Размещение заказов для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оценка эффективности способов размещения муниципального заказа и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления является необходимость экономного расходования бюджетных средств и соблюдение принципа свободной конкуренции между предпринимателями, который является неотъемлемым составным элементом рыночной экономики; закрепляя этот принцип в Конституции, в других законах и подзаконных актах, государство, его органы и органы местного самоуправления должны, в первую очередь, реализовывать его на деле.

Работа содержит 1 файл

основа.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

      Электронная цифровая подпись – это наиболее удобный современный инструмент для обмена экономически значимой документацией и совершения сделок в удаленном режиме. Благодаря внедрению механизма электронной подписи границы регионов России больше не являются ограничением для экономической деятельности. Перед предприятиями и организациями из всех российских регионов открывается возможность выйти на федеральный уровень, вести закупку и сбыт товаров с минимальными издержками, избавиться от бюрократических проволочек.

      Для участия в электронных торгах допускаются все организации  и учреждения, на которых распространяется действие Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Федеральному казначейству поручено вести единый сводный перечень заказчиков и производить выдачу сертификатов открытого ключа электронной цифровой подписи [25, с. 109].

      На  сегодняшний день в Республике Мордовия сложилась трехуровневая система контроля за размещением заказов:

      – Управление федеральной антимонопольной службы РФ по РМ - контроль за федеральными госзакупками (постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № – 94):

      – Министерство экономики РМ – контролирует республиканские закупки в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия 0т 30 декабря 2005 года № – 499.

      Финансовое  управление городского округа Саранск  осуществляет контроль за закупками в Саранске на основании постановления Главы администрации ГО Саранск от 13 февраля 2006 года № – 127 [26, С. 111].

      Управление  ФАС РФ по РМ проводит плановые и  неплановые проверки федеральных органов исполнительной власти и получателей бюджетных средств. Основные нарушения законодательства о размещении заказов, выявленные в результате проведения проверок:

      – заказчики не размещают извещение о проведении торгов на официальном сайте;

        – нарушаются сроки опубликования извещений до дня проведения конкурса;

      – в извещении о проведении торгов и конкурсной документации заказчиками устанавливаются критерии оценки заявок на участие в конкурсе, не предусмотренные Законом о размещении заказов или критерии оценки не публикуются вовсе;

      – не всегда конкурсная документация доступна для ознакомления на официальном сайте, в этом случае ее можно получить только по официальному запросу;

      – заказчиками устанавливаются преференции для участников размещения заказа, не предусмотренные Законом;

      – в конкурсной документации заказчики устанавливают не предусмотренные Законом требования к участникам размещения заказов, например, наличие опыта выполнения работ (оказание услуг), наличие квалифицированного персонала, наличие производственных мощностей и материально-технических ресурсов;

      – заказчиками нарушаются предусмотренные Законом сроки проведения вскрытия конвертов, процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе, процедуры оценки и сопоставления заявок.

      Следует подчеркнуть тот факт, что в  соответствии со статьей 17 ФЗ «О защите конкуренции» ФАС РФ по РМ осуществляет рассмотрение всех жалоб на действие (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной, котировочной комиссии, специализированной организации, вне зависимости от того, заказчики какого уровня (государственного, республиканского или муниципального) допустили нарушение Закона [27, с. 32].

      Основные  проблемы, с которыми сталкиваются государственные заказчики в настоящее время:

      1) Финансирование отдельных категорий расходов происходит в конце года, когда фактически становится невозможным по времени провести конкурсные процедуры. В том случае, если они все-таки проходят, как правило, конкурс признается несостоявшимся в связи с отсутствием участником размещения заказа.

      2) Нечеткость в формулировании потребности; в некоторых случаях заказчики сами не могут четко обосновать и описать свои потребности в тех или иных товарах. В случае поставки неподходящей, по мнению заказчиков, продукции они не имеют законных оснований расторгнуть государственный контракт.

      3) Отсутствие обученных специалистов для работы в конкурсных и котировочных комиссиях, как правило, в них участвуют работники, которые не имеют достаточной квалификации как для работы с нормативными актами, так и по работе с официальным сайтом [28, с. 109].

      Согласно  Постановлению Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2010 г. № – 492 «О совершенствовании системы размещения заказов», который вступил в силу 1 января 2011 года, утвержден Порядок формирования сводного объема заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госнужд и нужд бюджетных учреждений РМ. Заказчики после принятия закона о республиканском бюджете РМ на очередной финансовый год определяют потребности в товарах, работах, услугах на очередной финансовый год и представляют их главному распорядителю средств республиканского бюджета. Главные распорядители формируют и представляют в Минэкономики сводный объем заказа. Согласно представленным сведениям министерство обеспечивает ежегодное формирование сводного объема заказа РМ.

      Для размещения заказа заказчики направляют в Уполномоченный орган планы-графики размещения заказов; запрос о представлении информации по среднерыночным ценам на товары для формирования начальной цены контракта при размещении заказа; заявку на размещение заказа; обеспечивают участие своих представителей в работе конкурсных, аукционных, котировочных комиссий. Уполномоченный орган представляет информацию о среднерыночных ценах на товары, проводит проверку соответствия заявки требованиям законодательства. Заявка и проект контракта, не соответствующие требованиям, возвращаются заказчику для устранения недостатков. Заявка и проект контракта, соответствующие требованиям законодательства о размещении заказов, принимаются к исполнению [29, с. 10].                                              

     Для развития системы госзакупок в регионе  необходимо определить следующие приоритетные направления:

      – внедрение и развитие электронных аукционов в качестве приоритетной формы торгов;

