Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 16:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Теория государства и права".
исчезновение гос-ти как таковой.
Социал.тип-возникает в р-те соц.революции, кот-ая
ниспровергает отношения частной соб-ти и гос.машину.
Новое гос-во создает такую систему эк.отношений, кот-ая
Базируется на общ.соб-ти на орудие и сред-ва произ-ва.,
предполаг.сотруд-во свободных от экплуатации людей.
Это орудие пол.власти трудящихся классов.Оно выр-ет
интересы трудового народа,обеспечивает защиту и разв-
итие соц.общ-ва.
10)СУЩ-ТЬ ГОС-ВА,ЕГО ПРИЗНАКИ.
Сущ-ть гос-ва в научиной лит-ре рассмат. В 2 аспекатах:
-с общефилософ.позиции
-с позиции соц.сущ-ти(
Сущ-ть гос-ва-это факторы,кот-ые привели к его возник-ю
и не дают исчезнуть.
Выведем ост.сущ-ые признаки через факторы возникнове-
ния гос-ва:
-имущ.нер-во и возникновение част.соб-ти.Част.соб-ть-
фактор, кот-ый не позволяет исчезнуть гос-ву.
-гос-во не может сущ-ть без большого кол-ва населения.
-публ, отчужд. от общ-ва власть
-отряды воор.людей, т.е орудие публ.власти
-налоги и сборы.
Признаки гос-ва:
-Разделение подданных гос-ва по тер-м единицам.
-учреждение особой публ.власти, кот-ая уже не совпадает
непосредственно с населением.
-взимание налогов с населения и получение от него займов
для сод-я аппарата
гос. власти.
11)ТЕОЛОГИЧ.ТЕОРИЯ
Исходит из божест.происхождения права как вечного,
выр-го божбю волю и высший разум явления, его она не
отрицает наличия
в праве природных и челов.
Она одна из 1-х связала право с добром и справедливостью, в
этом ее +.Но теория опирается не на науч. док-ва и аргументы,
а на веру. Согласно теол.теории творец всего сущ-го на Земле,
в том числе и гос-ва –Бог, проникнуть же в тайну божест.замы-
сла невозможно. Теол.теория не отвергала необх-ти создания
и ф-я земного гос-ва,
обеспечения надл.правопорядка.
сущими ей сред-ми поднимала их престиж, осуждала прест-ть,
спосб-ла утвер-ю в
общ-ве взаимопонимания и порядка.
12)ПАТРИАРХ.ТЕОРИЯ (Аристотель,Михайловский,
Была широко распространена в Др.Греции и рабовлад.Риме.
Получила 2-е дыхание в период средневекового абсолютизма и
Какими-то отголосками дошла до наших дней.
У ее истоков стоял Аристотель, кот-й считал, что гос-во пред-ет
Собой еств.форму чел.жизни, что вне гос-ва общение чел-кас себе
подобным невозможно.Люди стремятся к объединению, к образ-ю
патриар.семьи и их объединение приводят к образованию гос-ва.
В срд.века Фильмер в работе «Патриархия или защита естеств.права
Королец» (1642) со ссылками на пат.теорию док-л, что первонач.
Бог даровал королевскую власть Адаму.
Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в
Нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего
царя,вождя, способного решить все проблемы за нас.Эту теорию
критиковали многие и в разное время.Еще Локк полагал, что вме-
сто научного подхода мы находим в ее положениях «детские
басенки».Ее наз-ли «доктриной прописей», антинауч. объяснения
такого сложного явления,
как гос-во.
13) ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ (Радищев, Спиноза, Локк, Руссо, Гоббс)
В Др.Греции нек-е софисты считали, что гос-во возникло в р-те
договорного объедин.людей
с целью обеспечения
Позднее сторонники данной теории исходили из того, что гос-ву
Предшествует естеств.
(для Руссо-люди
в ест. Состоянии обладают
для Гоббса-состояние «войны против всех».
Ради мира и благопол. Заключили общ.договор, между каждым
членом общ-ва, создавшим гос-во. По договору люди передают
часть своих прав гос.власти и берут обяз-во подчиняться ей,
а гос-во обязуется охранять неотчужд.права чел-ка, т.е право
соб-ти, свободы, безопасности. «-»теория не отвечает на вопросы
где, когда, и
каким образом состоялся общ.
участниками и свидителями.(антииторизм) «+»теория впервые пока-
зала, что гос-во возникает
как р-т сознат.целенаправ.
Теория положила начало учению о нар.суверенитете, подотчет-ти.
Она сегодня актуальна.
14)ТЕОРИЯ
НАСИЛИЯ (Каутский,Дюринг,
Идейные истоки зародились еще в эпоху рабовладения. Гос-во
возникает в р-те насилия
и завоевания.Возникновение
классов,гос-ва явл-ся р-ом внут.и внеш. насилия, т.е путем прямого
пол.дей-я.Гос-во продолжает быть органом угнетения только в тех
странах,где еще не стерлись юр.различия между побед.и побежден.
В теории прист-ет элементы эк.концепции.Однако эти 2 точки
зрения на причины проис.гос-ва не совпадают в главном.Если
Маркс и Энгельс док-ют, что гос-во не есть сила,извне навязанная
общ-ву,а есть р-т его внутр.развития, то Дюринг и др. в основу
возникновения гос-ва ставят факторы внутр.и внеш.насилия.
