Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:33, курсовая работа
Цель исследования – оценка эффективности способов размещения муниципального заказа и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления является необходимость экономного расходования бюджетных средств и соблюдение принципа свободной конкуренции между предпринимателями, который является неотъемлемым составным элементом рыночной экономики; закрепляя этот принцип в Конституции, в других законах и подзаконных актах, государство, его органы и органы местного самоуправления должны, в первую очередь, реализовывать его на деле.
Первый
закон США по регулированию федеральных
государственных закупок был
принят в 1792 г. С тех пор американское
законодательство трансформировалось
в современную форму
Практически
во всех развитых странах государство
является на внутреннем рынке важнейшим
заказчиком продукции для государственных
нужд. Мировая практика показывает, что
наиболее эффективным способом выполнения
государственного заказа является проведение
публичных конкурсов. Достойной альтернативы
процессу размещения государственных
заказов нет, ибо закрытость и субъективизм
их осуществления порождают коррупцию
и нерациональное расходование бюджетных
средств. Виды конкурсных процедур, применяемых
в зарубежной практике, приведены на рисунке
1:
Рисунок
1 –
Виды конкурсов
Современное законодательство Великобритании в области конкурсов основано на «Рекомендациях по конкурсным закупкам». При Казначействе Соединенного Королевства в качестве центрального методического и контролирующего органа создана «Центральная организация по закупкам». Существует также отдел стратегии закупок в правительстве. В каждом министерстве имеется департамент контрактной работы. Казначейство делегирует право распоряжения средствами отраслевым министерствам, при этом расходы согласовываются с чиновником Казначейства, курирующим министерство. Представитель Казначейства (инспектор финансов) обеспечивает соответствие расходов бюджетным ассигнованиям, каждый контракт должен получить его одобрение [13, с. 34].
В законодательстве стран Центральной и Восточной Европы недавно произошли существенные изменения. Основная их цель - унификация, т. е. перенос директив Европейского сообщества на правовую почву конкретных стран. С точки зрения потенциальных поставщиков продукции/услуг, этот процесс должен дать им возможность участвовать в тендерах в различных странах (независимо от национальной принадлежности поставщика) на равных условиях. Примерно такие же цели ставились и перед российскими законотворцами, занимавшимися разработкой закона № 94-ФЗ.
В ряде стран к торгам не допускаются те иностранные участники, которые в своих предложениях не предусматривают передачу части подряда местным фирмам, определен перечень работ и услуг, которые иностранный подрядчик обязан передавать местным фирмам. Во многих государствах участие зарубежных компаний в тендерах возможно только через местных агентов или партнеров (Египет, Оман). В некоторых странах часть госзаказа резервируется для определенных категорий поставщиков, например малого бизнеса, организаций инвалидов, учреждений пенитенциарной системы и т. д. Крупные контракты умышленно разбиваются на более мелкие для облегчения доступа национальным производителям. Для преодоления таких ограничений и повышения возможности выигрыша заказов иностранные компании стали прибегать к созданию консорциумов с участием местных фирм [14, с. 98].
В
современных условиях все чаще стали
использоваться менее явные способы
ограничений, такие как таможенные пошлины
и нетарифные меры (стандарты, сертификаты,
лицензии и т. д.). На рисунке 2 представлена
структура законодательства по вопросам
конкурсного размещения заказов.
Рисунок
2 –
Принципы осуществления закупок
Таким образом, можно отметить, что большинство стран используют различные способы ограничения доступа на свои рынки иностранных конкурентов. Однако, как исключение, можно привести Германию, законодательство которой запрещает оказывать предпочтение национальным участникам.
Следует
отметить, что в Объединенной Европе
все большую роль начинают играть
интеграционные требования Европейского
Союза, который за последние 10 лет принял
несколько десятков различных директив
по вопросам закупочной деятельности.
В рамках проходящей унификации правил
осуществления закупок все большее внимание
уделяется единым стандартам. Большинство
стран Европы постепенно корректируют
свое законодательство на базе директив
ЕС [15, с. 113].
2
Эффективность способов
размещения муниципального
заказа на оказание
социальных нужд в Республике
Мордовия
Для выполнения муниципальных закупок необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94т – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также − государственный или муниципальный контракт либо контракт).
Закон
предусматривает несколько
Рисунок 3 – Многообразие процедур
закупок
На рисунках 4 и 5 представлена статистика тендеров по регионам и статистика финансов по регионам соответственно:
Рисунок
4 – Шесть самых активных регионов России
Рисунок
5 – Шесть самых тратящихся регионов России
на размещение муниципального заказа
на оказание социальных нужд
Как видно из рисунков 4 и 5,наибольшая доля тендеров и финансов приходится на города федерального значения [16, с. 87].
