Разработка решений по контролю за функционированием и развитием предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть механизм разработки и принятия управленческого решения в организации.

Содержание

Введение

Глава I. Механизм разработки и принятия управленческого решения

1.1 Понятие управленческих решений

1.2 Структура механизма принятия решения

1.3 Основные процедуры механизма принятия решений

1.4 Экспертные методы в механизме разработки решений

Глава 2. РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОАО «ЮБГПК»

2.1 История предприятия, её характеристика

2.2 Описание деятельности и отрасли ОАО «ЮБГПК»

2.3 Разработка решений по организации функционирования и развития предприятия

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

разработка упр.решений.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРВСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Институт  дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

Разработка  управленческих решений 
 
 
 

Выполнила: студент 4 курса VIII семестра,

                                                   специальности «» Государственное и

                                           муниципальное управление – 6»

                                                         заочно-дистанционной формы обучения

              Белявина Ю.А.

                                                      Проверил:________________________ 

                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Когалым 2011 г. 
Содержание 

  

Введение  

Глава I. Механизм разработки и принятия управленческого  решения  

1.1 Понятие управленческих  решений  

1.2 Структура  механизма принятия решения  

1.3 Основные процедуры  механизма принятия решений  

1.4 Экспертные  методы в механизме разработки  решений  

Глава 2. РАЗРАБОТКА РЕШЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОАО «ЮБГПК»  

2.1 История предприятия,  её характеристика  

2.2 Описание деятельности и отрасли ОАО «ЮБГПК»  

2.3 Разработка  решений по организации функционирования  и развития предприятия  

Заключение  

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Среди множества  проблем современного менеджмента  важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Проблема эта – не чисто академическая. Она имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. 

Механизмы принятия управленческих решений занимают центральное, иерархически главное место в  структуре управленческой деятельности, так как именно они в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты. 

Цель данной работы – рассмотреть механизм разработки и принятия управленческого решения  в организации. 

Как относительно самостоятельная область исследований проблема разработки и принятия управленческих решений сложилась примерно к середине 70-х годов, в основном благодаря работам американских ученых Г.Саймона, Дж.Марча и Р.Сайерта. Это новое направление находилось на стыке теории организации, моделирования, экономики и социологии. 

Предмет работы – процесс принятия решений. 

Объект –  механизм разработки и принятия управленческого  решения в организации. 

Одной из характерных  черт исследований, относящихся к  проблеме принятия решений, является их междисциплинарный характер, объединение  различных областей научного знания. Однако вследствии того, что проблема анализируется специалистами различного профиля, вкладывающими в нее разный смысл, область явлений, о которых можно говорить как о принятии управленческих решений, еще не определена достаточно строго, а их трактовка далеко не однозначно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Механизм разработки и принятия управленческого  решения

 

1.1 Понятие управленческих  решений 

Решение – это  выбор альтернативы.1 

В Большой советской  энциклопедии дается следующее определение: «Решение – один из необходимых моментов волевого действия … и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующее фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения и т.п. Этот процесс заканчивается принятием решения».2 

Управленческое  решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. 

Принятие решений  является основой управления. Каждая управленческая функция связана с несколько общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь. 

Управленческое  решение – это выбор, который  должен сделать руководитель, чтобы  выполнить обязанности, обусловленные  занимаемой им должностью. Цель такого решения – обеспечение движения к поставленным перед ним задачам. Поэтому наиболее эффективным управленческим решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. 

В таком аспекте  можно рассматривать решение  как продукт управленческого труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта. 

Решения, использующиеся в управлении, многообразны. Разные звенья управления создают множество  решений. Для них имеется много  различных причин и оснований, они  распространяются на самые различные объекты и регулируют различные общественные отношения и взаимосвязи, возникающие во всех сферах экономики и общественной жизни. 1.2 Структура механизма принятия решения 

Под механизмом принятия решения следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив[1]. 

Для руководителя принятие решений не является самоцелью. Основное, что должно заботить менеджера, — не сам выбор альтернативы, а разрешение определенной управленческой проблемы. Для разрешения же проблемы очень часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение — это не одномоментный акт, а результат (процесса), развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Исходя из этого, можно дать следующее определение этого механизма. 

Механизм принятия решений — это циклическая  последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. 

Наиболее целостное  и наглядное представление о  механизме принятия решений дает схема, отражающая его основные стадии и порядок их следования. 

Следует, однако, отметить, что схема эта является идеализированной моделью, так как  реальные механизмы принятия решений, вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. фактически структура механизма принятия управленческих решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.

