Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

tgp8.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

исчезновение гос-ти как таковой.

Социал.тип-возникает  в р-те соц.революции, кот-ая

ниспровергает отношения  частной соб-ти и гос.машину.

Новое гос-во создает  такую систему эк.отношений, кот-ая

Базируется на общ.соб-ти на орудие и сред-ва произ-ва.,

предполаг.сотруд-во свободных от экплуатации людей.

Это орудие пол.власти трудящихся классов.Оно выр-ет

интересы трудового  народа,обеспечивает защиту и разв-

итие соц.общ-ва. 

10)СУЩ-ТЬ  ГОС-ВА,ЕГО ПРИЗНАКИ.

Сущ-ть гос-ва в научиной лит-ре рассмат. В 2 аспекатах:

-с общефилософ.позиции

-с позиции соц.сущ-ти(доминирование  опред.соц.группы)

Сущ-ть гос-ва-это факторы,кот-ые привели к его возник-ю

и не дают исчезнуть.

Выведем ост.сущ-ые признаки через факторы возникнове-

ния гос-ва:

-имущ.нер-во и возникновение  част.соб-ти.Част.соб-ть-

фактор, кот-ый не позволяет  исчезнуть гос-ву.

-гос-во не может  сущ-ть без большого кол-ва  населения.

-публ, отчужд. от общ-ва власть

-отряды воор.людей,  т.е орудие публ.власти

-налоги и сборы.

Признаки гос-ва:

-Разделение подданных  гос-ва по тер-м единицам.

-учреждение особой  публ.власти, кот-ая уже не совпадает

непосредственно с  населением.

-взимание налогов  с населения и получение от него займов

для сод-я аппарата гос. власти.  

11)ТЕОЛОГИЧ.ТЕОРИЯ

Исходит из божест.происхождения  права как вечного,

выр-го божбю волю и высший разум явления, его она  не

отрицает наличия  в праве природных и челов.начал.

Она одна из 1-х связала право с добром и справедливостью, в

этом ее +.Но теория опирается не на науч. док-ва и аргументы,

а на веру. Согласно теол.теории творец всего сущ-го на Земле,

в том числе и  гос-ва –Бог, проникнуть же в тайну  божест.замы-

сла невозможно. Теол.теория не отвергала необх-ти создания

и ф-я земного гос-ва, обеспечения надл.правопорядка.Она  при-

сущими ей сред-ми поднимала их престиж, осуждала прест-ть,

спосб-ла утвер-ю в  общ-ве взаимопонимания и порядка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12)ПАТРИАРХ.ТЕОРИЯ (Аристотель,Михайловский,Фильмер)

Была широко распространена в Др.Греции и рабовлад.Риме.

Получила 2-е дыхание  в период средневекового абсолютизма  и 

Какими-то отголосками  дошла до наших дней.

У ее истоков стоял  Аристотель, кот-й считал, что гос-во пред-ет

Собой еств.форму чел.жизни, что вне гос-ва общение чел-кас себе

подобным невозможно.Люди стремятся к объединению, к образ-ю

патриар.семьи и  их объединение приводят к образованию  гос-ва.

В срд.века Фильмер  в работе «Патриархия или защита естеств.права

Королец» (1642) со ссылками на пат.теорию док-л, что первонач.

Бог даровал королевскую  власть Адаму.

Видимо, не без влияния  данной теории пустила глубокие корни  в

Нашей стране вековая  традиция веры в «отца народа», хорошего

царя,вождя, способного решить все проблемы за нас.Эту теорию

критиковали многие и  в разное время.Еще Локк полагал, что вме-

сто научного подхода  мы находим в ее положениях «детские

басенки».Ее наз-ли «доктриной прописей», антинауч. объяснения

такого сложного явления, как гос-во. 

13) ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ (Радищев, Спиноза, Локк, Руссо, Гоббс)

В Др.Греции нек-е софисты  считали, что гос-во возникло в р-те

договорного объедин.людей  с целью обеспечения справделивости.

Позднее сторонники данной теории исходили из того, что гос-ву

Предшествует естеств.состояние, кот-ое они хар-ли по-разному.

(для Руссо-люди  в ест. Состоянии обладают прирож.правами,

для Гоббса-состояние  «войны против всех».

Ради мира и благопол. Заключили общ.договор, между каждым

членом общ-ва, создавшим  гос-во. По договору люди передают

часть своих прав гос.власти и берут обяз-во подчиняться ей,

а гос-во обязуется  охранять неотчужд.права чел-ка, т.е  право

соб-ти, свободы, безопасности. «-»теория не отвечает на вопросы

 где, когда, и  каким образом состоялся общ.договор,  кто был их

 участниками и  свидителями.(антииторизм) «+»теория впервые пока-

зала, что гос-во возникает  как р-т сознат.целенаправ.деят-ти людей.

Теория положила начало учению о нар.суверенитете, подотчет-ти.

Она сегодня актуальна. 

14)ТЕОРИЯ  НАСИЛИЯ (Каутский,Дюринг,Гумплович)

Идейные истоки зародились еще в эпоху рабовладения. Гос-во

возникает в р-те насилия  и завоевания.Возникновение част.соб-ти,

классов,гос-ва явл-ся  р-ом внут.и внеш. насилия, т.е путем  прямого

пол.дей-я.Гос-во продолжает быть органом угнетения только в  тех

странах,где еще не стерлись юр.различия между побед.и побежден.

В теории прист-ет элементы эк.концепции.Однако эти 2 точки

зрения на причины  проис.гос-ва не совпадают в главном.Если

Маркс и Энгельс  док-ют, что гос-во не есть сила,извне  навязанная

общ-ву,а есть р-т  его внутр.развития, то Дюринг и др. в основу

возникновения гос-ва ставят факторы внутр.и внеш.насилия.

