Проблемы гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
– осветить понятие, сущность, принципы и этапы развития гражданства РФ;
– подробно рассмотреть приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц;
--выявить существующие проблемы законодательства в вопросе гражданства и подумать над путями их решения
--а так же составить и упорядочить имеющуюся информацию на тему гражданства

Содержание

Введение
Общие положения по гражданству
1.1. Понятие, сущность, историческое развитие гражданства
1.2. Принципы гражданства
Приобретение и прекращение гражданства на территории РФ
2.1. Приобретение гражданства
2.2. Прекращение гражданства
Проблемы гражданства РФ
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

  Российское  гражданство ребенка прекращается только в том случае, если не станет в результате выхода лицом без гражданства.

  При выходе из гражданства Российской Федерации  ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным  гражданином, вместе с заявлением обоих  усыновителей или единственного  усыновителя, представляется свидетельство  об усыновлении. 

  Заявление усыновителей подписывается обоими усыновителями. В случае если один из усыновителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный  орган, его подпись на заявлении  должна быть удостоверена нотариальной записью.

  Также одним из способов выхода из гражданства является оптация, то есть выбор гражданства лицами, имеющими гражданство двух или более государств, производимый в соответствии с действующим законодательством государства пребывания. Право на оптацию возникает в случае изменения Государственной границы РФ в соответствии с международным договором у лиц, проживающих на территории, государственная принадлежность которой изменена. Порядок и сроки выбора гражданства определяются соответствующими международными договорами. При включении какой-либо территории в состав РФ проживающие на ней лица имеют право на выбор гражданства: остаться гражданами России или перейти в гражданство другого государства.

  Выход из гражданства по процедуре напоминает принятие в гражданство, описанное мной выше.

  Оптация является как способом приобретения гражданства, так и прекращения, в связи с тем, что при выборе между двумя гражданствами, одно будет в любом случае утеряно 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  гражданства РФ
 

   В качестве источника существующих в законе о гражданстве проблем я выбрал интернет, в котором, несомненно, представлено множество сложностей. Правда, в  большинстве своем подобные проблемы разрешаются опытными юристами, посредством внимательного чтения законов и грамотного их истолкования. Основных же проблем, признанных самими юристами несколько. Их я собираюсь перечислить и затем подумать над способами решения, итак:

   Статья 7 предусматривает предоставление защиты и покровительства гражданам  Российской Федерации, находящимся за ее пределами. Но в Законе не дается определения, что такое защита и что такое покровительство и какое различие между этими двумя категориями.

   Неполным является также положение статьи 14, закрепляющее правила приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, по упомянутой статье в упрощенном порядке получить гражданство России имеют право лица, имеющие хотя бы одного нетрудоспособного родителя, обладающего гражданством Российской Федерации. Но на практике возможна и обратная ситуация, когда дети обладают гражданством России, а их родители претендуют на его получение. Тем самым законодатель поставил в неравное положение "отцов и детей".

    Не  лишена недостатков статья 16 рассматриваемого  нами Закона, устанавливающая основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, состоящими на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства.

    Российская  практика начала 90-х годов показала, что военнослужащие из бывших  республик Союза ССР, получившие  российское гражданство в соответствии с требованиями Закона о гражданстве, утратившего силу, добросовестно исполняют свои обязанности, а в некоторых случаях даже лучше, чем их сослуживцы. Такая же ситуация сложилась с работниками органов прокуратуры и внутренних дел.

    Отдельное внимание хотелось бы уделить институту двойного гражданства. Конституция Российской Федерации допускает для своих граждан право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (статья 62). Равно как и иностранный гражданин наделен правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин.

    Федеральный  закон "О гражданстве Российской  Федерации" во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

    Правоведы  приводят ряд убедительных аргументов  в пользу двойного гражданства.

    Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность безвизового въезда в страну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.

    Во-вторых, лица с двойным гражданством имеют более широкие права в сфере предпринимательства и трудоустройства, которые труднодоступны иностранцам.

    В-третьих,  наличие двойного гражданства  в некоторых странах решает  проблемы с медицинским обслуживанием  и социальным обеспечением.

    В-четвертых,  в некоторых правопорядках вместе  с получением гражданства приобретаются  и льготы в налогообложении.

    С  точки зрения гражданина, к отрицательным  сторонам двойного гражданства  в некоторых странах следует  отнести необходимость исполнения обязанности по несению военной службы, ряд ограничений в отношении занятия ряда государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.

