Проблемы гражданства РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
– осветить понятие, сущность, принципы и этапы развития гражданства РФ;
– подробно рассмотреть приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц;
--выявить существующие проблемы законодательства в вопросе гражданства и подумать над путями их решения
--а так же составить и упорядочить имеющуюся информацию на тему гражданства

Содержание

Введение
Общие положения по гражданству
1.1. Понятие, сущность, историческое развитие гражданства
1.2. Принципы гражданства
Приобретение и прекращение гражданства на территории РФ
2.1. Приобретение гражданства
2.2. Прекращение гражданства
Проблемы гражданства РФ
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Содержание 

   Введение

  1. Общие положения по гражданству

              1.1. Понятие, сущность, историческое развитие гражданства

             1.2. Принципы гражданства

  1. Приобретение и прекращение гражданства на территории РФ

              2.1. Приобретение гражданства

              2.2. Прекращение гражданства

  1. Проблемы гражданства РФ

   Заключение.

   Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   Население любого современного государства неоднородно. В его составе выделяют различные группы в зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности. Для того, чтобы выявить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством всех этих групп, необходимо обратиться к понятию гражданства.

  Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ, законом о гражданстве  от 1 июля 2002 г., положением о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  РФ, а также некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства сформулировано в ст.3 закона о гражданстве: Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. С гражданством связаны самые существенные последствия  для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

  На различных  этапах исторического процесса в  России специфическим образом видоизменяются составляющие правового статуса человека, такие как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правового положения индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политические изменения способствовали возникновению серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. В силу этого совершенствование юридических основ института гражданства и механизмов правового регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для РФ особую значимость.

  Актуально будет выделить некоторые проблемы приобретения и прекращения гражданства РФ и обозначить органы, ведающие делами гражданства. Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.

  Заявленная  цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:

  – осветить  понятие, сущность, принципы и этапы развития гражданства РФ;

  – подробно рассмотреть приобретение и прекращение гражданства РФ. Гражданство детей, опекунов, попечителей, недееспособных лиц;

  --выявить существующие проблемы законодательства в вопросе гражданства и подумать над путями их решения

  --а так  же составить и упорядочить  имеющуюся информацию на тему гражданства

  Раскрытие темы производится с позиций общенаучных  методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общие положения по гражданству

   1.1 Понятие, сущность, историческое развитие гражданства 

   Объем прав и обязанностей, которые человек  может реализовывать, находится  в прямой зависимости от наличия  или отсутствия у него гражданства  государства, в котором он проживает. Если бы мир был единым государством и все люди имели одинаковые права и обязанности в соответствии с универсальными законами этого государства, то не было бы необходимости в гражданстве. Однако мир устроен по-другому. Гражданство гарантирует индивиду признание его правосубъектности и подразумевает право на защиту в соответствии с законами данного государства, то есть гражданство необходимо как для человека, так и для государства. Российское гражданство является одной из основных характеристик Российской Федерации как суверенного государства.

    Гражданство – важнейший элемент конституционно-правового института правового положения человека и гражданина в РФ. Как правовой институт гражданство включает нормы, регулирующие общественные отношения между Российским государством и личностью (собственными гражданами, иностранцами, лицами без гражданства). Основное определение, по ФЗ «о гражданстве РФ» звучит так: гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

   Несколько устаревшее, но тем не менее важное определение, признанное международным  сообществом: Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответствующего государства независимо от своего местонахождения.1

   Также определение данного института  можно воспринимать с точки зрения конституционно-правового института и тогда определение будет звучать так: гражданство—это совокупность правовых норм, регулирующих отношения гражданств.2

   Помимо  вышеперечисленных определений  существует еще одно, рассматривающее  гражданство с точки зрения суверенного  права государства и звучит оно: гражданство—это правомочие государства на установление особой правовой связи со своим населением, обусловленной учредительной властью народа, проживающего на соответствующей территории. Направлено на создание особой группы людей, проживающих в конкретном государстве, исключительно обладающих определенными правами и обязанностями3

   Мне представляется предпочтительным основное определение из ФЗ «о гражданстве». Однако, вопрос правильности лишь в том, с какой точки зрения рассматривать. Несомненно, все три определения имеют право на существование, но их нельзя использовать в качестве определения для закона, т.к. они слишком абстрактны и подходят только для понимания сущности гражданства, но никак не для использования.