  

1.3 Основные процедуры  механизма принятия решений 

управленческое  решение руководитель кадровая 

Анализ ситуации. Для возникновения необходимости принять управленческое решение нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования системы, т.е. наличие управленческой ситуации. Поэтому одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ ситуации. 

Анализ управленческой ситуации требует сбора и обработки  информации. Этот этап выполняет функцию  восприятия организацией внешней и  внутренней среды. Данные о состоянии  основных факторов внешней среды и положении дел в организации поступают к менеджерам и специалистам, которые классифицируют, анализируют информацию и сравнивают реальные значения контролируемых параметров с запланированными или прогнозируемыми, что в свою очередь позволяет им выявить проблемы, которые следует решать. 

Идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения  проблемы — ее определение или  диагноз, полный и правильный. Как  принято говорить, правильно сформулировать проблему — значит наполовину решить ее. 

Существуют два  взгляда на сущность проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или существует отклонение от заданного уровня, например, мастер может установить, что производительность труда или качество изделий на его участке ниже нормы. В соответствии с другим, как проблему следует рассматривать также и потенциальную возможность повышения эффективности. Объединяя оба эти подхода, будем понимать под проблемой расхождение между желаемым и реальным состоянием управляемого объекта. 

Выявление и  формулировка проблемы — весьма сложная  процедура. Дело в том, что в момент своего возникновения многие важнейшие  проблемы слабо структурированы, т.е. не содержат очевидных целей, альтернативных путей их достижения, представления  о затратах и эффекте, связанных с каждым из вариантов, и доведение этих проблем до количественной определенности (структурирование) требует от руководителей не только знаний и опыта, но и таланта, интуиции, творческого подхода. Пользуясь медицинской терминологией, первый шаг в диагностировании сложной проблемы - установление симптомов. Общими симптомами болезни организации являются: низкие - прибыль, объем продаж, производительность труда, качество товаров и услуг; высокие - издержки, текучесть кадров, многочисленные конфликты. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде, однако различные причины могут вызывать сходные организационные проблемы (низкое качество товара может быть следствием как изношенности оборудования, так и недостаточной квалификации рабочих). Поэтому менеджеры должны более глубоко исследовать причины возникшей проблемы и не спешить устранять только ее симптомы. 

Нельзя также  забывать, что все элементы и работы в организации взаимосвязаны  и решение какой-либо проблемы в  одной части организации может вызвать появление проблем в других. Поэтому, определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число возникающих при этом проблем было минимальным. 

Определение критериев  выбора. Прежде чем рассматривать  возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора. Например, принимая решение о приобретении нового оборудования, можно ориентироваться на критерии цены, производительности, эксплуатационных расходов, эргономичности и т.п., а в случае принятия решения о приеме на работу нового сотрудника, критериями выбора среди кандидатов могут быть: образование, опыт работы, возраст, личные качества. 

Разработка альтернатив. Следующий этап — разработка набора альтернативных решений проблемы. В  идеале желательно выявить все возможные  альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может  быть оптимальным. Однако на практике руководитель не располагает (и не может располагать) такими запасами знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Менеджеры хорошо понимают, что поиск оптимального решения очень труден, занимает много времени и дорого стоит, поэтому они ищут не оптимальный, а достаточно хороший, приемлемый вариант, позволяющий снять проблему и помогающий отсечь заранее непригодные альтернативы, критерии выбора, определенные на предыдущем этапе. 

Наряду с положением, когда варианты решения проблемы заранее известны или обнаруживаются без особых трудностей, часто бывают ситуации, при которых решаемая проблема не встречалась раньше, т.е. возможные альтернативы неизвестны и их необходимо предварительно сформулировать. В таких случаях весьма полезным может оказаться коллективное обсуждение проблемы и генерирование альтернатив. Выбор альтернативы. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы и объективно проанализировать вероятные результаты их реализации. Для сопоставления вариантов решения необходимо иметь стандарты или критерии, по которым их можно сравнивать. Такие критерии выбора были установлены на третьем этапе. С их помощью и производится выбор наилучшей альтернативы. 

Поскольку выбор  осуществляется, как правило, на основе нескольких критериев, а не одного, он всегда носит характер компромисса. Кроме того, при оценке возможных  вариантов решения руководитель фактически имеет дело с прогнозными  оценками сравниваемых величин, а они всегда вероятностные. Поэтому очень важно учитывать фактор риска, т.е. определять вероятность осуществления каждой альтернативы. Учет фактора риска приводит к пересмотру самого понятия наилучшего решения: им является не тот вариант, который максимизирует или минимизирует некоторый показатель, а тот, который обеспечивает его достижение с наиболее высокой степенью вероятности. 

Информация о работе Разработка решений по контролю за функционированием и развитием предприятий