Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
Эколог.права призваны обеспечивать нормальные условия проживания
человека на Земле и на конкретной территории. Это право на благопри-
ятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии,
на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имущ-ву
эколог.правонарушениями.
Информационные
права характеризуют новую
и общества.
От их закрепления и
вообще правового статуса личности. Сюда относятся свобода мысли
и слова, право искать, получать, передавать, производить и
распр-ять
инф-ю любым законным способом, свобода
массовой инф-и.
52)СООТНОШЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА
Право представляет собой соц. феномен, оно существует только в
чел. обществе. Как сложное соц.явление, право находится в тесной
связи с иными соц.институтами, такими как экономика, политика, религия.
При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлия-
ющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой
находятся такие институты как гос-во и право. Можно выделить три
основных направления соотн-я гос-ва и права, анализ кот-х позволяет
выявить взаимосвязь
и специфику каждого из этих явлений:
Единство,
Различие, Взаимодействие.
Соотношение государства и права находится,
кроме этого, в непосред.
зависимости от того, какой пол.режим сформировался в данном общ-ве
-демократический
или тоталитарный.Единство гос-
в том, что они-явления одного и того же общества, они ф-ют вместе и у
них общая задача: нормальное развитие и функциониро-вание общества.
Единство гос-ва и права выражается в их происхождении, типологии,
детерминированности эк., культ.и иными условиями, общности истор.
судьбы. Различия государства и права состоят в том, что, хотя они и
имеют общую задачу, решают они ее по-разному: государство - в сфере
социального управления, право - в сфере социально-го регулирования.
Различия вытекают уже из определения данных понятий. Гос-во – это
прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право –
это система норм, субъективных
прав, юридических операций.
Государство прежде всего выражает какой-то
общий интерес граждан;
это организация, которая
Дей-т в интересах всего
прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него
характерен приоритет
индивидуальных интересов, защита отдельной
личности.
Взаимодействие гос-ва и права выражается
в многообразном влиянии друг
на друга. Связь гос-ва и права является ф-й, т. е. гос-во и право взаимно
обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга.
53)СОЕД.И РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ.
Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают
принципы организации и механизм реализации гос.власти. После-
дняя по своей сути едина и дробиться на части не может. У нее
единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот орга-
низуется и осущ-ся гос. власть по-разному. Принцип соединения
законодательной, исполнительной и отчасти судебной власти
оказался весьма живучим, поскольку подобное соединение обладает
рядом достоинств: а) обеспечивает оперативное решение любых
вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность
и вину за ошибки на другие органы; в) «освобоЖдает» от борьбы
с другими органами за объем властных полномочий и т.д.
И все же сосредоточение всей полноты власти в одном органе
чревато неустранимыми недостатками и пороками. Принцип разде-
ления властей — это рациональная организация гос.власти в дем.
гос-ве, при которой осущ-ся гибкий взаимоконтроль и взаимодей-
ствие высших органов гос-ва как частей единой власти через
систему сдержек и противовесов.
Принцип разделения властей в той или иной мере проводится в
жизнь во всех дем.странах. Его плодотворность определяется
многими факторами. Во-первых, реализация этого принципа
неизоежно приводит к разделению труда между органами
гос-ва, в р-е чего обеспечивается повышение эф-ти их деят-ти
(поскольку каждый орган специализируется на «своей» работе),
создаются условия для роста профессионализма их работников.
Во-вторых, данный принцип позволяет решить сложнейшую про-
блему — создать непрерывно действующий кон-ый взаимоконтроль
высших органов
гос-ва, чем предупреждаются
власти в руках одного из органов и установление диктатуры.
Наконец, в-третьих, умелое использование принципа разделения
властей взаимоусиливает высшие органы государства и повышает
их авторитет в общ-ве.
Вместе с тем рассматриваемый принцип открывает немалые
возможности для негативных последствий. Нередко зак- и исп-е
органы стремятся переложить друг на друга ответ-ь за неудачи
и ошибки в работе,
между ними возникают острые противоречия
и др.
54)ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ВЛАСТИ.
В широком смысле легитимность—это принятие власти
населением страны, признание ее права управлять соц.
процессами, готовность ей подчиняться. В узком смысле
легитимной признается законная власть, образованная в соот-и
с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.Следует
отличать легитимность первоисточникавласти и легитимность
органов гос.власти. Гос.органы приобретают свойство
легитимности по-разному. Представительные органы становятся
легитимными на основе проведения предусмотренных и регламе-
нтированных законом выборов. Эти органы получают властные
полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы
управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора,
назначения их чаще
всего представительными
предусмотренном законом.Легитимными должны быть и осущест-
вляемые органами гос-ва властные полномочия, методы деят-ти,
особенно метод государственного принуждения.Нелегитимная власть
признается узурпаторской.
шение правовых процедур при проведении выборов или их фаль0
сификация. Юр. выражением легитимности власти служит ее
легальность, т, е. нормативность, способность воплощаться в
нормах права, ограничиваться законом, ф-ть в рамках законности.
В общ-ве возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная
власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если
легальная власть опирается на официально признанные, док-но
закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, Неле-
гальная — на неписаные, известные лишь определенному
кругу людей правила поведения.
55) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩ-ВО.
Гр.общ-во — это сообщество свободных индивидов. В эк. плане
сказанное означает, что каждый индивид является собственником.
Он реально обладает теми средствами, кот-е необходимы чел-ку
для его нормального сущ-я.Он свободен в выборе форм соб-и,
определении профессии и вида труда, распоряжении рез-ми своего
труда. В соц. плане принадлежность индивида к опред. соц.общности
(семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может сущ-ть
самостоятельно. Пол.аспект свободы индивида как гражданина
заключается в его независимости от гос-ва, т.е. в возможности,
например, быть членом пол.партии или объединения, выступ-х с
критикой –сущ-й гос. власти.Обеспеченной свобода считается тогда,
когда индивид через опред. механизмы (суд и т.д.) может ограни-
чивать своеволие гос. или иных структур в отношении себя.
Гр.общ-во суть открытое социальное образование. В нем
обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность,
доступ к различного рода информации, право свободного въезда и
выезда, широкий и постоянный обмен информационными и тд,
Структура—это внутреннее строение общества, отражающее
многообразие
и взаимодействие его
чивающее целостность и динамизм развития.
Структуру современного рос. гр. общ-а можно представить в
виде пяти основных систем, отражающих соответствующие
сферы его жизнедеятельности. Это соц. (в узком смысле слова),
эк., пол., духовно-культурная и информационная системы.Соц.система
охватывает совокупность объективно сформировавшихся общн-й
людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основопол.
пласт гр. общ-ва,оказывающий опред. влияние на жизнедеятельность
других его подсистем.Эк. система представляет собой совокупность
эк.институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе
реализации отношений соб-и, производства, распределения,
обмена и потребления
совокупного общественного
Пол. систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы
(организации) — гос-во, пол. партии, общ.-пол.движения,объединения
и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве
гражданина, депутата, члена партии, организации.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми,
их объединениями, гос-м и обществом в целом по поводу духовно-куль-
турных благ и соот-х материализованных институтов, учреждений.
Информационная система складывается в результате общения людей
друг с другом непосредственно и через СМИ.В качестве ее структурных
элементов могут выступать общ., муниц.и частные организации,
учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения,
осуществляющие производство
и выпуск средств массовой информации.
56)ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОС-ВА.
Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в
работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х.Фрайхера
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"