Несмотря на несовм-ть этих теорий,они строятся на общей  базе,

дей-х чел-ка, кот-ые обусловлены эк. и соц.факторами  его жизни.

Отвергать эту теорию нельзя,т.к элементы насилия объективно присут.

и сопровождали процесс  возникновения любого гос-ва. 

15)ОРГАНИЧ.ТЕОРИЯ. (Спенсер,

Общ-во и гос-во представлены как организм, и поэтому их сущ-ть

возможно понять лишь из строения и ф-й этого организма.Все 

неясное в строении и деят-ти общ-ва и гос-ва может быть объяснено

 по аналогии  с закономер-ми анатомии и физиологии.

Такое представ-е о  гос-ве с 1-го взгляда может показаться наивным

и ненаучным. Однако а  нем есть сущ-ое рац.звено.Утверждение 

Спенсера о том, что теория гос-ва станет научной лишь при условии,

если оно воспримет  методологию и понятия ест. наук, не лишено

смысла. Законы соц.жизни  предопр-ся законами естеств.В общ-ой

жизни необ.гармония естест.и соц.законов чел.развития.Органич.

теория четко выводит  понятия об общ-ве и гос-ве. Ор.теорией

обосновывается дифференциация и интеграция общ. и гос.жизни.

16) ПСИХОЛ.ТЕОРИЯ (Петражицкий,  Шершеневич)

 Общ-во и гос-во  –сумма псих.взаимосвязей людей  и их разл.

объединеня. Суть-утверждение  психол.потребности чел-ка жить

в рамках организов.сооб-ва,а  также в чувстве необ-ти коллективнго

взаимодей-я.Говоря об естест.потребности общ-ва в опред.организации,

пред-ли псих.теории считают,что  общ-во и гос-во есть следствие псих.

Закон-ей развития чел-ка.

17) МАТЕРИАЛИС.ТЕОРИЯ (Маркс, Энгельс,Ленин)

Гос-во возникло в  силу эк.причин: общ. разделения труда, появление

прибавоч.продукта и  част.соб-ти, а затем раскола общ-ва на классы

с противпол.эк.интересами. Как р-т-возникает гос-во, кот-е  сдерживает

противоборство этих классов,обеспечивая преимуще-но интересы эк.

господствующего класса. 
 
 
 
 

18)Иррагационная  теория (Виттфогель)

Процесс возникновения  гос-ва связан с необ-ю строит-ва

ирригационных соор. в вост.аграрных общ-х.Это сопрово-я  ростом

числа чиновников,гос.людей  обеспеч.эфф.использование данных

сооруж.Гос-во вынуждено  проводить в подобных усл-х жесткую 

централизов.политику, гос-во выступает в кач-ве единств.сооб-ка и 

одновременно эксплуататора,оно  управл-ет , распределяет,

подчиняет. Ирригац. проблемы приводят к образованию

менеджерско-бюрократич.класса, порабощающего общ-во к 

формированию агрро-менеджерской цивилизации. «+» Дей-но,

процессы создания мощных ирр.систем происходили в  регионах

образования первичных  городов-гос-в (Месопатамия, Египет,

Индия); очевидны и связи этих процессов с формированием

многчисл.класса управленцев-чиновников, служб, защищающих

каналы от заиливания и обеспеч. по ним судоход-во.;

бесспорен факт влияния  геогр. и климат. (почвенных) условий  на

становления гос-ти. «-»в рамках теории излишне катег. выделены

отд.фрагменты процессов  становления гос-ва как главное, базовое.

Между тем ирригац.причины  хар-ны преимущ-но лишь для нек-х

регионов востока.Пред-ли этой доктрины недооценив. соц-эк,

военно-пол.,псих, и  иные факторы, кот-ые тоже  влияют на

становления гос-ва.  
 
 
 

19) ТЕОРИЯ ИНЦЕСТА(Леви-Стросс-Франция,19в.)

Суть-исследуя развитие первобыт.общ-ва,обосновывая

идею о том, что  введение запрета инцеста явилось  исходным

соц.фактом в выделению  чел-ка из мира природы,приведшее в

дальнейшем к возникновению гос-ва (осознание,что запрет

на кровесмешение  будет способ-ть развитию рода чел-го).

«+»запрета инцеса-непреложный  истор.факт,;переход общ-а

от эндогамии к  экзогамии;неприменение инцеста принуждением;

способ-ла укрепл.рода и его интересов.«-»не только в особ-х

воспроиз-ва чел-ка заключ. прогресс чел-ва; вряд ли люди

пред-ли себе цепочку  негативных действ-й кровосмешения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21) ТЕОРИИ ГОС_ВА

Сущ-т множество  весьма разнообр.теорий, по разному 

объясняющих происх. гос-ва, природу гос. власти, ее

 цели и задачи, пути развития гос-ва и т.д.  Множест-ть 

таких теорий связана  не только со сложностью многостор-ти

гос-ва как соц. явления, разнообраз. его форм в прошлом  и 

наст., но и с тем,что  гос-во осущ-ет пол.власть, его деят.ть,

прямо затрагивает  интересы разл.соц.классов и групп.Это 

связано и с разнообр. идеолог. позиций и философ.подходов

разл.авторов.Сущ-е  теории гос-ва условно можно разделить

 на 4 группы: о сущ-ии  гос-ва, о целях и задачах гос-ва, о

сред-х и методах  деят-ти гос-ва, о путях и перспективаъ

дальнейшего развития гос-ва.Среди теорий, относ-хя к 

сущ-ти гос-ва можно  выделить:

1)теория элит.нач.19, работы Парэтои Моски получила  раз-

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"