Несмотря на несовм-ть этих теорий,они строятся на общей базе,
дей-х чел-ка, кот-ые обусловлены эк. и соц.факторами его жизни.
Отвергать эту теорию нельзя,т.к элементы насилия объективно присут.
и сопровождали процесс
возникновения любого гос-ва.
15)ОРГАНИЧ.ТЕОРИЯ. (Спенсер,
Общ-во и гос-во представлены как организм, и поэтому их сущ-ть
возможно понять лишь из строения и ф-й этого организма.Все
неясное в строении и деят-ти общ-ва и гос-ва может быть объяснено
по аналогии
с закономер-ми анатомии и
Такое представ-е о гос-ве с 1-го взгляда может показаться наивным
и ненаучным. Однако а нем есть сущ-ое рац.звено.Утверждение
Спенсера о том, что теория гос-ва станет научной лишь при условии,
если оно воспримет методологию и понятия ест. наук, не лишено
смысла. Законы соц.жизни предопр-ся законами естеств.В общ-ой
жизни необ.гармония
естест.и соц.законов чел.
теория четко выводит понятия об общ-ве и гос-ве. Ор.теорией
обосновывается дифференциация и интеграция общ. и гос.жизни.
16) ПСИХОЛ.ТЕОРИЯ (Петражицкий, Шершеневич)
Общ-во и гос-во
–сумма псих.взаимосвязей
объединеня. Суть-утверждение психол.потребности чел-ка жить
в рамках организов.сооб-ва,а также в чувстве необ-ти коллективнго
взаимодей-я.Говоря об естест.потребности общ-ва в опред.организации,
пред-ли псих.теории считают,что общ-во и гос-во есть следствие псих.
Закон-ей развития чел-ка.
17) МАТЕРИАЛИС.ТЕОРИЯ (Маркс, Энгельс,Ленин)
Гос-во возникло в силу эк.причин: общ. разделения труда, появление
прибавоч.продукта и част.соб-ти, а затем раскола общ-ва на классы
с противпол.эк.интересами. Как р-т-возникает гос-во, кот-е сдерживает
противоборство этих классов,обеспечивая преимуще-но интересы эк.
господствующего класса.
18)Иррагационная теория (Виттфогель)
Процесс возникновения гос-ва связан с необ-ю строит-ва
ирригационных соор. в вост.аграрных общ-х.Это сопрово-я ростом
числа чиновников,гос.людей обеспеч.эфф.использование данных
сооруж.Гос-во вынуждено проводить в подобных усл-х жесткую
централизов.политику, гос-во выступает в кач-ве единств.сооб-ка и
одновременно эксплуататора,
подчиняет. Ирригац. проблемы приводят к образованию
менеджерско-бюрократич.класса, порабощающего общ-во к
формированию агрро-
процессы создания мощных ирр.систем происходили в регионах
образования первичных городов-гос-в (Месопатамия, Египет,
Индия); очевидны и связи этих процессов с формированием
многчисл.класса управленцев-чиновников, служб, защищающих
каналы от заиливания и обеспеч. по ним судоход-во.;
бесспорен факт влияния геогр. и климат. (почвенных) условий на
становления гос-ти. «-»в рамках теории излишне катег. выделены
отд.фрагменты процессов становления гос-ва как главное, базовое.
Между тем ирригац.причины хар-ны преимущ-но лишь для нек-х
регионов востока.Пред-ли этой доктрины недооценив. соц-эк,
военно-пол.,псих, и иные факторы, кот-ые тоже влияют на
становления гос-ва.
19)
ТЕОРИЯ ИНЦЕСТА(Леви-Стросс-
Суть-исследуя развитие первобыт.общ-ва,обосновывая
идею о том, что введение запрета инцеста явилось исходным
соц.фактом в выделению чел-ка из мира природы,приведшее в
дальнейшем к возникновению гос-ва (осознание,что запрет
на кровесмешение будет способ-ть развитию рода чел-го).
«+»запрета инцеса-непреложный истор.факт,;переход общ-а
от эндогамии к экзогамии;неприменение инцеста принуждением;
способ-ла укрепл.рода и его интересов.«-»не только в особ-х
воспроиз-ва чел-ка заключ. прогресс чел-ва; вряд ли люди
пред-ли себе цепочку
негативных действ-й кровосмешения.
21) ТЕОРИИ ГОС_ВА
Сущ-т множество весьма разнообр.теорий, по разному
объясняющих происх. гос-ва, природу гос. власти, ее
цели и задачи, пути развития гос-ва и т.д. Множест-ть
таких теорий связана не только со сложностью многостор-ти
гос-ва как соц. явления, разнообраз. его форм в прошлом и
наст., но и с тем,что гос-во осущ-ет пол.власть, его деят.ть,
прямо затрагивает интересы разл.соц.классов и групп.Это
связано и с разнообр. идеолог. позиций и философ.подходов
разл.авторов.Сущ-е теории гос-ва условно можно разделить
на 4 группы: о сущ-ии гос-ва, о целях и задачах гос-ва, о
сред-х и методах деят-ти гос-ва, о путях и перспективаъ
дальнейшего развития гос-ва.Среди теорий, относ-хя к
сущ-ти гос-ва можно выделить:
1)теория элит.нач.19, работы Парэтои Моски получила раз-
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"