Применение права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Передо мной стоит цель охарактеризовать применение права, определить основные признаки этой особой формы реализации права. Дать определение пробелов в праве, показать основные способы восполнения пробелов.
В связи с поставленной целью я выделяю следующие задачи к исследованию: сформулировать понятие применения права, обозначить стадии применения права, рассмотреть акты применения права, их понятие и особенности, так же рассмотреть проблему пробелов в праве и способов их восполнения.

Содержание

1 Введение...…………………………………………………...3.
2 Понятие применения права…………………………….…..6.
3 Стадии применения права....................................................15.
4 Акты применения права: понятие и особенности..............25.
5 Пробелы в праве и способы их восполнения......................30.
6 Заключение.............................................................................38.
7 Список использованной литературы...................................39.

Работа содержит 1 файл

курсовик(11).doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится индивидуально–конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела.20

      Акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений

     Существует  довольно много разновидностей этого юридического понятия, но, на мой взгляд, наиболее полным  и исчерпывающим является следующее:

     Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления.21

     Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности.22

     Особенностями актов применения является то, что они:

     1.Содержат индивидуально - властное предписание, обязательность исполнения которого гарантируется, в том числе, принудительными возможностями государства;

      2. Внешне выражены в форме акта - документа, т.е. имеют преимущественно письменную форму (хотя могут иметь устную форму или выражаться в форме конклюдентных действий). Несоблюдение формы издания такого акта может повлечь его отмену или необходимость изменения. Надлежаще оформленный документ издается в форме приказов, постановлений, распоряжений и т.д.

      3. Характеризуются специальными атрибутами, т.е. содержат указание о наименовании, дате и месте применения акта, кому адресовано содержащееся в акте предписание, подпись должностного лица (органа) и т.п., ссылки на применяемый закон. Отсутствие этих атрибутов может повлечь признание принятого решения незаконным. Так, если приговор не подписан кем - то из судей, он подлежит отмене (п.6 ч.2 ст. 345 УПК РФ);

  1. Отличаются свойственной им структурой. В акте применения права различают описательную, мотивировочную и резолютивную части. Применительно к некоторым правоприменительным решениям данные требования, предъявляемые к ним, закрепляются непосредственно в законе (ст. 197 ГПК РФ, ст. 312 -317 УПК РФ);

  5.распространяют  своё действие в отношении  строго определённых фактов и  персонально определенных субъектов;

  1. не имеют обратного действия во времени;
  2. доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном законом порядке.

                                           Структура:

•    Водная часть: наименование органа, время издания, адресат;

•    Описательная часть: изложение фактической сути дела;

•    Мотивировочная часть: обоснование принятого решения;

•    Резолютивная часть: содержание решения.

                                               Классификация: 

1.    В  зависимости от субъектов их применяющих:  

-   Акты представительских органов власти (Указы президента РФ, Постановления правительства РФ, ведомственные нормативные акты, локальные законы. Закон обладает наивысшей юридической силой. Это акт представительского органа власти, который обладает верховенством по отношению к другим).

-  Акты исполнительно-распорядительных органов власти (порядок выборов ректоров высших учебных заведений был изменен Федеральным законом от 18 июля 2006 №113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

-   Акты правоохранительных органов власти (Закон о безопасности - ст. 1 и 10 (ВВС'. 1992. № 15. Ст. 769) .Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” от 13 марта 1992 г. - ст. 11 (ВВС. 1992. № 33. Ст. 1912) . 

-   Акты государственного контроля (ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении   государственного   контроля  (надзора) и муниципального  контроля ") 
 

-  Акты судебных органов власти (постановление, приговор). 

2.    В  зависимости от содержания общественных  отношений и применяемых к  ним нормам права:  

•    Регулятивные, устанавливающие юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением субъектов.  Регулятивные   акты  направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей (обмен жилых помещений, выделение земельного участка, приказ о повышении по службе, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз, решение органа социального обеспечения о назначении пенсии).

•    Охранительные, издаваемые в связи с совершением  правонарушения. Они обеспечивают главным образом  регулятивные  отношения, направленные на охрану  прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения (постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

3. По своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. 

- Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).

- Вспомогательные  - это акты, которые содержат предписания,  подготавливающие издание основных  или же направленные на них  осуществление (различные акты  надзора и контроля, акты следственных действий). 

4.    По действию во времени:  

•    Акты, вступающие в силу с момента принятия решения правотворческого органа.

 

•    Акты, вступающие в силу по истечение определенного срока с момента опубликования (Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.23)

 

•    Акты, вступающие в силу с даты, указанной в акте (регистрация брака).

