Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
особ-ей религ.убеждений населения. Делится на: авторитарный
режим (Индонезия, Парагвай) – преобладают методы принуждения,
а то и прямого насилия.Выборы-
запрещены.Роль парл-та принижена.Доминирует испол.власть.
Тот.режим (Гитлер в Герм.,Сталин)–целиком основан на методах
псих.,идеол.,физ.принуждения.
номенклатура во главе с вождем.Этот режим сущ-т в фашистких
гос-х,в нек-х мусульманских странах.
31) ФОРМА СОВР.РОС.ГОС-ВА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая
соц. напряженность обусловили тот факт, что в РФ в кач-ве
формы правления установлена през.республика, но обла-
дающая по сравнению с традиц. президентскими респ-ми рядом
особен-ей.Во-первых, наряду с признаками през.республики данная
форма имеет (правда, незначительные) элементы парлам. респ-ки,
состоящие в том, что Гос.Дума может выразить недоверие Прав-ву
(хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).Во-вторых,
налицо дисбаланс между зак-й и президентской властью, сущ-й пере-
вес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равно-
весие и устойчивость гос.власти в целом.Наконец, в-третьих,
уникальность России как фед-и не может не быть отраженной в
механизме гос.власти, особенно с учетом того, что в ряде ее
республик также сущ-т институт президентства.
Что касается формы гос. устрой-ва,то Рос.гос-во—самобытная,
уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном
правовом фундаменте. Механизмом регулирования и самонастройки
федеративных отношений выступают двусторонние договоры между
органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с
Республикой Татарстан)
о разграничении предметов
полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоре-
чивость двух изначально заложенных в основу государственного
устройства РФ принципов: национально-территориального
(республики, автономная область, автономные округа) и
административно-
федерального значения). Да и по количеству субъектов РФ занимает
1-е место в мире. Большое число таких субъектов может привести
к неуправляемому качеству.
32) ГОС.СТРОЙ
Гос.строй-это система соц.,эк. и политико-правовых отношений,
установленных и закрепляемых нормами Кон-го (гос-го)права.
Кон-й строй-это система соц.,эк. и политико-правовых отношений,
установленных и охраняемых Кон-й и др. Кон-но- правовыми актами
опред. гос-ва.Необ.признаки
кон-го строя-нар.суверенитет,
властей,нерушимость и неотчужда-ть общепризнан-х прав и свобод
чел-ка.Гос-ый строй может и не содержать этих признаков.Кон-ый строй
не следует отождествлять и уравнивать с гос-м строем,т.к Кон-ый строй,
в отличие от гос-го,предполагает наличие в гос-ве Кон-и.
Гос.строй может отличаться от кон-го,если воздействие гос-ва на общ-во
проявл-ся в неправовой форме в обход Кон-и и иных легитимных
источников права
с нарушением общ-в гражданина и
общ-ва.
33) МЕХАНИЗМ ГОС-ВА
Механизм гос-ва—это
целостная иерархическая
гос-х органов и учреждений, практически осущес-х гос.власть,
задачи и ф-и
гос-ва.Приведенное опред-е
выделить след.хар-ые признаки механизма гос-ва.
1.Это целостная
иерархическая система гос.
ждений. Целостность ее обеспечивается едиными принци-
пами организации и деят-ти гос.органов и учреждений,
едиными задачами и целями их деят-и.
2.Первичными структурными частями (элементами) механизма
явл-ся гос.органы и учреждения, в кот-х работают гос.служащие
(чиновник).Гос.органы связаны между собой началами
субординации и координации.
3.Для обеспечения гос.властных велений он имеет непосред-е
орудия (учреждения) принуждения, соотв-ие технич. ур-ню
каждой эпохи—воор.отряды людей,тюрьмы. Без них не может
обойтись ни одно гос-во.
4.При помощи механизма практически осущ-ся власть и
выполняются функции гос-ва.
Структура механизма гос-ва изменчива и разнообразна,
но при всех условиях в него входят органы управления и
органы принуждения.Механизм совр.гос-ва отличается
высокой степенью сложности, многообразием органов и
учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну
его подсистему образуют высшие органы гос-а: представи-
тельные, глава гос-ва, прав-во.Они обычно нах-ся в поле
зрения общес-ти,СМИ,вокруг них форм-ся общ.мнение. Другая
подсистема— это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также
силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние
выполняют решения высших органов гос-ва, в том числе
методами гос.принуждения(воен.
Наиболее жесткие способы принуждения осущ-т воор.отряды
людей—войско, полиция.К
органам гос-а примыкают гос.
