Президент Р.Ф. как глава государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………….......................3
1. Понятие, общая характеристика и место в системе государственной власти института президента Р.Ф.…………...........................................................................4
1.1. Становление и развитие института президентства в России……………………………………………………………………..4-5
1.2. Элементы конституционного статуса Президента РФ………………………………………………………………………….6-8
1.3. Президент РФ – глава государства………………………………….9
2. Полномочия Президента Р.Ф.………………………………………...10-14
3. Особенности взаимоотношения Президента Р.Ф. с Правительством и Федеральным Собранием Р.Ф.…………………………………………………………..15
3.1.Взаимоотношения Президента с Правительством Р.Ф………………………………………………………………………...15-20
3.2. Взаимоотношения Президента с Федеральным Собранием Р.Ф.………………………………………………………………………..21-27
Заключение……………………………………………………………….28-29
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Если  Президент РФ не согласится с выдвинутым Государственной Думой недоверием, все остается на своих местах и  у Государственной Думы возникает возможность выражения повторного недоверия.

     В случае повторного выражения недоверия  Президент РФ вынужденно становится перед следующим выбором:

     1) согласиться с Государственной  Думой и отправить Правительство  РФ в отставку;

     2) повторно не согласиться с Государственной Думой и распустить ее.

     Согласно  п. 3 ст. 109 Конституции РФ Государственная  Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

     Таким образом, обозначенная схема правомочна только по истечении года со дня избрания Государственной Думы. До истечения годичного срока у Президента РФ остается лишь один вариант в случае повторного выражения недоверия: согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку.

     Но  при этом активируется процедура  формирования нового состава Правительства  РФ, которое Президент может сформировать в прежнем составе, а если Государственная  Дума не будет утверждать кандидатуру  Председателя Правительства, распустить Государственную Думу (ст. 111 Конституции РФ).

     Таким образом, при комплексном анализе  конституционных процедур очевиден факт наличия юридической ответственности  Правительства РФ только перед Президентом  РФ.

     Показательно  и право Президента РФ отменять постановления  и распоряжения Правительства РФ. Статья 115 Конституции РФ наделяет его правом отменять постановления Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Отмена Президентом РФ актов Правительства РФ - не результат признания судом акта противоречащим законодательству, а самостоятельная процедура. Причем ст. 115 Конституции РФ даже не предусматривает возможность Правительства РФ обжаловать соответствующее решение Президента в суде.

     Суммируя  сказанное, можно утверждать, что в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти России.

     Юридически  не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и не неся ответственности  за осуществление исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.

     Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными  полномочиями, и конституционная  модель этого института соответствует  модели сильного Президента, принятой во многих странах мира.

     Президент РФ в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, распределяет между ними функции, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ. Правительство РФ координирует деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти.

     Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны для Правительства. Самостоятельность и независимость Правительства РФ в руководстве государственной администрацией допустима лишь в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

 

    3.2.Взаимоотношения   Президента с  Федеральным Собранием  Р.Ф. 

      Рассматривая  порядок взаимодействия двух основных субъектов федеральной власти –  Президента и Парламента, следует  отметить, что законодатель закрепил основы такого взаимодействия в главе 4 Конституции Российской Федерации, которая в целом посвящена статусу именно Президента России, что еще раз подчеркивает высший статус Президента как органа государственной власти по отношению к другим субъектам.

      Основы  взаимодействия Федерального Собрания с Президентом охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности таких, как согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и другие.16

      В соответствии со ст.83 Конституции РФ Президент Российской Федерации:

      - назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства  Российской Федерации;

    - имеет  право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

          - принимает решение  об отставке Правительства Российской  Федерации;

          - представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения  на должность Председателя Центрального  банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

          - по предложению  Председателя Правительства Российской  Федерации назначает на должность  и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

          - представляет Совету  Федерации кандидатуры для назначения  на должности судей Конституционного  Суда Российской Федерации, Верховного  Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

          - формирует и возглавляет  Совет Безопасности Российской  Федерации, статус которого определяется  федеральным законом;

          - утверждает военную  доктрину Российской Федерации;

          - формирует Администрацию  Президента Российской Федерации;

          - назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

          - назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных  Сил Российской Федерации;

          - назначает и отзывает  после консультаций с соответствующими  комитетами или комиссиями палат  Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

          Таким образом, совместные полномочия Президента и Парламента можно условно подразделить на несколько  групп, в зависимости от выполняемых этими органами функций.

          Прежде всего, это  формирование органов государственной  власти. Так, Президент назначает  Председателя Правительства Российской Федерации, но осуществляет это только с согласия Государственной Думы – низшей палаты парламента России.

     Как видно, Президент имеет большие  полномочия, связанные с формированием  федеральных органов государственного управления. Значительный объем такого рода полномочий обусловлен следующими причинами.

     Поскольку путем всенародных выборов программ лица, ставшего Президентом, поддержана избирателями, он, естественно, должен обладать определенными полномочиями в формировании федеральных органов исполнительной власти. Так как реализация его программы в основном лежит на органах исполнительной власти, полномочия Президента в отношении их формирования наиболее значительны.

     Составляющий  одну из основ конституционного строя  Российской Федерации принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти Российской Федерации был обязан своим «рождением» только одно ветви власти. Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент, и Федеральное Собрание – представитель Парламента. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а Парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

          Что касается органов  судебной власти, то Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и т.п., а назначает указанных лиц Совет Федерации.

          Также в совместной компетенции Президента и Парламента находится утверждение и отзыв  дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Однако роль Парламента здесь, в сущности, номинальна. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей после консультаций (а не согласования), с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания.

          В отношениях с Государственной Думой на Президента возложен ряд иных полномочий, связанных с деятельностью данного государственного органа. Так, согласно ст.84 Конституции РФ Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом, а также распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией. Последнее полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим условиям государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111); повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117); отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

     Государственная Дума не вправе, в свою очередь, решить вопрос об отставке Президента, однако такое полномочие предоставлено  другой палате Федерального Собрания – Совету Федерации, который вправе отрешить Президента Российской Федерации от должности в случаях, установленных законом.

          Президент и Парламент  обладают равной законодательной инициативой  и вправе вносить законопроекты  для обсуждения. Однако, в отличие  от Парламента, Президент законы не принимает. Таким правом наделена Государственная Дума. В то же время, после принятия закона, он может быть отклонен Советом Федерации. Но и в законотворческом процессе наблюдается тесная взаимосвязь деятельности Президента и Парламента, поскольку, если закон принят Государственной Думой и не был отклонен Советом Федерации, он поступает именно к Президенту, который подписывает и обнародует его.

     Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный п. «е» ст.84 Конституции РФ институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Ст.84 Конституции в самом общем виде определяет основное содержание послания: положение в стране, основные направления внутренней и внешней политики.

          Введение военного положения, как и введение чрезвычайного положения, возможны только при соблюдении условия незамедлительного сообщения об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ч.2 ст.87 Конституции РФ). В то же время Президенту Российской Федерации не принадлежит право объявления войны и заключения мира. Этот вопрос относится к исключительной компетенции Совета Федерации (ст.106 Конституции Российской Федерации).

          В соответствии со ст.93 Конституции РФ Президент России может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственно измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

          Таким образом, как  следует из п.1 ст.93 и п. «ж» ст.103 Конституции РФ выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации – это прерогатива Государственной Думы. Она должна образовать специальную комиссию, которая в соответствии с Регламентом Государственной Думы оценивает соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента. Предложения о выдвижении обвинения против Президента рассматриваются на заседании Государственной Думы.

Информация о работе Президент Р.Ф. как глава государства