    Работая  над вопросами гражданства, авторы столкнулись с проблемой употребления различных терминов в российской правовой системе и правовых системах развитых европейских государств. Речь идет о таких понятиях, как двойное и множественное гражданство. В законодательстве большинства развитых европейских государств используется такой термин, как множественное гражданство. Европейская конвенция о гражданстве 1997 года оперирует такой же категорией, подразумевая под множественным гражданством обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух и более государств. Если сопоставить определение двойного гражданства в российском Законе и определение множественного гражданства, которым оперирует Страсбургская конвенция, то мы не сможем найти различия в содержании определений. Мы считаем, что законодатель использовал более узкое понятие (двойное гражданство), хотя практически Конституция Российской Федерации употребляет аналогичный термин, если бы в Законе использовался термин "множественное гражданство", то никакого противоречия между Конституцией и Законом не было бы, кроме того, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации не запрещают лицу обладать только гражданством двух государств.12

   Вообще  как я мог понять почитав отзывы о законе «о гражданстве» введение двойного гражданства стало сложной проблемой. Пожалуй имеет смысл привести цитаты юристов, в которых указана суть данных проблем.

   По  мнению А.И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения – это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства».13

   А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: «До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т.д.»14

   Лояльность  вытекает из общей концепции гражданства, предусматривающей, что государство  в обмен на обязанности, которые  оно исполняет по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств.

   Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать  двойное гражданство нежелательным  явлением, которое необходимо запретить  или предотвратить как принятием  внутригосударственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.

   Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, пишет швейцарский ученый Р. Шерер, «рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами».15 Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности, воинская обязанность по защите родины во время войны. «Этот принцип, – пишет Ю.Р. Боярс, – как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления».16

   Лояльность  по отношению к двум государствам может не только создавать определенные трудности бипатриду, но и являться потенциальным источником угрозы безопасности в отношении того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения «опасность рыхлости национального сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет, – считает Р. Шерер, – как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным гражданством, которые могли бы чувствовать себя более обязанными проявлять лояльность к другой стране, чем если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают».17

   Некоторые страны считают, что «ослабление» лояльности в результате двойного гражданства нельзя считать реальной проблемой, поскольку ни одно из государств не может требовать полной, исключительной лояльности от своих граждан, и что индивид может иметь подлинную связь с несколькими государствами.

   Кроме того, двойное гражданство, по мнению А.И. Сенкевича, «в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы продвижения по территориям обоих государств, права на возвращение или эмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке».18

   Как же решаются подобного рода проблемы. Как уже было сказано, не все страны считают двойное гражданство злом. Люди вольны самостоятельно выбирать, как им жить и отсутствие двойного гражданства не может как-либо на это повлиять. В принципе выходит как, если двойное (или множественное) гражданство есть, то человек имеет возможность получать дополнительные гражданства, в ином же случае, человек волен просто отказаться от существующего гражданство и поменять его на то, на какой он хочет. Так что пытаться решить проблему эмиграции посредством запрета на двойное гражданство не возможно.

   Но  тут есть другая проблема. Помимо проблемы эмиграции, существует так же проблема некоторых сложностей во взаимоотношениях государств, с которыми существует договор на предоставление двойного гражданства. И тут, конечно, одним из вариантов решения подобного рода проблем является запрет на двойное гражданство, но в такой ситуации это представляется неким ограничением прав и злоупотреблением государством своей власти. Конечно, проще просто уйти от проблемы и не решать ее, но будет от этого ли лучше людям? Если рассматривать государство с точки зрения того, как оно желает себя позиционировать и с точки зрения демократических принципов, то государство должно делать все для облегчения и улучшения жизни людей. Следовательно, долгом государства является составления такого вида договоров, чтобы люди спокойно могли реализовывать свои права и свободы. В данном случае подобными свободами и является наличие двойного гражданства, и долг государства организовать эту систему.

   Таким образом, можно заключить, что государства  по-разному подходят к проблеме лояльности. Каждая страна, решая вопрос о допущении, ограничении или запрещении для своих граждан двойного гражданства, неизбежно должна будет определить для себя, какие из аспектов двойного гражданства, включая лояльность, отвечают ее государственным интересам и даже оказывают свое позитивное влияние на развитие государства в целом, а какие нежелательны.

Информация о работе Проблемы гражданства РФ