Размещение заказов для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оценка эффективности способов размещения муниципального заказа и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления является необходимость экономного расходования бюджетных средств и соблюдение принципа свободной конкуренции между предпринимателями, который является неотъемлемым составным элементом рыночной экономики; закрепляя этот принцип в Конституции, в других законах и подзаконных актах, государство, его органы и органы местного самоуправления должны, в первую очередь, реализовывать его на деле.

Работа содержит 1 файл

основа.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

Введение

 

      Одной из основных функций публичной государственной  власти является предоставление населению социально значимых товаров и услуг. Реализуя эту функцию, власть выступает в интересах всего населения территории и использует средства бюджетов соответствующих уровней.

      Во  всем мире основным способом реализации сервисных функций публичной  власти является формирование и размещение государственного и муниципального заказа. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.

      Социальные  услуги должны предоставляться на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Предоставление социальных услуг не должно носить бесчеловечный характер или унижать честь и достоинство граждан.

        Государство должно обеспечивать граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставлять равные возможности в получении социальных услуг независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

      Преобладающим способом размещения муниципального заказа является конкурс, при этом приоритет отдается открытому конкурсу. Не только публичный характер власти и специфика расходования бюджетных средств подталкивают к необходимости ведения конкурсных механизмов размещения муниципального заказа. Подобные механизмы позволяют за счет использования конкурсных рычагов достичь существенной экономии бюджетных средств, улучшить качество предоставляемых населению услуг, укрепить дисциплину исполнения заключаемых в рамках соответствующих процедур контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд.

      Законодательство  Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.

      Актуальность  темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования государственной и региональной системы закупок продукции для социальных нужд, которая до настоящего времени пока еще не стала по-настоящему действительной и эффективной. Оценка методов закупок продукции для социальных нужд призвана стать стержнем, основой принятия решений о ее приобретении. Для их совершенствования важно: ориентироваться на решение задач формирования, анализа и отбора именно будущих решений; учитывать условия реализации  муниципальных закупок в развивающейся рыночной среде; принимать во внимание условие централизованных методов оценки и принятия решений по закупкам продукции социального назначения; ориентироваться в ходе этих закупок на критерии не частной коммерческой, а именно общественной эффективности; обеспечивать возможность как абсолютной оценки эффективности любых различных конкурентных и неконкурентных их форм; распространять на закупку всех видов продукции социального назначения самые различные ее формы.

      В связи с этим существует потребность в проведении исследований, направленных на совершенствование процедуры реализации муниципального заказа в республике Мордовия путем применения современных экономических инструментов, позволяющих оптимизировать производство необходимых обществу благ с учетом бюджетных возможностей региона, управлять процессом размещения заказов и заключения контрактов на основе сопоставимых оценок эффективности использования ресурсов бюджетной системы в среднесрочном и долгосрочном периодах.

      Цель исследования оценка эффективности способов размещения муниципального заказа и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

      Задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления является необходимость экономного расходования бюджетных средств и соблюдение принципа свободной конкуренции между предпринимателями, который является неотъемлемым составным элементом рыночной экономики; закрепляя этот принцип в Конституции, в других законах и подзаконных актах, государство, его органы и органы местного самоуправления должны, в первую очередь, реализовывать его на деле.

      Объектом  изучения выступает муниципальное образование, а так же нужды, необходимые для его полноценного функционирования и заказа, с помощью которых эти нужды будут обеспечены.

      Предметом является непосредственно комплекс инструментов, материалов и услуг, в результате которых муниципалитет может осуществлять свои цели и задачи.

      Необходимость изучения данной темы была давно осознана в странах с рыночной экономикой. Понимание особой роли государства в условиях рынка, специфики его задач и компетенций, особого характера средств, используемых на финансирование государственных и муниципальных заказов, а также поиски путей наиболее экономичного хозяйствования там, где государственные и муниципальные органы вступают в гражданско-правовые отношения, привели к тому, что первые попытки правового регулирования договоров публичного заказа (подряда) предпринимались в европейских странах уже в начале ХХ века.

      Участником размещения муниципального заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. 

    1 Теоретические аспекты размещения муниципального заказа на оказание социальных нужд

     Предоставление  муниципальных услуг является важнейшей  составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных  услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.

