Размещение заказов для государственных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оценка эффективности способов размещения муниципального заказа и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления является необходимость экономного расходования бюджетных средств и соблюдение принципа свободной конкуренции между предпринимателями, который является неотъемлемым составным элементом рыночной экономики; закрепляя этот принцип в Конституции, в других законах и подзаконных актах, государство, его органы и органы местного самоуправления должны, в первую очередь, реализовывать его на деле.

Работа содержит 1 файл

основа.doc

— 342.50 Кб (Скачать)

      Оценивая  эффективность способов размещения госзаказа в регионе, рассмотрим основные статистические показатели за 5 месяцев 2011 года. В итоге за рассматриваемый период в Республике Мордовия были заключены 38856 государственных контрактов и сделок на сумму 5674 млн. рублей. Анализируя рисунок 5, приходим к выводу, что наибольшую долю в способах размещения госзаказа имеют закупки малого объема (89%) [19, с. 98].

     При оценке эффективности государственного заказа важно руководствоваться ее показателями (таблица 2).

Таблица 2 Показатели оценки эффективности государственного заказа

Показатель  эффективности Формула расчета Оптимальное значение
Оценка  эффективности государственного заказа для заказчика
Среднее количество поставщиков (N), участвовавших в конкурсе, единиц N= где количество поставщиков; количество конкурсных процедур более 3 ед.
Доля  контрактов (МБ) заключенных с субъектами малого бизнеса, процентов МБ= , где количество контактов, заключенных с субъектами малого бизнеса; общее количество заключенных контрактов более 15%
Эффективность планирования расходов бюджета (ЭП), процентов ЭП= где P-средства на закупку фактического объема закупок; планируемый объем закупок не менее 97%
Эффективность государственного заказа с точки  зрения поставщика
Коэффициент отвлечения денежных средств (КОДС), единиц КОДС= где ОИК-размер обеспечения исполнения контракта; А-размер авансового платежа по контракту меньше 2 ед.
Коэффициент своевременности оплаты (КСО, ед.) КСО= где нормативный срок оплаты по контакту; фактический срок оплаты по контакту 1 ед.

 

      Государственный заказ в Республике Мордовия служит основой для проведения работ  по благоустройству территории, строительству, реконструкции и капитального ремонта дорог, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилищного и нежилого фонда, инженерных сетей, производству отдельных видов продукции, производству товаров народного потребления, оказанию иных услуг, необходимых для удовлетворения социальных, культурно-бытовых потребностей населения.

      В случае отклонения рассчитанных значений показателей от оптимальных, следует улучшать работу системы по следующим направлениям: развивать конкуренцию (для таких показателей как «Среднее количество поставщиков» и «Доля контрактов, заключенных с субъектами малого бизнеса»), более обстоятельно разрабатывать конкурсную документацию, исключить лоббирование интересов («Эффективность планирования расходов бюджета»), увеличить размер авансового платежа при одновременной оценке предыдущего опыта поставщиков («Коэффициент отвлечения денежных средств»), усилить контроль над сроками оплаты по контракту, разделить выполнение контракта на этапы («Коэффициент своевременности оплаты») [20, с. 32].

      Результаты  расчетов для оценки эффективности  способов размещения государственного заказа Республики Мордовия представлены в таблице 3:

Таблица 3 Показатели эффективности размещения государственного заказа

Показатель  эффективности Открытый конкурс Закрытый конкурс Запрос котировок Единственный  источник
Оценка  эффективности государственного заказа для заказчика
Среднее количество поставщиков (N), участвовавших в конкурсе 2,9 8,5 3,0 6,1
Доля  контарктов (МБ,%), заключенных с субъектами малого бизнеса 16,8 13,5 17,1 10,4
Эффективность планирования расходов бюджета (ЭП,%) 91,9 98,7 93,1 99,3
Эффективность государственного заказа с точки  зрения поставщика
Коэффициент отвлечения денежных средств (КОДС,ед.) 1,9 1,7 2 1,7
Коэффициент своевременности оплаты (КСО,ед.) 0,8 1 0,9 0,7

 

      Проанализируем  полученные результаты. Для Республики Мордовия характерным является отсутствие полноценной конкуренции  на рынке  государственных заказов. Размещение заказов происходит в основном неконкурентными способами. Отсутствие конкуренции вызывает регресс в развитии данного рынка в регионе, тормозит внедрение новых форм размещения. Во многом это связано с недостаточной долей привлечения частного бизнеса для поставки продукции или услуг для государственных нужд, особенно при размещении заказов неконкурентными способами. Эффективность планирования расходов бюджета достаточно высока, что отражает высокое качество работы по конкретизации условий сделок и проведению торгов [21, с. 96].

      Размещение  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Мордовия осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 декабря 2005 г. № – 499 «О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на территории Республики Мордовия».

      В течение 9 месяцев 2010 года проведены: 39 открытых конкурсов; 377 открытых аукционов, в т.ч. 65 открытых аукционов в электронной  форме; 195 закупок путем запроса  котировок; 3431 закупки у единственного поставщика без проведения торгов; 458 закупка у единственного поставщика по результатам несостоявшихся торгов; 33989 закупок малого объема [22, с. 77].

      В рамках направления «Стандартизация  и регламентация» необходимо решить задачи по подготовке нормативно-правовой и методической базы для внедрения стандартов государственных услуг, созданию и ведению их реестров (перечней), отработке механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, созданию системы обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти.