Что касается республики Мордовия, то число объявленных тендеров в регионе постоянно растет. Госзакупки Саранска и республики Мордовия распространяются практически на все сферы производства и деятельности, привлекая деловой взгляд большого количества поставщиков, как местных, так и из других регионов. Конкуренция в конкурсных торгах Мордовии позволяет наиболее оптимально распределять бюджетные средства, более того, используя электронно-цифровые сертификаты, вероятность сговора заказчика с поставщиком практически исключается, делая торги максимально прозрачными, популярны тендеры на строительство, кроме того, активным спросом пользуются госзакупки в сферах машиностроения, нефте - газо - химии, производстве стекла и строительных материалов.
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика основных способов размещения государственного заказа в республике Мордовия [17, с. 32 - 46].
Таблица 1 – Основные способы размещения государственного заказа в РМ
Способ размещения заказа | Средние сроки проведения | Стоимость проведения | Преимущества | Недостатки | Эффективность для заказчика |
Открытый конкурс | 1,5-2 месяца | Высокая | Возможность использования перечня (хотя и ограниченного Законом) критериев для определения лучших условий исполнения контракта. Привлечение большего числа конкурентных предложений и как следствие-достижение цены ниже среднерыночной. | Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов. | Высокая |
Закрытый конкурс | 1,5 месяца | Средняя | Привлечение предложений только от проверенных поставщиков. Отсутствие ценовых ограничений. | Длительность процедуры, необходимость тщательного планирования и подробной разработки конкурсной документации. | Выше средней |
Аукцион | 1 месяц | Средняя | Значительная экономия выделенных средств за счет возможности снижения цены участниками аукциона в процессе его проведения. Возможность использования электронной формы. | Необходимость за короткий срок (до 5 дней) проверить соответствие участников размещения заказа требованиям, предусмотренным законом. | Средняя |
Способ размещения заказа | Средние сроки проведения | Стоимость проведения | Преимущества | Недостатки | Эффективность для заказчика |
Запрос котировок | 1-7дней | Низкая | Отсутствие необходимости разработки комплекса документации. Быстрая процедура, не требующая особых затрат на ее организацию и ее поведение. | Ограничения к размеру выпускаемого заказа. Цена обычно выше, чем получаемая в результате торгов. | Средняя |
У единственного поставщика | 1-7 дней | Очень низкая | Отсутствие строго регламентированных процедур, сведение времени размещения заказа к минимуму. | Жестко ограниченное законом число случаев, в которых возможен данный способ размещения заказа. Цена нередко диктуется поставщиком. | Низкая |
Как
видно из представленной таблицы, наибольшую
эффективность имеют конкурсные
способы размещения заказа, так как ни
позволяют выбрать наиболее эффективных
заказчиков по приемлемым ценам. Эффективность
применения такого способа закупок как
открытый конкурс будет высокая, так как
процедура открытого конкурса является
длительной, требует привлечения квалифицированных
специалистов и больших материальных
затрат. Эффективность закрытых конкурсов
ниже эффективности открытых, т.к. при
применении закрытых конкурсов не всегда
можно достигнуть оптимальной цены, но
при этом можно сэкономить на сроках и
стоимости проведения. Способ запроса
котировок используется для приобретения
стандартных товаров, для которых существует
сложившийся рынок. При закупке товаров
на большую сумму данный способ не является
эффективным. Закупки у единственного
источника самые экономичные, однако,
не самые эффективные. Оценку эффективности
при этом необходимо производить как с
позиции экономии бюджетных средств, так
и с точки зрения закупаемых товаров и
услуг [18, с. 56].
Региональная система размещения государственного заказа строится на принципах единства экономического пространства, эффективного использования бюджетных средств, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности, доступности, прозрачности и контроля за проведением закупок в соответствии с установленным законодательством РФ и регионе. Размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд Республики Мордовия осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства Республики Мордовия «О мерах по реализации Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».
Действуя в рамках законодательства, в Мордовии разработаны специальные сайты, где заинтересованные поставщики могут получить информацию обо всех объявленных тендерах. Принять участие в конкурсе на получение госзаказа стремятся не только местные поставщики, но и представители, но и представители бизнеса из других регионов.
На региональном рынке госзаказа преобладают неконкурсные способы закупок, в отличие от российского (запросы котировок (10,99%) и открытый конкурс (9,78%) являются наиболее экономически выгодными для РФ.
Экономический эффект от различных способов реализации госзаказа можно представить в виде экономии бюджетных средств. При этом, чем больше экономия, тем более выгодным является способ. Единой методики и комплекса показателей оценки эффективности способов размещения государственного заказа за не разработано, поэтому воспользуемся методикой оценки госзаказа как с точки зрения заказчика, так и с позиции поставщика.
Информация о работе Размещение заказов для государственных нужд