Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:34, курсовая работа
Передо мной стоит цель охарактеризовать применение права, определить основные признаки этой особой формы реализации права. Дать определение пробелов в праве, показать основные способы восполнения пробелов.
В связи с поставленной целью я выделяю следующие задачи к исследованию: сформулировать понятие применения права, обозначить стадии применения права, рассмотреть акты применения права, их понятие и особенности, так же рассмотреть проблему пробелов в праве и способов их восполнения.
1 Введение...…………………………………………………...3.
2 Понятие применения права…………………………….…..6.
3 Стадии применения права....................................................15.
4 Акты применения права: понятие и особенности..............25.
5 Пробелы в праве и способы их восполнения......................30.
6 Заключение.............................................................................38.
7 Список использованной литературы...................................39.
Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится индивидуально–конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела.20
Акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений
Существует довольно много разновидностей этого юридического понятия, но, на мой взгляд, наиболее полным и исчерпывающим является следующее:
Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления.21
Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.22
Особенностями актов применения является то, что они:
1.Содержат индивидуально - властное предписание, обязательность исполнения которого гарантируется, в том числе, принудительными возможностями государства;
2. Внешне выражены в форме акта - документа, т.е. имеют преимущественно письменную форму (хотя могут иметь устную форму или выражаться в форме конклюдентных действий). Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его отмену или необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений и т.д.
3. Характеризуются специальными атрибутами, т.е. содержат указание о наименовании, дате и месте применения акта, кому адресовано содержащееся в акте предписание, подпись должностного лица (органа) и т.п., ссылки на применяемый закон. Отсутствие этих атрибутов может повлечь признание принятого решения незаконным. Так, если приговор не подписан кем - то из судей, он подлежит отмене (п.6 ч.2 ст. 345 УПК РФ);
5.распространяют своё действие в отношении строго определённых фактов и персонально определенных субъектов;
• Водная часть: наименование органа, время издания, адресат;
• Описательная часть: изложение фактической сути дела;
• Мотивировочная часть: обоснование принятого решения;
• Резолютивная часть: содержание решения.
1. В
зависимости от субъектов их применяющих:
- Акты представительских органов власти (Указы президента РФ, Постановления правительства РФ, ведомственные нормативные акты, локальные законы. Закон обладает наивысшей юридической силой. Это акт представительского органа власти, который обладает верховенством по отношению к другим).
- Акты исполнительно-распорядительных органов власти (порядок выборов ректоров высших учебных заведений был изменен Федеральным законом от 18 июля 2006 №113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
- Акты правоохранительных
органов власти (Закон о безопасности
- ст. 1 и 10 (ВВС'. 1992. № 15. Ст. 769) .Закон РФ
“Об оперативно-розыскной деятельности
в Российской Федерации” от 13 марта 1992
г. - ст. 11 (ВВС. 1992. № 33. Ст. 1912) .
- Акты государственного
контроля (ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей».
Федеральный закон Российской Федерации
от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального
контроля ")
- Акты судебных
органов власти (постановление, приговор).
2. В
зависимости от содержания
• Регулятивные,
устанавливающие юридические
• Охранительные, издаваемые в связи с совершением правонарушения. Они обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения (постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).
3. По своему юридическому
значению акты применения права различают
основные и вспомогательные.
- Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).
- Вспомогательные
- это акты, которые содержат предписания,
подготавливающие издание
4. По действию
во времени:
• Акты, вступающие в силу с момента принятия решения правотворческого органа.
• Акты, вступающие в силу по истечение определенного срока с момента опубликования (Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.23)
• Акты, вступающие в силу с даты, указанной в акте (регистрация брака).
Статья
6 Закона РФ “О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания” говорит
о том, что “федеральные конституционные
законы, федеральные законы… вступают
в силу одновременно на всей территории
Российской Федерации по истечении
десяти дней после дня их официального
опубликования, если самими законами…
не установлен другой порядок вступления
их в силу”.24 При этом подразумевается,
что закон с действием, устанавливаемым
нормой этого Закона, не является собственно
законом еще 10 дней; приобретая силу, он
одновременно вступает в действие.
При этом не исключается регулирование
вступления в действие особой коллизионной
нормой, содержащейся в документе или
вынесенной в отдельный нормативный
акт. Так, согласно части 1 статьи 168 Семейного
кодекса Российской Федерации, этот нормативно-правовой
акт вводится в действие с определенного
срока - 1 марта 1996 года25. Важность
и сложность документа заставляет законодателя
отнести введение в действие на продолжительный
срок, причем, если бы данной нормы не было,
Кодекс вступил бы в силу согласно общему
порядку, через десять дней после опубликования.26
5. По действию
в пространстве (можно сказать об юридических
актах как международных, например,
Всеобщая декларация прав человека, и
различных межгосударственных договорах,
таких, как Договор об образовании Сообщества
России и Белоруссии, так и о нормах, принятых,
скажем, органами субъекта федерации.
