Президент РФ и судебная власть: конституционно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного правового исследования было выявление особенностей конституционных форм взаимоотношений между главой государства и судебными органами государственной власти.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрытие понятий «конституционно-правовые институты» и «конституционно-правовые отношения»;
изучение правового статуса главы государства в РФ;
раскрытие потенциала конституционных норм, регулирующих формы взаимоотношений между главой государства и другими высшими органами государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Общие аспекты конституционно-правовых отношений в государственном механизме России 5
1.2. Структура конституционных правоотношений. Объекты и субъекты конституционных правоотношений 10
1.3. Конституционно-правовые отношения в процессе формирования высших судебных органов 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА С ВЫСШИМИ ОРГАНАМИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 22
2.1. Содержание правового статуса Президента Российской Федерации и его полномочия в системе органов государственной власти 22
2.2. Конституционные формы взаимоотношений между Президентом и высшими органами судебной власти 24
2.3. Конституционно-правовые отношения президента с высшими органами судебной власти в сфере судебного контроля 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая по праву.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

    С  принятием  новых  федеральных  законов  устанавливаются  новые  формы  судебного  контроля.  Так,  согласно  пункту 1  части  3  статьи 9 Федерального  конституционного  закона  «О  военных  судах  Российской  Федерации»  установлено,  что Военная коллегия  Верховного  Суда рассматривает в первой  инстанции дела  об  оспаривании ненормативных актов Президента,  касающихся  прав  и свобод  и охраняемых  законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.  Вместе с тем, по нашему мнению, окончательной ясности в вопросе о  судебных  формах  контроля  за  конституционностью  указов  Президента нет,  поскольку  в  компетенцию  и  Высшего  Арбитражного  Суда,  и Верховного Суда может  вторгнуться Конституционный Суд РФ  в порядке рассмотрения споров о компетенции (часть третья статьи 125 Конституции РФ).

    Как было отмечено ранее, распоряжения не должны быть нормативными, и по этому  формальному признаку они не подведомственны Конституционному Суду  РФ.  Но  практика  в  России  показывает,  что  иногда  издаются распоряжения,  содержащие  нормативные  предписания.  Фактически  это пример,  когда  реально  существующий  нормативный  акт  не  может оспариваться  в Конституционном Суде  РФ,  несмотря  на  то,  что он противоречит Конституции РФ. В этой связи, конечно, следует указать, что по  Конституции РФ  (часть  вторая  статьи  46), все решения органов государственной власти (в том числе распоряжения Президента РФ) могут быть обжалованы в суд.

    Существуют  примеры, когда органы судебной власти РФ проверяли законность ненормативных указов Президента РФ. В любом  государстве  нормативные и ненормативные акты Президента, как и любого другого органа, должны потенциально подпадать под всеобъемлющий эффективный судебный контроль.

    Следует  отметить,  что    в  России  Конституционному  Суду  не  дано право  оценивать  конституционность  действий  высших  должностных  лиц государства, в том числе  Президента РФ. Конституционный суд по старому Закону «О Конституционном Суде» мог оценивать с точки зрения соответствия Конституции действия высших должностных лиц государства.

    Следует еще обратить внимание  на  тот  факт, что в России  сфера проверки конституционности со стороны высших  судебных  органов  по отношению к Президенту и к его нормативным актам не  является всеобъемлющей. Например, часть четвертая статьи 125 Конституции  РФ устанавливает следующую норму: «Конституционный  Суд Российской

    Федерации по жалобам  на  нарушение конституционных  прав  и  свобод граждан и по запросам  судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом». Таким образом,  эта  норма ограничивает  возможности конституционного контроля. Под его действие подпадают только законы. Иные акты, в том числе Президента РФ, которые и  теоретически, и практически могут нарушать  конституционные права и свободы, под юрисдикцию Конституционного Суда не подпадают.28

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и  арбитражные суды представляют собой  три абсолютно независимых друг от друга части судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

    Таким образом, конституционно-правовые отношения - разновидность правовых отношений  между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами.

    Конституционно-правовые отношения характеризуются своеобразием объектов (в качестве таковых выступают  свобода, жизнь, достоинство человека, целостность государства, государственная власть и др.), специфическими источниками (Конституция, федеральные конституционные законы, Федеративный договор и др.), особенным составом субъектов этих отношений.

