Президент Р.Ф. как глава государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей.

Содержание

Введение…………………………………………………….......................3
1. Понятие, общая характеристика и место в системе государственной власти института президента Р.Ф.…………...........................................................................4
1.1. Становление и развитие института президентства в России……………………………………………………………………..4-5
1.2. Элементы конституционного статуса Президента РФ………………………………………………………………………….6-8
1.3. Президент РФ – глава государства………………………………….9
2. Полномочия Президента Р.Ф.………………………………………...10-14
3. Особенности взаимоотношения Президента Р.Ф. с Правительством и Федеральным Собранием Р.Ф.…………………………………………………………..15
3.1.Взаимоотношения Президента с Правительством Р.Ф………………………………………………………………………...15-20
3.2. Взаимоотношения Президента с Федеральным Собранием Р.Ф.………………………………………………………………………..21-27
Заключение……………………………………………………………….28-29
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

Самарский филиал 
 
 

       Дисциплина

       Конституционное право Р.Ф. 
 

       Зачётная  книжка №30/5-08 

       КУРСОВАЯ РАБОТА

       Тема:

       Президент Р.Ф. как глава государства 
 
 
 
 

                                                                         Выполнил:

       Студент 2 курса 522 группы

                                                                             Гезикова К.Э.

                                                                                                 Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 

       САМАРА,2010

План 

Введение…………………………………………………….......................3

1. Понятие, общая характеристика и место в системе     государственной власти института президента Р.Ф.…………...........................................................................4

1.1. Становление  и развитие института президентства  в России……………………………………………………………………..4-5

1.2. Элементы  конституционного статуса Президента  РФ………………………………………………………………………….6-8

1.3. Президент  РФ – глава государства………………………………….9

2. Полномочия  Президента Р.Ф.………………………………………...10-14

3. Особенности  взаимоотношения Президента Р.Ф.  с Правительством и Федеральным  Собранием Р.Ф.…………………………………………………………..15

3.1.Взаимоотношения Президента с Правительством Р.Ф………………………………………………………………………...15-20

3.2. Взаимоотношения  Президента с Федеральным Собранием  Р.Ф.………………………………………………………………………..21-27

Заключение……………………………………………………………….28-29

Список литературы………………………………………………………30 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Мы  являемся свидетелями достаточно четкого  юридического оформления еще одной  ветви власти – президентской. Она  отчасти нормотворчествует, отчасти  управляет, отчасти разрешает споры.  Но всё это делается в правовых рамках для реализации своих главных задач – поддержания стабильности государственной системы, гражданского мира в обществе, охраны конституционного строя, суверенитета и целостности государства.

      Цель  работы: показать специфическую роль института президента в условиях формирования гражданского общества, политического плюрализма, организации государственной власти на новых принципах.

      Политическая  необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны  (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти.

      Если  остальные государственные структуры  законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента – олицетворять государство внутри страны и вовне. Принципиальное значение, особенно в настоящее время, имеет анализ конституционно-урегулированных взаимоотношений президента с правительством, парламентом, судебными органами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития.

      Вместе  с тем, преждевременно рассматривать  институт Президента как устоявшуюся  совокупность конституционных норм и сложившейся практики. Со времени  создания (1991г.) он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты. Многие полномочия и функции Президента получили необходимую конкретизацию в текущем федеральном законодательстве, нормативных указах Президента и решениях Конституционного Суда. Причем речь идет не о наделении дополнительными, полномочиями Президента, а, главным образом, о разграничении компетенции основных органов, осуществляющих государственную власть в России.

      1.Понятие,  общая характеристика  и место в системе      государственной  власти института  президента Р.Ф

1.1.Становление и развитие института президентства в России

Учреждение  в системе государственной власти РФ поста Президента значительно  усилило внимание в нашем обществе к институту президентства. Введение этого института открыло новый  этап в развитии российской государственности.

       Термин  «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. 

       Исторические  корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.

       При подготовке Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую  главу в проекте Основного  закона. Однако дальше дело не пошло. С  середины 70-х годов вновь при подготовке Конституции обсуждался вопрос о президентстве. Но подготовленный проект Конституции не предусматривал этой должности.

       Первые  реальные шаги в этом направлении  были сделаны вскоре после прихода  М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1998 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность – Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

       Только  на Третьем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.

       Как видно, процесс становления института  президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Это объясняется  причинами как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.

       С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось с большими трудностями. Появились и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в Российской Федерации.1

       В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом «О президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993 года.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Элементы конституционного статуса Президента Р.Ф.

               Конституция РФ в ст. 81 устанавливает, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. Конституция России 1978 г. (после внесения поправок в 1991 году) предусматривала также возрастной максимум также для Президента – 65 лет. В действующей Конституции этого условия нет.

       Президентом может быть избран только гражданин  РФ. Конституция допускает избрание лица, получившего гражданство как по рождению, так и по натурализации (т.е. получившего российское гражданство по его заявлению или ходатайству при соблюдении определенных условий).

       Кандидатом  на должность Президента может быть выдвинут только лишь гражданин, постоянно  проживающий в России не менее 10 лет. Понятие «постоянно проживающий» означает, во-первых, что кандидат должен постоянно жить в России не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента Российской Федерации; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. кандидат не может «набирать» десятилетний период по частям, допуская интервалы, во время которых он живет в другой стране. Требование постоянного проживания отнюдь не исключает командировок и визитов в зарубежные страны, поездок для отдыха и лечения и т.д. В сложных и спорных  случаях вопрос о «постоянном проживании» может решаться при регистрации кандидатов заключением Конституционного Суда.

       В РФ одно и то же лицо может быть избрано  Президентом не более чем на два срока подряд. Порядок избрания Президента в России до 1993 г. определялся Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Президента РСФСР». В соответствии с ним первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Правовой статус Президента регулировался Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».

       К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре  вступления его в должность. В  Федеральном законе о выборах  Президента России установлено, что  вновь избранный глава государства  вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов. Обязательным атрибутом вступления Президента РФ в должность является присяга Президента. Текст присяги Президента РФ записан в ст. 82 Конституции РФ. Присяга произносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.

       Согласно  ст. 92 Конституции, Президент РФ с  момента принесения им присяги приступает к исполнению своих полномочий и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

       Срок  полномочий Президента РФ, по Конституции  РФ (ч. 1 ст. 81), составляет 4 года, по истечении  которого должны быть проведены новые выборы.

       Возможно  досрочное прекращение полномочий Президента РФ, основания которого предусмотрены Конституцией РФ (ст. 92-93):

    1. отставка Президента РФ;
    2. стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
    3. отрешение от должности.

       Под отставкой Президента РФ понимается добровольный уход главы государства  со своего поста. Действующая Конституция  не конкретизирует форму отставки, не устанавливает мотивы принятия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть обращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулируются иные аспекты отставки.

       Также возникают вопросы при использовании  такого основания прекращения президентских  функций, как стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия. Для этого необходимо издание федерального закона, в котором необходимо установить: что понимается под определением «стойкая»; каковы ее критерии; кто и каким образом постанавливает сам факт наличия стойкой неспособности; как обеспечить такого рода решение; кто его обнародует и т.д. В любом случае должны быть созданы правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации этой конституционной нормы.3

Информация о работе Президент Р.Ф. как глава государства