Шпаргалка по теории государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка

Описание работы

Краткие ответы на вопросы по теории государства и права.

Содержание

Вопрос 1. Предмет и система теории государства и права. 4

Вопрос 2. Методология теории государства и права 5

Вопрос 3. Теория государства и права в системе юридических и других общественных наук 8

Вопрос 4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права 11

Вопрос 5. Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы 13

Вопрос 6. Право в системе социальных норм 16

Вопрос 7. Понятие и признаки позитивного права 19

Вопрос 8. Принципы права: понятие и виды 19

Вопрос 9. Функции права: понятие и виды 20

Вопрос 10. Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 21

Вопрос 11. Виды норм права 23

Вопрос 12. Понятие и виды форм и источников права 24

Вопрос 13. Закон как нормативный правовой акт: особенности и виды 25

Вопрос 14. Действие нормативных правовых актов во времени 25

Вопрос 15. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 26

Вопрос 16. Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 28

Вопрос17. Юридическая техника: понятие и виды 28

Вопрос 18. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии 30

Вопрос 19. Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации 32

Вопрос 20. Понятие и виды систематизации нормативных правовых актов 33

Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства. 34

Вопрос 22. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права Российской Федерации 36

Вопрос 23. Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право 37

Вопрос 24. Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права. 38

Вопрос 25. Понятие, структура и виды правоотношений 39

Вопрос 26. Объекты правоотношения 40

Вопрос 27. Субъекты правоотношения 41

Вопрос 28. Содержание правоотношения 42

Вопрос 29. Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав 43

Вопрос 30. Понятие и формы реализации права 44

Вопрос 31. Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения 45

Вопрос 32. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона 46

Вопрос 33. Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права 46

Вопрос 34. Понятие и способы толкования норм права 48

Вопрос 35. Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты 49

Вопрос 36. Понятие и виды правоприменительных актов 50

Вопрос 37. Юридическая ответственность: понятие, функции, принципы 52

Вопрос 38. Виды юридической ответственности 53

Вопрос 39. Понятие, предмет, способы, типы и стадии правового регулирования 55

Вопрос 40. Механизм правового регулирования: понятие, основные элементы правового регулирования 56

Вопрос 41. Понятие и типология правомерного поведения 58

Вопрос 42. Правонарушение: понятие, признаки, состав 59

Вопрос 44. Виды правонарушений и структура 60

Вопрос 44. Законность и правопорядок 61

Вопрос 45. Понятие и структура правосознания 63

Вопрос 46. Правовая культура: понятие, структура, уровни 64

Вопрос 47. Современные правовые системы: понятие, структура и общая характеристика 65

Вопрос 48. Англосаксонская правовая система: общая характеристика 66

Вопрос 49. Романо-германская правовая система: общая характеристика 67

Вопрос 50. Религиозные правовые системы 68

Вопрос 51. Позитивистский тип правопонимания 69

Вопрос 52. Естественно – правовой тип правопонимания 70

Вопрос 53. Понятие и признаки государства. Сущность государства 70

Вопрос 54. Понятие и признаки государственной власти 71

Вопрос 55. Политическая система современного общества. Государство в политической системе общества 72

Вопрос 56. Понятие формы государства 74

Вопрос 57. Форма правления: понятие и виды 74

Вопрос 58. Формы государственного устройства: понятие и виды 77

Вопрос 59. Государственно-правовой режим: понятие и виды 78

Вопрос 60. Функции государства: понятие и виды 79

Вопрос 61. Механизм государства и аппарат государства 80

Вопрос 62. Государственные органы: понятие, классификация 81

Вопрос 63. Признаки правового государства 82

Вопрос 64. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственной власти. Его реализация в Российской Федерации 83

Вопрос 65. Понятие, структура и виды правового статуса личности 83

Вопрос 66. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация 84

Вопрос 67. Понятие и структура гражданского общества. Гражданское общество и государство 85

Вопрос 68. Судебная власть: понятие и функции 86

Работа содержит 1 файл

Экзамен1.docx

— 218.02 Кб (Скачать)

Стадии законотворческого процесса:

1. Законодательная инициатива – официальное внесение законопроекта в законодательный орган субъектами, обладающими таким правом, влекущее за собой обязанность законодателя рассмотреть законопроект на своем заседании. Все законопроекты вносятся в Государственную Думу. Субъекты, обладающие правом внесения законопроектов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ по вопросам их ведения. Наряду с текстом законопроекта следует предоставить:

- пояснительную записку к законопроекту,

- перечень законов, подлежащих  отмене или изменению в связи с принятием законопроекта,

- финансово-экономическое  обоснование (в случае, если реализация  законопроекта потребует материальных  затрат),

- заключение на проект  Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает производство расходов из федерального бюджета).