    Гражданство  было известно уже в рабовладельческую эпоху. Гражданами в древних городах-государствах призвались лишь свободные люди. Римское право рассматривало рабов как вещь. В период феодализма получил распространение институт подданства, ставивший индивида в зависимость от феодала. Подданные практически не имели прав, они несли многочисленные повинности, обязанности перед своим сувереном. Институт подданства фактически являлся юридической формой выражения подчиненности человека носителю верховной власти.

   В Российской империи институт подданства сохранялся до 1917 г. Советская власть Декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 ноября 1917 г. аннулировала все правовые нормы, касающиеся правового статуса сословий, их привилегий, преимуществ, всех сословных организаций и учреждений. Декретом были уничтожены всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина), княжеские, графские и прочие титулы, наименования гражданских чинов и установлено общее для всего населения страны наименование – гражданин Российской Республики. До образования СССР гражданство регулировалось законодательством советских республик. В конституционном государстве институт гражданства стал проявлением принципа равноправия всех членов общества.4

Сейчас вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются:

  • Конституцией Российской Федерации 1993 года (основные принципы прописаны в 6 главе)
  • международными договорами России
  • Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 2002 года
  • принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами России.

   Конституцией  России установлено, что вопросы  гражданства относятся к компетенции  Российской Федерации. (ст.71 п.в) 

    1. Принципы гражданства
 

Гражданство как  один из элементов основ правового  статуса человека и гражданина основано на тех же принципах, что и другие институты:

  • На равноправии, означающем, во-первых, что российские граждане, независимо от оснований приобретения гражданства, обладают равными правами и несут равные обязанности; во-вторых, под гражданством понимается, что все граждане равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, языка, убеждений, места жительства и других обстоятельств. Правила, регулирующие вопросы гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • На неотъемлемости права на гражданство и права на его изменение. Гражданство не должно быть связано с мерами наказания человека за его противоправные деяния, хотя советское законодательство активно использовало лишение гражданства и высылку за пределы СССР в качестве меры наказания. Оба названных принципа получают конституционное закрепление в ст. 6 Конституции РФ. Институту гражданства посвящены и ст. 61 и 62 Конституции, в которых формулируются основные принципы гражданства, получающие дальнейшее развитие в Законе о гражданстве.

Сами же принципы звучат так:

  1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации являются равными, т.е., не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

   Вообще  подобного рода принцип оговаривается  почти в каждом законе, что является логичным, т.к. это базисный принцип, записанный конституцией и предусмотренный введенным в нашей стране политическим режимом демократии

   В законодательстве  ряда зарубежных стран наблюдается  иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения.  Россия идет по более демократическому пути.  Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того, как и когда оно было приобретено.

   В конституционном  суде был подтвержденный данный принцип: «все состоявшиеся в гражданстве Российской федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в РФ, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство».5 

  1. Гражданство Российской Федерации является единым независимо от оснований его приобретения.

   Единство  включает в себя два принципа:

  • на территории РФ может устанавливаться только одно гражданство—гражданство РФ. Гражданство субъектов не допускается
  • Правовой статус граждан РФ един на всей территории РФ

   Наличие гражданства является обязательным атрибутом суверенного государства. Конституция РФ не допускает государственного суверенитета субъектов Федерации. Кроме того, наличие гражданства у одних субъектов РФ и отсутствие этого института у других нарушал бы принцип равноправия субъектов РФ и в их взаимоотношениях с федеральной властью. Это означает, что регламентация института гражданства относится только к компетенции России и может осуществляться лишь Федеральным законом о гражданстве. 

  1. Экстерриториальность  гражданства. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

   Конституция РФ предоставляет российским гражданам  право свободно выезжать за пределы  страны. Гражданин, который постоянно  или временно остается проживать за границей, не должен потерять своего гражданства. Это позволит ему в дальнейшем свободно вернуться в Россию. Другими словами, проживание за границей не влечет утраты гражданства РФ.

   С этим принципом гражданства тесно  связан и другой, предусматривающий сохранение российского гражданства при заключении или расторжении брака. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Указанный принцип также означает, что расторжение такого брака не изменит гражданства рожденных в этом браке или усыновленных детей.

Информация о работе Проблемы гражданства РФ