      Перечень  государственных услуг, которые  предоставляются органами исполнительной власти субъектов РФ и в отношении  которых требуется первоочередная разработка, внедрение стандартов и административных регламентов, рассматривался Комиссией по проведению административной реформы в Мордовии. В результате работы Комиссии вышел Закон РМ от 26 июня 2006 г. № – 39З «О республиканских стандартах качества предоставления бюджетных услуг». В законе даны определения предоставления бюджетных услуг; стандарта качества предоставления бюджетных услуг, изложен подробный перечень требований, которые должен содержать стандарт бюджетной услуги. В Постановлении Правительства РМ от 30 июня 2006 г. № – 290 «Об утверждении республиканских стандартов качества предоставления бюджетных услуг» закреплены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в области здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальных услуг.

      Полномочия  Правительства РМ в области установления стандартов бюджетных услуг и  порядка оценки качества их предоставления даны в Постановлении Правительства РМ от 30 июня 2006 г. № – 282 «Об утверждении Порядка проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг республиканским стандартам качества предоставления бюджетных услуг». Под объектом оценки понимается соответствие качества предоставляемых услуг, технологии, условий их предоставления требованиям республиканских стандартов качества предоставления бюджетных услуг.

      Постановлением  закреплены правила проведения контрольных мероприятий проверяющим органом, порядок обжалования результатов проверки, обязанности руководителя исполнительного органа государственной власти республики, его заместителей и других должностных лиц, рассматривающих обращения граждан, а также меры ответственности при выявлении нарушений стандартов качества.

      Методические  рекомендации, закрепленные в Постановлении  Правительства РМ от 28 сентября 2007 г. № – 443 «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению Реестра государственных услуг Республики Мордовия», направлены на повышение эффективности и качества деятельности исполнительных органов государственной власти РМ по обеспечению реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечению доступности и прозрачности сведений об услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти республики, устанавливают порядок формирования и ведения Реестра государственных услуг Республики Мордовия.

      В Постановлении Правительства РМ от 30 июня 2006 г. № – 276 «О мерах по созданию системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах» утверждается Перечень бюджетных услуг, в соответствии с которым производится учет потребности в предоставлении бюджетных услуг, а также Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг в натуральном и стоимостном выражении, а также учета результатов оценки при формировании расходной части республиканского бюджета Мордовии. В Перечне представлен подробный список видов услуг в соответствии с нормативно-правовыми актами, определяющими правила их предоставления потенциальным потребителям по 6 направлениям: услуги в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, физической культуры и спорта и др. Нельзя не отметить Постановление Правительства РМ от 26 мая 2006 г. № – 212 «О Республиканском перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения, и тарифах на платные социальные услуги».

      На  участие в торгах и закупках путем  запроса котировок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных нужд было подано 2430 заявок, в том числе 419 заявок субъектов  малого предпринимательства. В торгах и закупках путем запроса котировок приняли участие в среднем 3 поставщика. Не были допущены к участию в торгах (лотах) и закупках 119 заявок поставщиков, поскольку они не отвечали требованиям, предусмотренным документацией о торгах (закупках) и Законом о размещении заказов. При размещении заказов, объявленных с применением преференций для товаров российского происхождения, не участвовали участники размещения заказа не имеющие преимуществ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Рассматривая структуру госзаказчиков в республике, необходимо отметить, что на наибольшую сумму были заключены контракты и сделки Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия и его подведомственными учреждениями – 2131,7 млн. рублей или 63,7% от общей стоимости заключенных контрактов и Министерством здравоохранения Республики Мордовия на сумму 487,9 млн. рублей или 14,6% (рисунок 6). 

Рисунок 6 – Доля государственных заказчиков в общей стоимости заключенных государственных контрактов и сделок 

      В первую очередь это связано с  крупномасштабным строительством и  реконструкцией зданий региона и  развитием системы медицинского обслуживания. Данные факторы обусловлены участием республики в приоритетных национальных проектах, федеральных программах по поддержке ветеранов, малоимущих и молодых семей (в том числе ипотека), строительством технопарка и новых лечебных учреждений, закупкой медицинского оборудования и лекарственных средств и т.д. [23, с. 23].

      В настоящее время в республике только создается эффективная система государственного заказа, реализуются различные мероприятия, направленные на создание условий для добросовестной конкуренции и привлечение к государственному заказу новых поставщиков. Так, одни из мероприятий, проводимых в течение уже нескольких лет, является прогноз госзакупок на 3 года вперед, осуществляемый для Минэкономразвития РФ. Данная процедура позволяет координировать и наиболее эффективно распределять денежные средства исходя из государственных потребностей.

      Развитие  электронных аукционов, позволяющих  привлекать поставщиков со всей России и других регионов мира должно стать первоочередной задачей на пути повышения эффективности. Опыт регионов показывает, что электронная торговая площадка – эффективный инструмент обеспечения взаимодействия между участникам процесса торгово-закупочной деятельности, который способствует повышению их прозрачности и достижению экономии  государственных средств. В соответствии с принятой стратегией развития информационного общества, большая часть государственных услуг должна быть переведена в электронный вид. Эта тема регулярно озвучивается Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Поэтому принято решение об использовании открытых аукционов в электронной форме для всех государственных и муниципальных закупок. Или, проще говоря, решено проводить «электронные торги». С 2011 года в сети Интернет открывается единый официальный сайт Российской Федерации по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Это позволит снизить влияние человеческого фактора, уменьшить коррупционные риски и получать практически любую информацию о размещении заказов. Но главное, новая форма электронных торгов позволит сделать работу по закупкам абсолютно прозрачной и подконтрольной обществу [24, с. 51].

Информация о работе Размещение заказов для государственных нужд