2. Обсуждение законопроекта. Обсуждение законопроекта по общему правилу проходит в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждается концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных его положений КРФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения Государственная Дума может принять одно из следующих решений:

- принять или одобрить  законопроект в первом чтении  и продолжить над ним работу с учетом предложений и замечаний в виде поправок, определив срок предоставления его на второе чтение;

- принять или одобрить  закон;

- отклонить законопроект.

Во втором чтении происходит постатейное обсуждение законопроекта и внесенных депутатами предложений к первоначальному тексту. Решения:

- отклонить законопроект;

- принять законопроект  окончательно;

- принять решение о  вынесении его после редакционной  правки на третье чтение.

В третьем чтении не допускается внесение в законопроект поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. Проводится голосование за принятие закона.

Если законопроект не принят или не одобрен Государственной  Думой в третьем чтении, он считается  отклоненным.

3. Принятие закона. Порядок принятия Федеральных Конституционных законов отличается от порядка принятия Федеральных законов.

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если КРФ не предусмотрено иное. Затем они передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если:

- за него проголосуют  более половины от общего числа членов этой палаты,

- в течение 14 дней он  не будет рассмотрен Советом  Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для решения возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной  Думе.

В случае несогласия Государственной  Думы с решением Совета Федерации  федеральный закон считается  принятым, если при повторном голосовании  за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной  Думы.

Затем принятый федеральный  закон направляется Президенту РФ для  подписания и обнародования. Если Президент  отклоняет закон, Государственная  Дума и Совет Федерации в установленном  порядке вновь рассматривают  его.

Если при повторном  рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов в той и другой палате, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее чем ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный  конституционный закон подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

3. Опубликование закона. Является необходимой стадией законотворческого процесса, так как законы подлежат обязательному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.

Публикуются законы в Собрании законодательства РФ, Парламентской  газете и Российской газете.

Вопрос 19. Понятие  и виды нормативных правовых актов  в Российской Федерации

Нормативный правовой акт – письменный документ, принятый компетентным правотворческим органом государственной власти или местного самоуправления или в результате прямого народного волеизъявления – референдума, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властное волеизъявление и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки нормативного правового  акта:

- имеет волевое содержание  – выражает волю органов государственной  власти, иных уполномоченных органов,  определенных социальных групп;

- имеет официальный характер  – принимается с соблюдением  специально установленной процедуры, что является обязательным условием законности нормативных правовых актов, имеет специальную форму и определенную структуру, а именно в нормативном правовом акте должны содержаться наименование органа или лица его принявшего, вид акта, название, место и дата принятия, порядковый номер акта, соответствующая структура, выраженная в главах, статьях, пунктах, и подпись уполномоченного лица.

- содержит общие предписания – нормы права, адресованные всем субъектам права, то есть распространяют свое действие на неперсонифицированный круг субъектов, действуют постоянно и непрерывно, рассчитаны на многократное применение.

Виды нормативных правовых актов  по юридической силе:

- законы (КРФ, Законы о поправках к КРФ, ФКЗ, ФЗ, Конституции субъектов РФ, Законы субъектов РФ);

- подзаконные нормативные  правовые акты (Указы и Распоряжения Президента РФ, Постановления палат Федерального Собрания РФ, Постановления Правительства РФ, нпа федеральных органов исполнительной власти, нпа глав органов исполнительной власти субъектов РФ, нпа законодательных органов власти субъектов РФ, нпа органов местного самоуправления, локальные нпа).

Виды нормативных правовых актов по уровням их принятия:

- нормативные правовые  акты федеральных органов законодательной  и исполнительной власти;

- нормативные правовые  акты органов государственной  власти субъектов РФ;

- нормативные правовые  акты органов местного самоуправления;

- нормативные правовые  акты, принятые в результате прямого  народного волеизъявления – референдума.

Виды нормативных правовых актов  по степени обобщенности:

- кодифицированные акты (кодексы,  уставы, положения, основы законодательства);

- акты текущего правотворчества  (тематические федеральные законы).

Виды нормативных правовых актов  в зависимости от их действия во времени:

- постоянные, то есть действующие  без ограничения срока;

- временные (например, вводящие чрезвычайное положение).

Виды нормативных правовых актов  по действию в пространстве:

- на всей территории  РФ (КРФ);

- на территории субъекта  федерации (Конституция субъекта  РФ);

- на территории муниципального образования (Устав муниципального образования);

- в пределах организации  (Устав юридического лица).

Виды нормативных правовых актов по кругу субъектов:

- общие (распространяющиеся  на всех субъектов права);

- специальные (действующие в отношении ограниченного круга субъектов – военнослужащих).

