
Вопрос 2. Методология теории государства и права 5
Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8
Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11
Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13
Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16
Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19
Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19
Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20
Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21
Вопрос 11. Виды норм права 23
Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24
Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25
Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25
Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26
Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28
Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28
Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30
Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32
Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33
Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34
Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36
Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37
Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38
Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39
Вопрос 26. Объекты правоотношения 40
Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41
Вопрос 28. Содержание правоотношения 42
Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43
Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44
Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45
Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46
Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46
Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48
Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49
Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50
Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52
Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53
Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55
Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56
Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58
Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59
Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60
Вопрос 44. Законность и правопорядок 61
Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63
Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64
Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65
Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66
Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67
Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68
Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69
Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70
Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70
Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71
Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72
Вопрос 56. Понятие формы государства 74
Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74
Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77
Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78
Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79
Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80
Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81
Вопрос 63. Признаки правового государства 82
Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83
Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83
Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84
Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85
Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86
2. Ограниченная монархия – деятельность монарха ограничена в законодательной сфере, существует представительный орган государственной власти (парламент).
Виды ограниченной монархии:
- сословно-представительная монархия (власть монарха ограничена представительным органом, состоящим из духовенства, дворянства, зажиточных слоев городского населения – земские соборы в России, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции).
- конституционная монархия (власть монарха ограничена конституцией в исполнительной и законодательной сферах. Законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству). Подразделяется на два вида:
Парламентская конституционная монархия:
1) власть монарха ограничена
во всех сферах
2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;
3) исполнительная власть
реализуется правительством, которое
ответственно перед
4) правительство формируется
из представителей партии, победившей
на выборах в парламент,
5) законы принимаются
Дуалистическая
характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. К ним относятся: Иордания, Кувейт и Марокко.
2. Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит избираемым на определенный срок органам, несущим ответственность перед населением.
Характерные черты республики:
1) верховная власть
2) источником власти является
народ, который реализует эту
власть посредством проводимых
через определенные промежутки
времени выборов высших и
3) срочность полномочий
высших представительных
4) использование институтов
демократии в разнообразных
5) юридическая и политическая
ответственность главы
Виды республик:
1. Парламентская республика – характеризуется верховенством парламента.
Характерные признаки парламентской республики:
- глава государства избирается парламентом либо специально созданной парламентом комиссией; глава государства не имеет каких-либо существенных полномочий и зависит в своей деятельности от правительства;
- правительство формируется из числа лидеров политических партий, имеющих большинство голосов в парламенте; правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства;
- правительство несет
ответственность перед
К ним относятся: Италия, Германия, Австрия, Венгрия.
2. Президентская республика – характеризуется значительной властью президента.
Характерные черты:
- президент избирается народом и совмещает функции главы государства и главы правительства;
- президент, при определенном
парламентском контроле, формирует
правительство, которое несет
ответственность перед
- парламент не имеет право выражать вотум недоверия правительству;
- президент имеет широкие
полномочия в политической, военной,
социально-экономической
К ним относятся: США, Бразилия, Мексика, Аргентина.
3. Смешанная республика – характеризуется сочетанием черт президентской и парламентской республик. Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.
К ним относятся: Россия, Франция.
4. Монархическая республика – глава государства несменяем и пользуется своей властью бессрочно (Югославия, КНДР).
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий организацию государственной власти в территориальных пределах государства, а также взаимоотношения между составными частями государства.
Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).
Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований.
Характерные черты унитарного государства:
1) единый центр государственной
власти, т. е. единая, общая для
всей страны система высших
и центральных органов власти
(парламент, правительство,
2) одна система законодательства;
3) единое гражданство;
4) единая судебная система;
5) одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;
6) административно-
Унитарные государства могут быть централизованными (отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники) и децентрализованными (местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью).
Унитарные государства больше характерны для авторитарных режимов.
Федерация – сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов.
Характерные черты федерации:
1) определенная политическая
и юридическая
2) двухуровневая система
органов государственной
3) две системы законодательства – общефедеральная и субъектов;
4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях: в Австрии, Австралии, Канаде его нет);
6) двухканальная система налогов;
7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.
Входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т. е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии).
Виды федераций: национальная и территориальная.
Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными. Преувеличение роли национального фактора в построении федерации способно не сплотить, а, напротив, разделить население, подорвать государственную общность.
Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т. е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т. д.
Политический (государственный) режим – это совокупность приемов, способов, средств и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.
Самая распространенная классификация – деление режимов на демократические (в основе лежит признание народа единственным источником и субъектом власти) и антидемократические (основан на нарушении или полном пренебрежении прав и свобод человека и гражданина, установление диктатуры одного человека или группы лиц).
Характерные черты демократического режима:
1) народовластие, т. е.
признание народа единственным
источником государственной
2) свобода личности в
экономической сфере, т. е.
3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
5) выборность и сменяемость
органов государственной
6) децентрализация
7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
8) учет интересов и мнения
меньшинства, использование
9) политический плюрализм,
т. е. отсутствие единой
10) наличие легальной оппозиции.
Среди демократических режимов
различают либерально-
Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.
Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует.
Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.
Тоталитарный режим представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.
Характерные черты:
1) идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;
2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;
3) монополия на информацию,
введение государственной
4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;
5) слияние государственного и партийного аппарата;
6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);
7) упразднение местного самоуправления;
8) отрицание частной жизни
и частной собственности,
Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг лиц – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:
1) власть элиты не ограничена законом;
2) народ отстранен от
управления государством и не
может контролировать
3) в политической жизни
допускается существование
4) имеются сферы, свободные
от политического контроля, –
экономика и частная жизнь,
контролю подлежит главным
5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
6) принуждение и насилие
применяются в отношении
Авторитарный режим занимает
промежуточное место между
Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства на определенном этапе исторического развития.
Функции государства охватывают всю деятельность государства.
Виды функций государства:
По продолжительности действия:
- постоянные (реализуются на всех исторических этапах – экономическая);
- временные (возникают
для необходимости решения
По принципу разделения властей:
- законодательные;
- исполнительные;
- судебные.
По степени важности выполняемых задач:
- основные (наиболее важные направления, приоритетные на конкретном историческом этапе – экономическая, социальная);