Президент Р.Ф. как глава государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………….......................3
1. Понятие, общая характеристика и место в системе государственной власти института президента Р.Ф.…………...........................................................................4
1.1. Становление и развитие института президентства в России……………………………………………………………………..4-5
1.2. Элементы конституционного статуса Президента РФ………………………………………………………………………….6-8
1.3. Президент РФ – глава государства………………………………….9
2. Полномочия Президента Р.Ф.………………………………………...10-14
3. Особенности взаимоотношения Президента Р.Ф. с Правительством и Федеральным Собранием Р.Ф.…………………………………………………………..15
3.1.Взаимоотношения Президента с Правительством Р.Ф………………………………………………………………………...15-20
3.2. Взаимоотношения Президента с Федеральным Собранием Р.Ф.………………………………………………………………………..21-27
Заключение……………………………………………………………….28-29
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

       В отличие от двух названных оснований  прекращения полномочий Президента РФ, порядок отрешения его от должности  прописан в Конституции РФ весьма детально. Отрешение Президента от должности выступает в качестве формы конституционной ответственности  главы государства. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотреблений властью и нарушения главой государства конституционных порядков. Решения об отрешении Президента РФ от должности принимается парламентом. Основанием для такого решения парламента является совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин РФ за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде освобождения от занимаемой должности.

       Процедура отрешения от должности Президента РФ регулируется Конституцией РФ (ст. 93). Начало процедуры отрешения Президента РФ сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:

       1) заключением Верховного Суда  РФ о наличии в действиях  Президента РФ признаков состава  преступления;

       2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Президент - глава государства

       В ранее действовавшей российской Конституции Президент был охарактеризован  как высшее должностное лицо и  глава исполнительной власти. Теперь он - глава государства. Эта формула более точна. Само понятие «президент» в конституционно-правовом смысле означает главу государства.

       В политико-правовом плане естественность титула главы государства для  президента объяснима. Политическая необходимость такой фигуры вытекает прежде всего из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача Президента – олицетворять государство внутри страны и во вне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками отличия, назначения выборов в парламент роспуска его палат, представительства государства в международных отношениях и рядом других.

       Если  же охарактеризовать президента как  высшее должностное лицо, то это  создает видимость, будто президент  является только первым чиновником государства, и не более того. В странах же с неразвитыми демократическими традициями, к которым, к сожалению, пока относится и Россия, такое определение статуса президента вольно или невольно провоцировало бы конкуренцию руководителей разных ветвей власти. Тем более что термин «высший» не обязательно означает «верховный», «самый высокий» и вполне допускает существование в одном государстве нескольких должностных лиц.

       В то же время российский Президент  по новой Конституции перестал быть главой исполнительной власти. Однако это не означает, что он превращен в некий государственный символ и наделен лишь представительскими функциями. Новая Конституция, не отказавшись от модели «сильного президента», одновременно модифицировала ее через статус «сильного главы государства», не являющегося главой исполнительной власти. Конституционных оснований для такой новой характеристики поста Президента достаточно много. Хотя Президент и в силу ряда его полномочий, и по традиции, и в реальности наиболее близок к Правительству, чем к другим органам власти, тем не менее юридически он дистанцирован от всех ветвей власти. В правовом отношении Президент стал более защищенным, что в свою очередь позволяет укрепить авторитет федеральной государственной власти в целом. 
 

    2.Полномочия  главы государства

     Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

     Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной  деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:

     1) формированием федеральных органов  государственной власти;

     2) участием в законотворчестве;

     3) функционированием исполнительных  органов государственной власти;

     4) обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

     5) внешней политикой и обороной;

     6) иными сферами государственной  деятельности.

     Рассмотрим  эти основные сферы полномочий Президента.

     1. Важное значение имеют полномочия  Президента, связанные с участием в формировании всех федеральных органов государственной власти, посредством деятельности которых реализуются функции государства.

     Президент представляет Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначает же перечисленных судей и Генерального прокурора Совет Федерации (ч. 1 ст. 128). В порядке, установленном федеральным законом, Президент назначает судей других федеральных судов.

     На  Президента возложен Конституцией и  ряд полномочий, связанных с деятельностью  парламента (ст. 84). Он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным  законом; распускает Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.

     Президент подписывает и обнародует федеральные  законы Российской Федерации, обладает правом отлагательного вето (ст. 107 Конституции).

     Президент вносит законопроекты в Государственную  Думу, т.е. обладает правом законодательной инициативы; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных в ст. 125 нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

     Наибольший  объем полномочий закреплен за Президентом  в сфере, связанной не только с  формированием, но и с деятельностью  исполнительной власти5.

     В соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их перечне.

     Президент как глава государства совместно  с Правительством обеспечивает в  соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

     В реализации этих функций Президента важное значение имеет такой орган, как Государственный Совет Российской Федерации, а также институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

     Характеризуя  полномочия Президента по отношению  к органам исполнительной власти субъектов Федерации, следует указать, что:

     1) Президент вправе приостанавливать  действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

     2) Президент может использовать  согласительные процедуры для  разрешения разногласий между  органами государственной власти  Федерации и ее субъектов, а  также между органами государственной  власти субъектов. В случае  недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции РФ);

     3) в случаях, предусмотренных Федеральным  законом, Президент управомочен  своим Указом выносить предупреждение  законодательному органу субъекта Федерации об устранении установленных решением суда нарушений. Если в течение 3-х месяцев решение суда не исполняется, Президент вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске данного законодательного (представительного) органа субъекта;

     4) Президент вправе в предусмотренных  федеральным законом случаях  отрешать от должности высшее  должностное лицо (руководителя  высшего исполнительного органа  государственной власти), что влечет  за собой отставку возглавляемого  указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти. Отрешению предшествует предупреждение на основе решения суда о незаконности изданного данным лицом нормативного акта, неисполнение решения суда в течение двух месяцев. В необходимых случаях Президент может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации на период до вступления в должность вновь избранного.

     В соответствующих случаях, когда  органы субъекта Федерации не принимают установленных федеральным законом мер в отношении нарушившего своим актом федеральную конституцию или закон представительного органа муниципального образования или главы последнего, Президент РФ вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления, а также отрешить главу муниципального образования от должности.

     Как глава государства, Президент Российской Федерации обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной  областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

     Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации; является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами России; назначает  и освобождает высшее командование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.

     Совет Безопасности является конституционным  органом, осуществляющим подготовку решений  Президента по вопросам обеспечения  защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

     Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным  подразделением Администрации Президента и имеет статус главного управления Президента.

     В случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственной угрозы агрессии Президенту предоставлено право  вводить на территории страны или  в отдельных ее местностях военное  положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе6. С соблюдением последнего условия Президент Российской Федерации уполномочен объявлять и о введении на территории России чрезвычайного положения7. Указы о введении военного, а также чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации.

     Режим военного положения, обстоятельства и  порядок введения чрезвычайного  положения определяются федеральными конституционными законами. К настоящему времени такого рода акт принят о  чрезвычайном положении (30 мая 2001 г.). В нем конкретно определены цели введения чрезвычайного положения, содержание указа Президента, особенности деятельности Федерального Собрания РФ в этих условиях, срок действия чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, принимаемые при этом, содержание особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение и др. В случае введения чрезвычайного положения об этом уведомляются и информируются ООН, Совет Европы, сопредельные государства.

Информация о работе Президент Р.Ф. как глава государства