Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка
Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.
Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4
Вопрос 2. Методология теории государства и права 5
Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8
Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11
Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13
Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16
Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19
Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19
Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20
Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21
Вопрос 11. Виды норм права 23
Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24
Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25
Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25
Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26
Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28
Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28
Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30
Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32
Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33
Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34
Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36
Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37
Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38
Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39
Вопрос 26. Объекты правоотношения 40
Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41
Вопрос 28. Содержание правоотношения 42
Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43
Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44
Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45
Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46
Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46
Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48
Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49
Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50
Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52
Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53
Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55
Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56
Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58
Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59
Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60
Вопрос 44. Законность и правопорядок 61
Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63
Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64
Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65
Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66
Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67
Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68
Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69
Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70
Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70
Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71
Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72
Вопрос 56. Понятие формы государства 74
Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74
Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77
Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78
Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79
Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80
Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81
Вопрос 63. Признаки правового государства 82
Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83
Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83
Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84
Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85
Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86
Основные положения данного типа правопонимания:
1. Теоретическое и практическое различие права и закона. Наряду с правом, принятым законодателем, существует высшее, настоящее право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, на свободу).
2. Не всякий юридический закон содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия естественным человеческим, общественным, природным нормам. Означает: все, что противоречит в позитивном праве естественному праву, не может считаться правом.
3. Право и мораль концептуально едины. Мораль выступает определяющей правотворческой и правоприменительной основой права.
4. Источник прав человека
Государство - властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
Признаки государства:
1) наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
2) территориальная организация населения;
3) государственный суверенитет - означает верховенство государственной власти внутри страны. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти;
4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства - определяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т. е. правом принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению;
5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.
Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.
Сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства:
1. Классовый подход – сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.
2. Общесоциальный подход – сущность государства и его назначение – служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
С сущностью государства тесно связано такое понятие, как социальное назначение государства. Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чем состоит полезность государства для общества.
Главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:
1) устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его вплоть до применения принуждения;
2) обеспечивать социальный
мир и стабильность в обществе,
выступая своего рода социальны
3) обеспечить безопасность общества от преступных посягательств внутри страны, а также от внешних врагов и агрессии;
4) защищать личность от
произвола, создавать
5) выступать интегрирующей общество силой, т. е. добиваться мира и согласия в обществе, заботиться о развитии культуры, образования, искусства, здравоохранения.
Государственная власть – выражение воли и силы государства, воплощенное в государственных органах, способное влиять на деятельность людей, социальных слоев и классов путем экономического, идеологического, организационно-правового воздействия, а также с помощью принуждения.
Признаки государственной
1. Распространяется на всю территорию страны и все население.
2. Может выступать официально в сфере международных отношений.
3. Осуществляется специальными лицами и концентрируется в системе органов государства.
4. Поддерживается законом, подчиняется закону.
5. Обладает монопольным
правом на издание правовых
актов, обязательных для
6. Обладает верховенством
и единством в пределах
7. Опирается на государственное принуждение.
Виды государственной власти:
- легальная власть (созданная и функционирующая на правомерном, законном основании, т. е. власть, ограниченная законом и действующая в рамках закона);
- легитимная власть (власть, признанная населением страны, готовым ей подчиняться, это власть, которой население доверяет).
Политическая система общества – это совокупность государственных и негосударственных институтов, с помощью которых осуществляется государственная власть и политическая жизнь общества.
Элементы политической системы:
а) институциональную подсистема, т. е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;
б) регулятивная, или нормативная;
в) функциональная;
г) коммуникативная.
Институциональная (организационная) подсистема включает в себя следующие компоненты.
1. Собственно политические
организации – государство,
2. Не собственно политические
организации, которые
3. Выделяют также человека как субъекта политической системы по основаниям, указанным выше, т. е. человек рассматривается как первичный элемент политической системы.
4. Значительное место в структуре политической системы занимают средства массовой информации (СМИ). Они оказывают серьезное влияние на развитие политических процессов в обществе, воздействие на мировоззрение общества и отдельных людей, в том числе формирование их политических взглядов, позиций, убеждений. СМИ не только распространяют информацию, но и являются ее производителем, контролером, владельцем.
5. В составе политической системы выделяют также органы местного самоуправления, которые не являются государственными органами, но активно участвуют в управлении делами, имеющими местный характер, например управление муниципальной собственностью, местными финансами, охрана общественного порядка, благоустройство, транспортное, торговое обслуживание населения и т. д.
В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:
1) правовые нормы и принципы,
имеющие политическое
2) корпоративные нормы политического характера;
3) политические традиции и политические обычаи;
4) правила политической этики.
Функциональная подсистема включает основные направления и формы деятельности политической системы, способы и средства воздействия на политическую жизнь страны.
Функции политической системы:
1) политического руководства обществом и управления его делами – главная функция, так как отражает назначение политической системы;
2) интеграции, т. е. интеграционная функция. Ее назначение – объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое;
3) регулятивная предназначена для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе и использует политические нормы и принципы;
4) политико-идеологическая, призванная проводить в жизнь определенные концепции, теории, лозунги, привлекательные для населения, но выражающие прежде всего интересы тех, кто стоит у власти.
Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:
1) объединяет абсолютно все население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;
2) выражает общие интересы
общества, является официальным
представителем общества в
3) определяет основные
направления развития и
4) вправе принимать властные
решения, которые
5) обладает государственным
суверенитетом, т. е.
6) является носителем
7) располагает специальным
аппаратом управления и
8) располагает широким
арсеналом средств воздействия
на граждан, юридических лиц
и др. в целях подчинения их
своим предписаниям. Это и меры
убеждения, и принуждения, и
договорные формы, и
Таким образом, государство обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями.
Форма государства – это устройство и организация государственной власти, выраженные в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме.
Форма государства показывает, как организована и как осуществляется государственная власть, она выражает сущность государства и характеризует ее содержание.
Познание формы государства позволяет получить ответы на вопросы о том:
- кто и как правит в государстве;
- как устроены и действуют в нем органы государства;
- как территориально устроена государственная власть;
- каким способом и с помощью каких приемов и методов осуществляется государственная власть;
- как реализуются функции государство;
- какое положение человека и гражданина в государстве.
Формы, входящие в состав формы государства:
- форма правления (характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию, их взаимоотношения между собой и населением);
- форма государственного устройства (характеризует организацию государственной власти в территориальных пределах государства, а также взаимоотношения между составными частями государства);
- политический (государственный) режим (совокупность приемов, способов, средств и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть).
Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий способ организации высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию, их взаимоотношения между собой и населением.
Виды форм правления:
1. Монархия – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства, занимающему свой престол в порядке наследования и не несущему ответственности перед населением.
Признаки монархии:
1) наличие единоличного правителя;
2) династическое наследование власти;
3) пожизненность правления:
законы монархий не
4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;
5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей;
6) Пользование монарха титулом (право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя и своей семьи).
Виды монархии:
1. Абсолютная монархия – сосредоточение всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха, бесконтрольность власти монарха. Характерна для периода образования централизованных государств после феодальной раздробленности.