Вопрос 20. Понятие  и виды систематизации нормативных  правовых актов

Систематизация – это деятельность государственных и иных органов и организаций по объединению и согласованию действующих нормативных правовых актов.

Цель систематизации – создать оптимальные условия для реализации правовых предписаний, выявления и устранения противоречий и пробелов в действующих нормативных правовых актах.

Виды систематизации:

1. Кодификация – деятельность государственных правотворческих органов, состоящая в переработке, дополнении, изменении действующих нормативных правовых актов, регулирующих определенную сферу общественных отношений, и объединении их в единый нормативный правовой акт.

В результате кодификации  появляется единый нормативный правовой акт, который включает нормы права, регулирующие наиболее важные вопросы  общественной жизни, определяющий основу отрасли законодательства. Актами кодификации являются кодексы, основы законодательства, правила, уставы, положения.

Виды кодификации:

- всеобщая кодификация – это принятие и последующее объединение кодифицированных актов по основным отраслям законодательства (в виде кодекса кодексов);

- отраслевая кодификация – объединение законодательства в определенной отрасли права (гражданского, уголовного и т.д.);

- специальная кодификация – объединение нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правовые институты или группы правовых институтов (Таможенный, Лесной, Воздушный кодексы).

2. Инкорпорация – это вид систематизации, при котором действующие нормативные правовые акты упорядочиваются внешне, без их изменения.

Цель инкорпорации – обеспечить доступность действующего законодательства.

Инкорпорация может проводиться в хронологическом (Собрание законодательства РФ) и тематическом порядке (сборники по отраслям права), или же объединить все законодательство по конкретному предмету правового регулирования (генеральная инкорпорация – Свод законов, Собрание действующего законодательства города Москвы).

Виды инкорпораций в зависимости  от юридической силы:

- официальная – осуществляется по поручению правотворческого органа и от его имени (Собрание актов Президента и Правительства РФ);

- неофициальная – осуществляется субъектами без специальных на то полномочий и по собственной инициативе (сборники нормативных актов по отраслям права) – может осуществляться издательствами, научными и учебными заведениями.

3. Консолидация – это вид систематизации, при котором нормативные правовые акты, равные по юридической силе и регулирующие определенную группу общественных отношений, объединяются в единый укрупненный акт.

Объединение нормативных  правовых актов при консолидации происходит без их переработки и  изменения. Создается единый нормативный правовой акт, включающий в себя все нормативные правовые акты, которые в результате объединения утрачивают самостоятельную юридическую силу.

4. Учет – это постоянная во времени деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных правовых актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Виды учета:

- журнальный – регистрация принятых нормативных правовых актов в специальных журналах путем закрепления их реквизитов;

- картотечный – это закрепление реквизитов или текста нормативного правового акта в специальных карточках по хронологическому или тематическому критерию;

- автоматизированный – это создание специализированных информационно-поисковых систем (КонсультантПлюс, Гарант).

Вопрос 21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.

Система права – обусловленная  экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических  норм и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты. Система права показывает, из каких частей состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурные элементы системы права:

- норма права – первичный элемент системы права (правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными, объективно нуждающиеся в таком опосредовании);

- отрасль права – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений (гражданское, уголовное, административное право и т.п.). Образование любой новой отрасли права не является самопроизвольным процессом. Именно изменения в социально-экономической сфере обусловливают такую необходимость. Происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала, нуждающегося в конечном счете в унификации и обособлении;

- подотрасль права – объединяют несколько институтов одной и той же отрасли. Внешнее выражение – наличие группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким правовым институтам данной отрасли (например, в гражданском праве – авторское право, в государственном – избирательное право, в трудовом – пенсионное право);

- институт права – объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений. Институт – составная часть, звено отрасли. Их различие заключается в том, что институт регулирует не всю родовую совокупность общественных отношений, а лишь их отдельные стороны

Классификация правовых институтов:

- по отраслям права:

гражданские, уголовные, административные и т.д.;

материальные и процессуальные;

- отраслевые (состоит из  норм одной конкретной отрасли  права) и межотраслевые (из норм двух и более),

- простые (не содержит в себе никаких структурных подразделений) и сложные (имеет в своем составе мелкие самостоятельные образования),

- регулятивные, охранительные  и т.п.;

- субинститут – самостоятельное подразделение образуемое из определенных частей крупного института (например, субинституты финансовой дисциплины, дисциплины труда, имущественной ответственности).

Процессуальные правовые нормы служат формой реализации и  проявления норм материального права. Пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

Информация о работе Шпаргалка по теории государства и права