Шпаргалка по теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.

Содержание

Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4

Вопрос 2. Методология теории государства и права 5

Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8

Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11

Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13

Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16

Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19

Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19

Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20

Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21

Вопрос 11. Виды норм права 23

Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24

Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25

Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25

Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26

Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28

Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28

Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30

Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32

Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33

Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34

Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36

Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37

Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38

Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39

Вопрос 26. Объекты правоотношения 40

Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41

Вопрос 28. Содержание правоотношения 42

Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43

Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44

Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45

Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46

Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46

Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48

Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49

Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50

Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52

Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53

Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55

Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56

Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58

Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59

Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60

Вопрос 44. Законность и правопорядок 61

Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63

Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64

Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65

Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66

Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67

Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68

Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69

Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70

Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70

Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71

Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72

Вопрос 56. Понятие формы государства 74

Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74

Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77

Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78

Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79

Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80

Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81

Вопрос 63. Признаки правового государства 82

Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83

Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83

Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84

Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85

Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86

Работа содержит 1 файл

Экзамен1.docx

— 218.02 Кб (Скачать)

Основные положения данного  типа правопонимания:

1. Теоретическое и практическое  различие права и закона. Наряду с правом, принятым законодателем, существует высшее, настоящее право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, на свободу).

2. Не всякий юридический закон  содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия естественным человеческим, общественным, природным нормам. Означает: все, что противоречит в позитивном праве естественному праву, не может считаться правом.

3. Право и мораль концептуально  едины. Мораль выступает определяющей правотворческой и правоприменительной основой права.

4. Источник прав человека находится  в самой человеческой природе. Свои права и свободы человек приобретает от рождения, и эти права не могут как дароваться человеку государством, так и отчуждаться в пользу государства.

Вопрос 53. Понятие  и признаки государства. Сущность государства

Государство - властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Признаки государства:

1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальная организация населения;

3) государственный суверенитет - означает верховенство государственной власти внутри страны. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства - определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению;

5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.

Под сущностью любого явления  понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений  и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции  развития.

Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:

1. Классовый подход – сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

2. Общесоциальный подход – сущность государства и его назначение – служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

С сущностью государства  тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полезность государства для общества.

Главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:

1) устанавливать в обществе  определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;

2) обеспечивать социальный  мир и стабильность в обществе, выступая своего рода социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении их интересов, умерять эти столкновения и добиваться определенного социального компромисса;

3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;

4) защищать личность от  произвола, создавать нормальные  условия жизни для всех членов  общества независимо от их  непосредственного участия в  производстве благ, заботиться о  социально слабых слоях и группах  населения, т. е. быть социальным;

5) выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.

Вопрос 54. Понятие  и признаки государственной власти

Государственная власть – выражение воли и силы государства, воплощенное в государственных органах, способное влиять на деятельность людей, социальных слоев и классов путем экономического, идеологического, организационно-правового воздействия, а также с помощью принуждения.

Признаки государственной власти:

1. Распространяется на  всю территорию страны и все  население.

2. Может выступать официально в сфере международных отношений.

3. Осуществляется специальными  лицами и концентрируется в  системе органов государства.

4. Поддерживается законом,  подчиняется закону.

5. Обладает монопольным  правом на издание правовых  актов, обязательных для исполнения.

6. Обладает верховенством  и единством в пределах государства,  хотя и разделяется на ветви.

7. Опирается на государственное  принуждение.

Виды государственной власти:

- легальная власть (созданная и функционирующая на правомерном, законном основании, т. е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона);

- легитимная власть (власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет).

Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство  в политической системе общества

Политическая система общества – это совокупность государственных и негосударственных институтов, с помощью которых осуществляется государственная власть и политическая жизнь общества.

Элементы политической системы:

а) институциональную подсистема, т. е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;

б) регулятивная, или нормативная;

в) функциональная;

г) коммуникативная.

Институциональная (организационная) подсистема включает в себя следующие компоненты.

1. Собственно политические  организации – государство, политические  партии, политические движения, некоторые  общественные объединения политического  характера. Особенность этих элементов  – непосредственная связь с политикой, а цель деятельности – овладение государственной властью, участие в реализации внутренней и внешней политики, политическое воздействие на отдельные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев.

