Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
в мировое сообщвество.
27) ПОНЯТИЯ И ЭЛ-ТЫ ФОРМЫ ГОС-ВА
Форма гос-ва - это внешняя хар-ка сущ-ти гос-ва.это категория,
показывающая взаимосвязь между разл.органами гос-ва. Она
показывает, как организована
государственная власть.
В форме гос-ва можно выделить 2 элемента-форма
правления
и форма гос.устройства.Иногда в форму гос-ва включают и
пол.режим.Вопрос о том,явл-ся ли пол.режим неотъемлемым
элементом формы гос-ва, остается дискуссионным.Категории
пол. режима и формы гос-ва тесно взаимосвязаны. Пол. режим
влияет на форму гос-ва,причем влияет определяющим образом.
Влияние пол. режима на
форму гос-ва выр-ся в том,что:
1) конкретные формы гос-ва взаимосвязаны
с опред.пол.режимами
(демокр.гос-во не
может быть абсолютной
рном ре-жиме нет
парламентаризма).
2)пол.режим пок-ет дейст-ое содержание
той или иной формы гос-ва
(с точки зрения государственного устройства и СССР, и США
относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем
отличается от жесткого централиз-го гос-ва). Можно отметить
многообразие форм
гос-в в совр.мире.Это
что форма каждого конкретного гос-ва складывается под дей-м
множества факторов,влияющих
на форму гос-ва:
1.особ-ти истор. развития государства;
2.истор. традиции;
3.разл. политико-правовые идеи; 4.нац. состав
населения;
5.внеш.факторы(междунар.
непосредственно влияет на устан-е формы конкретного гос-ва
соот-е соц. сил, пол.
борьба и её рез-ты.
28)ФОРМЫ ГОС-ГО ПРАВЛЕНИЯ
Форма правления раскрывает способ организации верховной
гос.власти,порядок образования ее органов, их взаимодействия
между собой и с населением, степень участия населения в их
формир-и.Сущ-т 2 осн.формы правления—монархия и республика.
х верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образо-
вания, и по составу, и по компетенции.Монархия—форма правления,
где высшая гос.власть принад-т единоличному главе гос-ва—монарху
(королю, царю, императору, шаху),кот-й занимает престол по насл-ву
и не несет ответ-ти перед населением. Монархии бывают 2 видов.
При неогран. (абсолютной) монархии монарх является единств.
высшим органом гос-ва.Он осущ-т законодат. ф-ю (воля монарха—
источник права и закон),рук-т органами испол.власти, контролирует
правосудие.В наст. время к аб. мон. относ-ся нек-е монархии
Ср. Востока (Саудовская Аравия). При огранич. монархии высшая
гос.власть рассредоточена между монархом и др.органами (Земский
собор в Рос.Империи).К
огранич.относятся сословно-
монархия (Россия) ,констит.монархия (Дания, Швеция),в кот-й власть
монарха ограничена кон-ей, парл-том, прав-ом ;парламентарная
монархия(прав-во форм-ся из пред-й опред.партии) и дуалистич.
монархия (Кайзеровская Германия 1871-1918г).При ней гос. власть
носит 2-й хар-р.Она
разделена между прав-м и парл-
Республика—это форма правления, в кот-й высшая гос. власть
принадлежит выборным органам, избираемым на опред.срок и несущим
ответ-ть перед избирателями.Республике присущ демок.способ
образования верх.органов гос-ва;в развитых гос-х взаимоотношения
между высш.органами строятся на принципе разделения властей,
они имеют связь с избирателями и ответ-ны перед ними. Республ-
иканская форма правления зародилась в рабовладельческих
гос-х.Наиболее яркое проявление она нашла в дем.Афинской респ-
ублике. Совр.республики подразд-ся на парламентарные и
президентские.
Различаются они главным
какой из органов верховной власти — парл-т или президент —
формирует прав-во и направляет его работу и перед кем —
парламентом или президентом — прав-во несет ответ-ть.
В парламентарной респ-ке парл-т наделен не только зак-ми полномоч.,
но и правом требовать отставки прав-ва,выразив ему недоверие.
Президент респ-ки явл-ся только главой гос-ва, но не главой прав-ва.
Это означает,что прав-во формируется партией ,победившей на
парлам-х выборах, а президент лишен возм-ти направлять его деят-ть.
Руководит прав-м премьер-министр (он может называться иначе).
През.респ-ка—это форма правления,где президент непосре-но
при определенном парламентском контроле формирует прав-во,
кот-е несет перед ним ответ-ть за свою деят-ть.В през-х респ-х
обычно нет
должности премьер-министра,т.