Это позволяет говорить о различиях в
действии в пространстве).
6.По кругу лиц (например,
уголовная ответственность за воинские
преступления распространяется только
на военнослужащих, действие локальных
норм ограничено кругом работников предприятия).
Наименование
акта правоприменения может
Нормативный
акт есть источник права, содержащий
нормы права и распространяемый
на неопределённое количество фактов
и лиц, действующий более или менее продолжительное
время. Самое главное отличие состоит
в том, что в правоприменительных актах
содержатся индивидуально-конкретные
предписания, а в нормативно-правовых
– нормы права, то есть предписания общего
характера. «Нормы права адресованы всем,
кто оказался в определенных условиях,
они регулируют определенные виды общественных
отношений и рассчитаны на неоднократное
применение. Индивидуально-конкретные
предписания адресованы конкретным субъектам
права, они регулируют конкретные общественные
отношения (конкретные ситуации) и имеют
обычно разовое значение».27Предписание,
содержащееся в акте применения права,
не может выходить за пределы общей нормы,
содержащейся в нормативном акте. Правоприменитель
не волен, выходить за пределы общей нормы.
Пробелы в праве и способы их восполнения.
В стадии формирования правовой основы в процессе правоприменения могут возникнуть помехи из-за наличия в законодательстве пробела, который представляет собой отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.
Теоретическому
осмыслению проблема пробелов в законодательстве
подвергалась ещё на ранних этапах
правового развития. Уже в работах древнегреческих
мыслителей, в высказываниях римских юристов
отмечалось что, «закон никогда не может
с точностью и вполне объять превосходнейшее
и справедливейшее, чтобы предписать всем
наилучшее». В понимании Платона, «всё
относящееся к законодательству никоим
образом и никогда ещё не было так выработано
правильно до конца». По Аристотелю, «недостатки
писаного закона допускаются иногда сознательно,
если нельзя дать какие - либо предписания
относительно данного случая; в других
случаях, против его (закона) воли, когда
такие предписания ускользают от его внимания».
Тогда же делались попытки восполнения
пробелов. .В работах Беккариа
«О преступлениях и наказаниях» и Монтескье
«Дух закона» была закреплена идея абсолютного
приоритета закона и беспробельности
права.28 Однако, по мере укрепления
позиций позитивистского правопонимания
произошла метаморфоза в решении проблемы
пробелов в праве, которая фактически
была сведена к задаче устранения недостающих
правовых норм в рамках действующего законодательства.
В XX веке о беспробельности права заявили
сторонники нормативизма. Однако социологическая
юриспруденция в противовес им полностью
отвергла догмы о беспробельности права,
утверждая одновременно, что недостающие
нормы закона вполне восполнимы беспробельностью
правопорядка.29
Коренное
преобразование всех основ общественной
жизни в последние десятилетия,
смена социально-политической ориентации,
форм собственности и
Пробел в законодательстве есть полное или частичное отсутствие конкретного юридического предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.
При пробеле в законодательстве отсутствует то, что должно там быть в силу объективных оснований, т.е. отсутствует правовое предписание, рассчитанное на юридически значимый случай. При этом далеко не всегда отсутствие нормативно - юридической урегулированности, т.е. не всякое «молчание» закона, следует расценивать в качестве пробела. Те факты, обстоятельства, которые выходят за пределы правового регулирования, объективно не могут и не должны приобретать юридическое значение, т. е. требовать юридического решения. От этого случая необходимо отличать так называемое квалифицированное молчание закона - ситуации, когда отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, не находят закрепления (по прямому усмотрению законодателя) в законе по каким - то основаниям (не являются объектом законодательного регулирования, могут быть урегулированы средствами индивидуального правового регулирования, т.е. разрешены с помощью института аналогии закона и пр.).
С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может быть первоначальной и последующей.
Первоначальная имеет место в том случае, когда обстоятельства, требующие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировками нормативно-правового акта.
Последующая пробельность является следствием появления новых отношений в предмете правового регулирования в результате развития регулируемой социальной сферы, то есть той сферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Таким образом, в каком-то смысле образование последующих пробелов в законодательстве — явление закономерное, хотя в таких ситуациях в полной мере себя должно проявлять правовое прогнозирование.