ждения, кот-е властными полномочиями не обладают, а
выполняют общесоц. ф-и
в сфере эк-ки,образования,
34)
ОРГАНЫ ГОС-ВА:ОПРЕДЕЛЕНИЯ,
Первичным и важнейшим структурным элементом механизма
гос-ва явл-ся орган
гос-а.Это звено механизма гос-
участвующее в осущ-и ф-й гос-ва и наделенное для этого
властными полномочиями.Хотя орган гос-ва и обладает
опред. самостоятельностью, автономией, он служит частью
единого механизма гос-ва, занимает в гос.машине свое место
и прочно связан с другими ее частями.Орган гос-ва состоит
из гос.служащих, кот-е нах-ся в особых правоотношениях
между собой и органом. Они абстрагированы от семейных,
ражданских и других отношений, не имеющих связи с гос.службой,
Положение,права и обяз-ти гос.служащих опред-ся законом и
обесп-т их правовой
статус.Объем и порядок
ими властных правомочий устан-ся тоже законом и конкретизи-
руются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
Органы гос-ва имеют внутр.строение.Они состоят из подразде-
лений, скрепленных единством целей, ради достижения кот-х
образованы, и дисциплиной, кот-ю все служащие обязаны соблюдать.
Важн. признаком органа гос-ва явл-ся наличие у него компетенции—
властных правомочий(совокупности прав и обяз-й) опред.содержа-
ния и объема.Органы гос-ва классифициру-ся:
По способу возникновения они подразделяются на первичные и
производные. Первичные органы гос-ва никакими другими
органами не создаются.Производные органы создаются
первичными органами, кот-е и наделяют их властными полномо-
чиями.К ним относ-я исполнительно-распорядительные органы,
органы прокуратуры и т. д. По объему властных полномочий
органы гос-ва класси-ся на высшие и местные.Правда, не все
местные органы явл-ся гос.(напр.,органы местного самоупр.).
Высшие органы гос-ва наиболее полно олицетворяют гос.власть,
распространяющуюся на тер-ю всего гос-ва. По широте компете-
нции выделяются органы гос-ва общей и спец.компетенции.
Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг
вопросов.Напр.,прав-во,
всех ф-й гос-ва.Органы спец.(отраслевой) компетенции спец-ся на
выполнении какой-то,одной ф-и,одного вида деят-ти (мин-во финансов).
Органы гос-ва бывают выборные и назнач., коллег. и единоличные.
35)ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТ-ТИ ГОС.АППАРАТА
Аппарат гос-ва-это
система гос.орагнов,
принципами огранизации и деят-ти. Подобные принципы-это
исходные идеи,руководящие положения,определ-е оснн.подходы
к формированию и ф-ю гос.органов.Осн.принципы отражены в Кон-и РФ:
-принцип приоретета
прав и сводод чел-ка и
соответ.обяз-ти гос.органов и служащищих собюлюдать и защищать их)
-принцип представ-ва интересов граждан во всех звеньях гос.аппарата
-принцип демократизма,
граждан гос-ва. Выр-ся в выборахпредставит-х органов и органов мест.
самуправления в проведении референдумов
-принцип разделение
властей,исключающий
стороны гос.органов и должностных лиц
-принцип законностити(
звеньях гос.аппарата)
-принцип гласности(
-принцип профессионализма
и компетенции гос.служащих(
высокий ур-нь решения важнейших вопрос гос.жизни.(закон о гос. службе)
-принцип федерализма(в
федер.гос-х)-обеспечивает
предмета ведения между федерацией и ее субъектами
-принцип сочетанию
коллегиальности и
разумное соот-е демокр. и бюр.начал гос.аппарата
-принцип сочетания
выборности и назначаемости-
соот-е децентрализации и централизации в гос.управл-и.
-принцип иерархичности-органы
гос-ва занимают в гос.
ур-и: одни органы подчинены
другим,решения вышестоящих
обязательны для нижестоящих.
Всестор.учет принципов
как при образовании гос.
их ф-я позволяет обеспечить макс.эфф-ть гос-го управл-я общ-м,
ведет к его демократизации
и поыышению эф-ти.
36)ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТ.ОБЩ-ВА:ПОНЯТИЯ И ВИДЫ.
П.с.о.представляет собой
отражение пол.жизни общ-ва в целом.
П.с.-это система взятых в единстве и взаимодействии
гос-ых,
общ-х организаций, иных пол.институтов, кот-е на основе опред.
норм и принципов участвуют в пол.жизни общ-ва, осущ-яют
опред.пол.ф-и.П.с.неоднородна по своему составу. В состав
п.с.входят различные структурные элементы. По своей структуре
п.с.о.состоит из 5 элементов, каждый из кот-х хар-т разл.стороны
ее жизнедеятельности:
1) Институционный (или организационный)
элемент. Выражает
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"