гос-ва и главы прав-ва выполняет президент.
Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-
парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия),
в кот-х парламент и президент в той или иной мере делят свой
контроль и свою
ответ-ть по отношению к прав-ву.
29) ФОРМЫ ГОС-ГО УСТРОЙСТВА.
Это нац. и администр.-тер-ое деление гос-ва,
кот-ое скрывает хар-р взаимоотн-й между его
состав.частями,между центр.и местн. органами
гос.власти.Форма гос.устрой-ва показывает,из
каких частей состоит внутр.струк.гос-ва,как стро-
ятся отношениями между центр.и мест.гос.орга-
нами,интересы каждой нации.
Унит. гос-во— это целостное централиз-е гос-во,
адм.о-территориальные единицы которого (области, провинции,
округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не
обладают суверенными правами. В унитарном гос-ве единые
высшие органы гос-ва, единое гражданство, единая конституция,
что создает организационно-
степени влияния центральной гос. власти на всей
территории страны. Органы адм.-территориальных
единиц находятся полном подчинении центра,
Большинство всех существовавших и ныне существующих
гос-в унитарные. Это и понятно, ибо унитарное гос-во хорошо
управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обес-
печивает гос-е единство. Унитарные государства могут
иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия
и многонациональный (Великобритания, Бельгия) состав населения.
Федеративное гос-во- сложное союзное гос-во,части кот-го
(республики, штаты,земли) яв-ся гос-ми или гос.образованиями,
бладающими суверенитетом.
трализации.В строго научном смысле федерацией наз-ют союз гос-в,
основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация
возможна только там, где объединяются самостоятельные гос-ва.
Входящие в состав федерации гос.образ-я и гос-ва наз-ся ее
субъектами.Они могут иметь свои конституции, свое гражданство,
собственные высшие гос.органы — зак-ые, испол-ные, судебные.
Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в
целом и ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их
компетенции (предметы ведения).Способы размежевания компе-
тенции,применяемые в различных федерациях, многообразны,
однако наиболее распространенными являются 2. В США,
Канаде, Бразилии, Мексике и других странах кон-ии
устанавливают сферы, подпадающие под исключительную
компет-ю федерации и исключительную компетенцию ее субъектов.
В ФРГ, Индии и иных гос-х конституции, кроме того, предусма-
тривают сферу действия совместной компетенции федерации
и ее субъектов.
Конфедерация — это союз суверенных гос-в, образуемый для
достижения опред.целей (военных, экономических и др.). Здесь
союзные органы лишь координируют деятельность гос-в—членов
конф-и и только по тем вопросам, для решения которых они
объединились. Конф-я не обладает суверенитетом.
Исторический опыт показывает, что конфедеративные
объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо
распадаются,
либо преобразуются в федерации(
Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее:в конф-ю
могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии,
Северная и Южная Корея.В посл. десятилетия появилась
особая форма ассоциированного гос.объединения. Примером
тому является Европейское Сообщество, уже вполне
доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что
процесс современной европейской интеграции может привести
от содружества к конфедеративному государственному устройству,
а от него—и к федеративному
всеевропейскому гос-ву.
30)ГОС-ЫЕ РЕЖИМЫ.
Для хар-ки формы гос-ва употр.термин гос-ый режим.Он хар-ет
функци-ю сторону формы гос-ва-формы и методы осущ-я гос.власти.
Т.е это деят-ть органов гос-ва по управлению общ-м, по регули-
рованиию поведения физ.и юр.лиц, учреждений и т.д.
Демократ.режим (США, Канада).Складывается в правовых гос-х,
Гос-во обеспечивает свободное развитие личности, фактич.
запущенность ее законных прав и интересов.Режим выр-ся в:
-свобода личности в сфере эк.деят-ти
-гарантирова-ть личных прав и свобод гражданина
-создает эфф-е механизмы прямого воздействия населения
страны на хар-р гос.власти
-личность защищена от произвола, беззакония
-учитывает интересы больш-ва и меньш-ва одинаково
-базируется на
законах,кот-е отражают
развития личности и общ-ва.
Антидемократ.режим.Признаки: гос-во подавляет личность,
ущемляет ее права; тоталь.контроль гос-ва над всеми сферами
общ-й жизни,диктатура одной партии; огусадарствление всех
общ-х организаций; всеохватывающая милитаризация общ.жизни;
игнорирование интересов нац.гос.образований;гос-во не учитывает
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"