 

     Статья 6 Закона РФ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,  актов  палат Федерального Собрания” говорит о том, что “федеральные конституционные законы, федеральные законы… вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации  по  истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами… не установлен другой порядок вступления их в силу”.24 При этом подразумевается, что закон с действием, устанавливаемым нормой этого Закона, не является собственно законом еще 10 дней; приобретая силу, он одновременно вступает в  действие. При этом не исключается регулирование вступления в действие  особой коллизионной нормой, содержащейся в документе или вынесенной в отдельный нормативный  акт. Так, согласно части 1 статьи 168 Семейного кодекса Российской Федерации, этот нормативно-правовой  акт  вводится в  действие  с определенного срока - 1 марта 1996 года25. Важность и сложность документа заставляет законодателя отнести введение в действие  на продолжительный срок, причем, если бы данной нормы не было, Кодекс вступил бы в силу согласно общему порядку, через десять дней после опубликования.26 

5.    По действию в пространстве (можно сказать об юридических  актах  как международных, например, Всеобщая декларация прав человека, и различных межгосударственных договорах, таких, как Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, так и о нормах, принятых, скажем, органами субъекта федерации. Это позволяет говорить о различиях в  действии  в пространстве). 

6.По кругу лиц (например, уголовная ответственность за воинские преступления распространяется только на военнослужащих, действие локальных норм ограничено кругом работников предприятия). 

     Наименование  акта правоприменения может совпадать  с наименованием нормативно-правового акта (например, «указ»), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других.

     Нормативный акт есть источник права, содержащий нормы права и распространяемый на неопределённое количество фактов и лиц, действующий более или менее продолжительное время. Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера. «Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение».27Предписание, содержащееся в акте применения права, не может выходить за пределы общей нормы, содержащейся в нормативном акте. Правоприменитель не волен, выходить за пределы общей нормы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        
 

   Пробелы в праве и способы их восполнения.

      

     В стадии формирования правовой основы в процессе правоприменения могут  возникнуть помехи из-за наличия в  законодательстве пробела, который представляет собой отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

     Теоретическому  осмыслению проблема пробелов в законодательстве подвергалась ещё на ранних этапах правового развития. Уже в работах древнегреческих мыслителей, в высказываниях римских юристов отмечалось что, «закон никогда не может с точностью и вполне объять превосходнейшее и справедливейшее, чтобы предписать всем наилучшее». В понимании Платона, «всё относящееся к законодательству никоим образом и никогда ещё не было так выработано правильно до конца». По Аристотелю, «недостатки писаного закона допускаются иногда сознательно, если нельзя дать какие - либо предписания относительно данного случая; в других случаях, против его (закона) воли, когда такие предписания ускользают от его внимания». Тогда же делались попытки восполнения пробелов. .В работах Беккариа «О преступлениях и наказаниях» и Монтескье «Дух закона» была закреплена идея абсолютного приоритета закона и беспробельности права.28 Однако, по мере укрепления позиций позитивистского правопонимания произошла метаморфоза в решении проблемы пробелов в праве, которая фактически была сведена к задаче устранения недостающих правовых норм в рамках действующего законодательства. В XX веке о беспробельности права заявили сторонники нормативизма. Однако социологическая юриспруденция в противовес им полностью отвергла догмы о беспробельности права, утверждая одновременно, что недостающие нормы закона вполне восполнимы беспробельностью правопорядка.29 

     Коренное  преобразование всех основ общественной жизни в последние десятилетия, смена социально-политической ориентации, форм собственности и производственных отношений, потребовало стремительного обновления всей системы действующего правового регулирования. Результатом такой стремительности, а равно — продолжающихся процессов ускоренного развития экономических, политических, трудовых и др. отношений, является возникновение многочисленных ситуаций, за которыми, выражаясь словами В.В. Лазарева, «трудно «успеть» даже при идеальной постановке нормотворческой деятельности»30 и соответственно — не урегулированных либо не достаточно полно урегулированных действующими нормами права.

     Пробел  в законодательстве есть полное или частичное отсутствие конкретного юридического предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

     При пробеле в законодательстве отсутствует  то, что должно там быть в силу объективных оснований, т.е. отсутствует  правовое предписание, рассчитанное на юридически значимый случай. При этом далеко не всегда отсутствие нормативно - юридической урегулированности, т.е. не всякое «молчание» закона, следует расценивать в качестве пробела. Те факты, обстоятельства, которые выходят за пределы правового регулирования, объективно не могут и не должны приобретать юридическое значение, т. е. требовать юридического решения. От этого случая необходимо отличать так называемое квалифицированное молчание закона - ситуации, когда отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, не находят закрепления (по прямому усмотрению законодателя) в законе по каким - то основаниям (не являются объектом законодательного регулирования, могут быть урегулированы средствами индивидуального правового регулирования, т.е. разрешены с помощью института аналогии закона и пр.).

     С точки зрения причин возникновения  пробелов в законодательстве пробельность может быть первоначальной и последующей.

     Первоначальная  имеет место в том случае, когда  обстоятельства, требующие правового урегулирования, уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировками нормативно-правового акта.

     Последующая пробельность является следствием появления  новых отношений в предмете правового  регулирования в результате развития регулируемой социальной сферы, то есть той сферы, на которую законодатель в целом уже распространил свою волю. Таким образом, в каком-то смысле образование последующих пробелов в законодательстве — явление закономерное, хотя в таких ситуациях в полной мере себя должно проявлять правовое прогнозирование.

Информация о работе Применение права