     Муниципальная деятельность реализуется через  систему муниципальных услуг, предоставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни.

     К основным целям муниципальной деятельности относятся улучшение условий  жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в их достижении играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

      Муниципальный заказ это соглашение между органом местного самоуправления и подрядной организацией о выполнении работ или об оказании услуг, финансируемых за счет средств местного бюджета. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов. Муниципальным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти [1, с. 45].

      Муниципальный заказ характеризуется, прежде всего, тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип «источника средств». При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках муниципального заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, муниципальный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие «муниципальный заказ». Под понятие муниципального заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.; например Минобороны России, Госкомстат России), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Правительство Москвы или Администрация республики Мордовия). Потребности органов местного самоуправления под эту категорию не попадают.

      Социальный  заказ  экономико-правовая форма выражений потребности Российской Федерации, ее субъекта, какого-либо региона Российской Федерации, местного или муниципального образования, в мероприятиях, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального, регионального или местного уровней, определяемых соответствующими целевыми социальными программами.

      Муниципальные нужды это обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности местного образования в товарах, услугах для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления. Основой правового регулирования муниципальных нужд является ФЗ № 93 от 21.06.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», вступивший в силу с 1.01.2006 г.

      Структура и объем закупок продукции  для муниципальных нужд определяется муниципальными заказчиками, исходя из объемов финансирования из бюджетов и внебюджетных фондов за вычетом расходов на заработную плату и других расходов, не связанных с расходами на закупку продукции. Статьями 63, 64, 65 проекта Бюджетного кодекса, предусмотрен порядок финансирования бюджетами всех уровней государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг.

      В настоящее время система государственных  закупок в России осуществляется на четырех иерархических уровнях:

      1 Федеральном;

      2 Субфедеральном (окружном);

      3 Региональном;

      4 Местном (муниципальном).

      Осуществление муниципальных закупок основывается на нескольких общих принципах:

      равноправное и одинаково справедливое отношение ко всем поставщикам;

      экономное расходование бюджетных средств;

      открытость и прозрачность;

      подотчётность;

      ответственность.

      В нашей стране государственные и муниципальные закупки на оказание социальных нужд опираются на действующее законодательство. Инициирует процедуру закупок заказчик (государственный или муниципальный). Это орган государственной власти или орган местного самоуправления, который осуществляет закупки продукции для государственных нужд, получает средства на закупку товаров, работ или услуг, а также формирует заказ на выше перечисленные услуги и размещает его на свободном рынке. Результатом проведенных конкурса, торгов, тендера, запроса котировок или предложений становится государственный контракт договор, заключаемый между органом государственной власти и поставщиком товаров, услуг или работ.

      Поскольку заказы размещаются на конкурсной основе, а процедура проведения конкурса дело трудоемкое и требующее временных затрат, одновременно провести все конкурсные процедуры невозможно. Таким образом, у каждого государственного заказчика (территориального или отраслевого органа администрации города) возникает потребность в планировании закупочной компании с целью облегчения деятельности и избежание возможных ошибок.

      Планирование  закупочной деятельности должно быть направлено на исполнение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств. Это вытекает из статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, определяющей, что «при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств». Отсутствие планирования закупок ведет к несоблюдению сроков конкурсных процедур, регламентированных законодательно, отказам заказчиков от проведения открытых конкурсов, проведению внеконкурсных процедур размещения заказов методом запроса котировок и «у единого источника», которые не дают экономии бюджетных средств.

      Заказчик разрабатывает план закупок организационную схему работ по организации и осуществлению закупок товаров, работ и услуг с описанием и детализацией важнейших задач и процедур, касающихся закупок и порядка их проведения.

      При построении плана определяющим показателем является временной момент, в который продукция должна быть получена потребителем. Стоит учитывать, что заказ на поставку продукции для муниципальных нужд невозможно разместить одномоментно, это требует достаточного количества времени.

      Рассчитывая срок, предоставляемый заказчиком поставщику на поставку продукции (он будет отражен в контракте), стоит учесть, что с увеличением срока поставки продукции может уменьшиться ее стоимость. В таком случае можно запланировать начало работ по проведению конкурса на более раннюю дату, чтобы получить результат в нужное время, но с меньшими затратами.

      В случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о размещении заказов, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов.

Информация о работе Размещение заказов для государственных нужд