2. Не собственно политические  организации, которые формируются  для активной деятельности не  в политической, а в других сферах жизни общества – экономической, духовной и иных. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и т. д.

3. Выделяют также человека как субъекта политической системы по основаниям, указанным выше, т. е. человек рассматривается как первичный элемент политической системы.

4. Значительное место в структуре политической системы занимают средства массовой информации (СМИ). Они оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений. СМИ не только распространяют информацию, но и являются ее производителем, контролером, владельцем.

5. В составе политической  системы выделяют также органы местного самоуправления, которые не являются государственными органами, но активно участвуют в управлении делами, имеющими местный характер, например управление муниципальной собственностью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения и т. д.

В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:

1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;

2) корпоративные нормы  политического характера; 

3) политические традиции  и политические обычаи;

4) правила политической  этики.

Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны.

Функции политической системы:

1) политического руководства обществом и управления его делами – главная функция, так как отражает назначение политической системы;

2) интеграции, т. е. интеграционная функция. Ее назначение – объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое;

3) регулятивная предназначена для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе и использует политические нормы и принципы;

4) политико-идеологическая, призванная проводить в жизнь определенные концепции, теории, лозунги, привлекательные для населения, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти.

Особое место и роль государства в политической системе  обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:

1) объединяет абсолютно  все население, проживающее на  его территории, независимо от  национальной, социальной, профессиональной  и иной принадлежности;

2) выражает общие интересы  общества, является официальным  представителем общества в целом;

3) определяет основные  направления развития и функционирования  общества;

4) вправе принимать властные  решения, которые распространяются  на всех, кто находится на его  территории;

5) обладает государственным  суверенитетом, т. е. верховенством,  единством и независимостью от  какой-либо иной власти;

6) является носителем политической  власти и распространяет свою  юрисдикцию на соответствующую  территорию;

7) располагает специальным  аппаратом управления и принуждения:  судебными органами, армией, тюрьмами, другими карательными органами  и учреждениями. Это придает государству  реальную силу. Никакие другие  органы, кроме государственных, не  вправе применять принуждение  в отношении всех граждан; 

8) располагает широким  арсеналом средств воздействия  на граждан, юридических лиц  и др. в целях подчинения их  своим предписаниям. Это и меры  убеждения, и принуждения, и  договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля  и надзора и др.

Таким образом, государство  обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных  полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями.

Вопрос 56. Понятие  формы государства

Форма государства – это устройство и организация государственной власти, выраженные в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме.

Форма государства показывает, как организована и как осуществляется государственная власть, она выражает сущность государства и характеризует  ее содержание.

Познание формы государства  позволяет получить ответы на вопросы  о том:

- кто и как правит  в государстве;

- как устроены и действуют  в нем органы государства;

- как территориально устроена  государственная власть;

- каким способом и с помощью каких приемов и методов осуществляется государственная власть;

- как реализуются функции  государство;

- какое положение человека  и гражданина в государстве.

Формы, входящие в состав формы  государства:

- форма правления (характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию, их взаимоотношения между собой и населением);

- форма государственного устройства (характеризует организацию государственной власти в территориальных пределах государства, а также взаимоотношения между составными частями государства);

- политический (государственный) режим (совокупность приемов, способов, средств и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть).

Вопрос 57. Форма  правления: понятие и виды

Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий способ организации высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию, их взаимоотношения между собой и населением.

Виды форм правления:

1. Монархия – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, занимающему свой престол в порядке наследования и не несущему ответственности перед населением.

Признаки монархии:

1) наличие единоличного  правителя; 

2) династическое наследование  власти;

3) пожизненность правления:  законы монархий не предусматривают  никаких оснований для отстранения  монарха от власти;

4) концентрация в руках  монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо  ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он  несет ответственность только перед Богом и Историей;

6) Пользование монарха титулом (право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя и своей семьи).

Виды монархии:

1. Абсолютная монархия – сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха, бесконтрольность власти монарха. Характерна для периода образования централизованных государств после феодальной раздробленности.

Информация о работе Шпаргалка по теории государства и права