    По  содержанию конституционно-правовые отношения можно разделить на четыре крупные группы:

  1. Отношения, возникающие при закреплении и охране основ конституционно-правового строя России.
  2. Отношения, возникающие при закреплении и охране конституционно-правового статуса человека и гражданина в России.
  3. Отношения, возникающие при закреплении и охране формы государства, прежде всего, формы государственного устройства.
  4. Отношения, возникающие при закреплении и охране системы, основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

    Субъекты  конституционного права - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения  происходят.

    Субъект номер один - это государство и его органы, т.е. парламент, глава государства, глава правительства или правительство как коллегиальный орган, парламентские комиссии и другие государственные органы, обладающие властными полномочиями.

    Ко  второй группе относится субъект, который  в демократическом государстве всегда является источником власти, т.е. народ, нация или избирательный корпус.

    К третьей группе субъектов конституционного права следует отнести политические партии. Политические партии в современном  мире - это такой элемент, без которого невозможно существование государства.

    Следующая группа субъектов конституционного права очень часто объединяется одним термином «физические лица». Хотя этот термин скорее относится  к гражданскому праву, но он иногда употребляется и в конституционном  праве, и под ним в конституционном праве понимаются граждане, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Эта категория субъектов не так уж часто вступает в конституционно-правовые отношения, и эти случаи достаточно легко назвать.

    Под объектами конституционно-правовых отношений понимают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.Объекты конституционно-правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа - неимущественные блага, и третья группа - действия.

    Подводя итог, можно сделать вывод, что  рассматриваемые конституционно-правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой  для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Источники:

  1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. Из-во: Юридическая литература, М..,1997.
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 года № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.

Литература:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2007.
  2. Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвакатура. М.: Юристъ, 2009.
  3. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президенства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2006.
  4. Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право России. - М.: МИЭМП, 2004.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3-е изд. М., 2008.
  6. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М.: Юрист, 2007.
  7. Конституционное право России. Учебник / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. - М.: Юрист, 2009.
  8. Конституционное право Российской Федерации. Учебник / Под ред. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. - М.: ИНФРА - М, 2006.
  9. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.Е. Усанова, С.В. Хмелевского. - М: ПЕР СХ, 2003.
  10. Конституционное право: Учебник для вузов / Отв. ред. В.В. Лазарев.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2004.
  11. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: Учебник для вузов.- Москва: Книжный мир, 2006.
  12. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации: Конспект лекций.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Юрайт, 2007.
  13. Основы государства и права. Учебник / Под ред. Кутафина А. В. - М.: Юрист, 2005.
  14. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- М.-Ростов н/Д: МарТ, 2003.
  15. Червонюк В.И. Конституционное право России. - М.: Юрист, 2004.
  16. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учеб. пособие для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2008.
  17. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. доп.- М.: Юристъ, 2007.

Периодические издания:

  1. Богданова Н. А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юристов // Вестник Московского университета. - 2009. - №6.
  2. Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений // Журнал российского права.- 2008.- № 6.
  3. Герасименко Ю.В. Лица, не являющиеся гражданами России, как субъекты конституционно-правовых отношений // Государство и право.- 2005.- № 6.
  4. Карпов Н.Н. Актуальные проблемы гармонизации конституционно-правовых отношений между государством и гражданином // Юстиция.- 2009.- № 3.
  5. Конкина И.И. Новый механизм приведения к власти глав субъектов Российской Федерации: проблемы и сомнения // Конституционное и муниципальное право. 2007. - № 3.
  6. Крутиков М.Ю. Проблемы функционирования судебной системы в современной России // Современное право. – 2007. - N 6.
  7. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации деятельности Конституционного суда РФ // Государство и право. – 2009. - № 2.
  8. Окуньков Л.А. Некоторые проблемы статуса и полномочий Президента и практика Конституционного Суда // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. - № 2.
  9. Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции Российской Федерации // Российская Федерация. 2010. - № 6.
  10. Суворов В.Н. Конституционные пределы полномочий Президента Российской Федерации (по материалам Конституционного Суда РФ) // Труды Московской гос. юрид. акад. 2007. - № 3.
  11. Чуганов, Е. Г. Конституционно-правовые полномочия судебной власти Российской Федерации /Е. Г. Чуганов. //Российский судья. -2010. - № 9.

Интернет  источники:

  1. Конституция Россия//Официальный сайт Президент РФ//

http://archive.kremlin.ru/articles/ConstChapter4.shtml............................17.01.2011

Информация о работе Президент РФ и судебная власть: конституционно-правовые отношения