Президент Р.Ф. как глава государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………….......................3
1. Понятие, общая характеристика и место в системе государственной власти института президента Р.Ф.…………...........................................................................4
1.1. Становление и развитие института президентства в России……………………………………………………………………..4-5
1.2. Элементы конституционного статуса Президента РФ………………………………………………………………………….6-8
1.3. Президент РФ – глава государства………………………………….9
2. Полномочия Президента Р.Ф.………………………………………...10-14
3. Особенности взаимоотношения Президента Р.Ф. с Правительством и Федеральным Собранием Р.Ф.…………………………………………………………..15
3.1.Взаимоотношения Президента с Правительством Р.Ф………………………………………………………………………...15-20
3.2. Взаимоотношения Президента с Федеральным Собранием Р.Ф.………………………………………………………………………..21-27
Заключение……………………………………………………………….28-29
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся решение вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами Российской Федерации, присвоение почетных званий Российской Федерации и высших специальных званий; осуществление помилования.

     Государственными  наградами Российской Федерации  являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия  Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

     Президент издает указы об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; образует Службу государственных наград Президента; образует Комиссию по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

     Учреждены следующие государственные награды  Российской Федерации: звание Героя  Российской Федерации; ордена - "За заслуги  перед Отечеством"; Жукова; Мужества; "За военные заслуги"; Почета; Дружбы; медали - ордена "За заслуги перед Отечеством"; "За отвагу"; "Защитнику свободной России"; "За спасение погибавших"; Суворова; Ушакова; Нестерова; "За отличие в охране государственной границы"; "За отличие в охране общественного порядка"; юбилейная медаль "50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг."; медаль Жукова; знак отличия "За безупречную службу".

     Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения всероссийского референдума (п. "в" ст. 84).

     Для выполнения своих полномочий Президент  формирует Администрацию Президента Российской Федерации, что закреплено на конституционном уровне (п. "и" ст. 83).

     Для обеспечения деятельности Президента Администрация создает все необходимые  организационные, информационные, консультативно-правовые, материально-технические и другие условия, без которых невозможны осуществление полномочий главы государства, связь Президента Российской Федерации с другими федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Особенности  взаимоотношения  Президента Р.Ф.  с Правительством  и Федеральным  Собранием Р.Ф

3.1. Взаимоотношения  Президента с Правительством  Р.Ф

     До  конца не определенными остаётся место и значение Президента РФ в  системе исполнительной власти. Конституция предоставляет ему широкие полномочия в сфере государственного управления (ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1). Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точки зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.

     Сложный характер отношений между Президентом  РФ и Правительством РФ заложен в  нормах Конституции России. Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая зависимость от него органов исполнительной власти.

     Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ.

     Согласно  п. "а" ст. 83 Конституции РФ Президент  РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства  РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство и оставляет ему лишь право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

     Из  комплексного рассмотрения процедуры  назначения следует, что Председателем  Правительства РФ будет именно то лицо, которое Президент РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной Думы. Во-первых, ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной Думе право отклонить лишь две представленные кандидатуры, поскольку в случае отклонения третьей Президент распускает Государственную Думу и самостоятельно назначает Председателя Правительства. При этом Конституционный Суд РФ в своем Постановлении N 28-П от 11 декабря 1998г. обозначил право Президента представлять Государственной Думе все три раза одну и ту же кандидатуру8.

     Если  рассматривать процедуру дальнейшего  формирования Правительства России, то роль Президента РФ не ограничивается одним лишь назначением его Председателя. Согласно п. "д" ст. 83 Конституции  РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

     При этом в Конституции РФ не установлен сам порядок назначения и не закреплены полномочия участвующих в назначении должностных лиц. Поскольку, как это установлено в случае утверждения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, каких-либо ограничений для отклонения Президентом РФ представленных Председателем Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров не установлено, из смысла конституционных норм следует, что Президент РФ может отклонять эти кандидатуры бесконечно, пока не будет предложена устраивающая его кандидатура. Президент РФ фактически может самостоятельно формировать Правительство РФ.

     Далее, сам порядок управления Правительством РФ имеет двойственный характер. Это  проявляется как в процедуре  управления Правительством в целом, так и в управлении отдельными федеральными органами исполнительной власти.