      – изучение и обмен опытом с другими регионами, в целях совершенствования системы государственных закупок, в частности применение на практике и внедрение опыта развитых регионов. В первую очередь необходимо рассмотреть способы организаций эффективной системы госзаказа;

      – совершенствование системы планирования закупок в части расширения объема заказов среди субъектов малого предпринимательства;

      – повышение эффективности использования бюджетных средств за счет развития конкуренции;

      – формирование общедоступного информационного пространства по размещению заказа путем создания единого официального сайта и превращения его в полноценный информационный портал. В Мордовии уже создана система электронной торговли (http://goszakaz.e-mordovia.ru), однако должного развития она еще не получила. Детальная проработка данной системы должна стать первоочередной задачей на пути совершенствования системы закупок;

      – обеспечение своевременного планирования региональных закупок. Снова необходимо учитывать опыт развитых регионов, чтобы возникающие потребности не становились неожиданностью для региона;

      – повышение квалификации специалистов. Каждый специалист в области госзакупок знает, какие сложности возникают при проведении конкурсов и аукционов - большой расход рабочего времени, средств и многое другое. Поэтому размещением госзаказа должны заниматься соответствующие специалисты;

      – усиление контроля по обеспечению своевременного и качественного исполнения государственных контрактов. Сюда же можно отнести и нецелевое расходования бюджетных средств при организации госзаказа и справедливость при размещении тендеров. Эта проблема является общероссийской и должна решаться жесткими централизованными методами.

     Подводя итоги, следует отметить, что функционирование созданной в Республике Мордовия системы размещения государственных заказов безусловно дает положительные результаты (увеличение конкуренции при проведении торгов, достижение экономии бюджетных средств по результатам проводимых процедур), однако сопровождается рядом проблем, для решения которых принимаются разнообразные меры. Государственный комитет по организации торгов, ценовой и тарифной политике, Торгово-промышленная палата РМ регулярно разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и системы размещения заказов. Реализуются мероприятия по повышению качества работы заказчиков и уполномоченного органа (проведение совместных обучающих семинаров), что позволяет усовершенствовать региональную систему размещения заказа, повысить квалификационный уровень государственных служащих, занимающихся размещением заказов для нужд республики, поднять привлекательность региона путем улучшения конкурентной среды в сфере госзаказа [30, с. 45]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Проанализировав материал первой главы, можно четко сформулировать определение государственного заказа – это совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета. А муниципальный заказ представляет собой заказ со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

      Также следует отметить, что размещение государственного заказа осуществляется на условиях тендера (конкурса, аукциона). Информация о тендерах зачастую публикуется в открытом доступе. Существуют официальные сайты государственных заказов (сайты госзаказов), где собрана целая база государственных заказов, затрагивающих абсолютно разные сферы деятельности компаний - участников тендера. На сайтах размещения государственных заказов могут быть представлены как госзаказ на строительство каких- либо объектов (школ, больниц, муниципалитетов и т.п.), так и государственный образовательный заказ (например, на подготовку специалистов необходимой квалификации учебными заведениями). Сайт размещения государственных заказов – это, своего рода, центр государственного заказа.

      Государственными  и муниципальными заказчиками могут  выступать соответственно органы государственной  власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

      При этом стоит учитывать, что при  размещении государственных и муниципальных  заказов должны соблюдаться определенные принципы: прозрачности, равенства, ответственности, эффективности, экономичности, законности, а также принцип контроля.

      Процедура размещения государственных и муниципальных  заказов основывается на законодательных нормативных актах, важнейшее значение среди которых имеет Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

     Формирование  государственного заказа – это ответственная  процедура, которая должна проводиться с учетом всех юридических тонкостей. Это важно для того, чтобы у Заказчика были определенные гарантии того, что товары, работы или услуги он получит в оговоренном объеме и в обозначенные сроки, а у Исполнителя была бы уверенность, что Заказчик не изменит своего решения и оплатит все полученные товары, работы или услуги.

     Зачастую «государственный заказчик» и «организатор конкурса на госзаказ» – это различные субъекты. В Федеральном законе РФ от 21 июля 2005 г. № 94 – ФЗ указывается, что госзаказчик может обратиться в организацию, специализирующуюся на размещении госзаказов, чтобы аукцион на получение госзаказа был проведен в соответствии со всеми юридическими нормами. Все дело в том, что госзаказ – это весьма специфическая сфера деятельности. Здесь есть свои юридические тонкости и нюансы. И, поскольку существуют специальные фирмы – агентства госзаказа (агентства государственного заказа), которые профессионально занимаются реализацией госзаказов, проще и удобнее обратиться именно к ним.

      Законодательство  в России, касающееся размещения заказов  для государственных нужд (94 – ФЗ и последующие дополняющие его законодательные акты), не является совершенным и постоянно подвергается критике со стороны уважаемых в России юристов. А когда в самом законе существуют неточности, то права той и другой сторон при размещении госзаказа оказываются незащищенным.

      Что касается Республики Мордовия, то здесь наблюдается отсутствие полноценной конкуренции  на рынке муниципальных заказов. Размещение заказов происходит в основном неконкурентными способами. Отсутствие конкуренции вызывает регресс в развитии данного рынка в регионе, тормозит внедрение новых форм размещения. Однако все же имеются положительные тенденции. Реализуются мероприятия по повышению качества работы заказчиков и уполномоченного органа (проведение совместных обучающих семинаров), что позволяет усовершенствовать региональную систему размещения заказа, повысить квалификационный уровень муниципальных служащих, занимающихся размещением заказов для нужд республики, поднять привлекательность региона путем улучшения конкурентной среды в сфере муниципального заказа для социальных нужд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Размещение заказов для государственных нужд