     В соответствии со ст. 113 Конституции РФ Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997г. "О Правительстве Российской Федерации"9 Председатель Правительства РФ в рамках организации работы Правительства ведет его заседания, обладая правом решающего голоса. Регламент Правительства РФ10 уточняет эти положения, закрепляя то, что председательствующим на заседаниях Правительства является Председатель Правительства (п. 35).

     Вместе  с тем п. "б" ст. 83 Конституции  РФ предоставляет Президенту РФ право  председательствовать на заседаниях Правительства. Статья 31 ФКЗ РФ "О Правительстве  РФ" в дополнение к названному полномочию предоставляет Президенту РФ право председательствовать и на заседаниях Президиума Правительства РФ.

     В соответствии со ст. 32 ФКЗ "О Правительстве  РФ" Президент РФ непосредственно  и через федеральных министров  руководит деятельностью ряда федеральных  органов исполнительной власти.11

     Интересно проследить эволюцию положений названной  статьи. В первой редакции ФКЗ "О  Правительстве РФ"12 Президент России как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ в соответствии с законодательством наделялся полномочиями по "направлению деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий".

     С принятием ФКЗ от 31 декабря 1997г. "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный  закон "О Правительстве Российской Федерации"13 эта статья претерпела следующие смысловые изменения:

     1) Президент РФ был наделен правом  руководства (не направления деятельности) названными органами, причем без ссылки на особенности осуществления полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета безопасности РФ;

     2) Президент РФ получил право  назначать руководителей этих  органов;

     3) Президент РФ получил право  утверждать по представлению  Председателя Правительства РФ  положения об этих органах;

     4) статья предоставила Президенту  РФ право расширять полномочия  в рамках осуществления функций  Верховного главнокомандующего  Вооруженными Силами РФ и Председателя  Совета безопасности РФ;

     5) Правительство РФ вместо права  осуществления руководства названными органами (как это было в первой редакции) получило право лишь координировать их деятельность.

     В редакции рассматриваемой статьи, утвержденной Федеральным конституционным законом  от 19 июня 2004г. "О внесении изменений  и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"14, в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти порядок руководства Президентом РФ перечисленными органами был изложен как "непосредственно и через соответствующих федеральных министров". Кроме того, у Президента РФ появилось право в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия соответствующих федеральных законов перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых он руководит.

     Исходя  из сказанного отчетливо просматривается  тенденция усиления влияния Президента РФ на отдельные федеральные органы исполнительной власти. В настоящее  время (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. N 649) "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Президент РФ руководит деятельностью 20 федеральных органов исполнительной власти, что составляет практически 25% от общего числа федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Правительство РФ по отношению к этим органам обладает лишь координационными полномочиями.

     В рамках расширения полномочий Президента РФ по отношению к Правительству  следует отметить институт поручений и контроля. Как следует из Регламента Правительства РФ, Президент РФ может давать поручения Председателю Правительства РФ, его заместителям, непосредственно федеральным министрам, непосредственно руководителям иных федеральных органов исполнительной власти. Поручения Президента РФ должны выполняться в установленный в поручении срок и доклад об их исполнении должен направляться Президенту. Также Правительство должно информировать Президента о своей законопроектной деятельности (п. 80 Регламента).15

     Таким образом, Президент РФ непосредственно (и через соответствующих федеральных министров) руководит 25% федеральных органов исполнительной власти России, остальной частью он руководит косвенно, посредством применения рассмотренных процедур.

     Неоднозначно  в Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п. "в" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.

     Однако  в соответствии со ст. 117 Конституции  РФ Государственная Дума имеет возможность  выражать Правительству РФ недоверие, что теоретически указывает на наличие  у Правительства РФ ответственности и перед парламентом. Вместе с тем установленная в этой же статье процедура опровергает высказанное предположение.

     Так, в случае выражения Государственной  Думой недоверия Президент РФ решает: согласиться ему с Государственной  Думой и отправить Правительство РФ в отставку или же не соглашаться с Государственной Думой и не предпринимать никаких действий.

     То  есть выражение Государственной  Думой Правительству РФ недоверия - лишь способ, при помощи которого парламент  российского государства может  обратить внимание Президента РФ на свое несогласие с осуществлением Правительством РФ своих полномочий. Вопрос об отставке решает Президент РФ.

Информация о работе Президент Р.Ф. как глава государства