Президент РФ и судебная власть: конституционно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного правового исследования было выявление особенностей конституционных форм взаимоотношений между главой государства и судебными органами государственной власти.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрытие понятий «конституционно-правовые институты» и «конституционно-правовые отношения»;
изучение правового статуса главы государства в РФ;
раскрытие потенциала конституционных норм, регулирующих формы взаимоотношений между главой государства и другими высшими органами государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Общие аспекты конституционно-правовых отношений в государственном механизме России 5
1.2. Структура конституционных правоотношений. Объекты и субъекты конституционных правоотношений 10
1.3. Конституционно-правовые отношения в процессе формирования высших судебных органов 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА С ВЫСШИМИ ОРГАНАМИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 22
2.1. Содержание правового статуса Президента Российской Федерации и его полномочия в системе органов государственной власти 22
2.2. Конституционные формы взаимоотношений между Президентом и высшими органами судебной власти 24
2.3. Конституционно-правовые отношения президента с высшими органами судебной власти в сфере судебного контроля 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая по праву.doc

— 208.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Президент РФ и судебная власть: конституционно-правовые отношения 
 
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  темы исследования. Институт президентства, как в России, так и в других странах мира за время его существования подвергался различным модификациям, что оказывало существенное влияние на все происходящие в государстве процессы. Подобно другим институтам государственной власти институт президентства может и должен совершенствоваться, адаптироваться к изменяющимся политическим условиям.1 Изменения в правовом статусе президента касались, как правило, расширения полномочий президента, возрастания его роли и значения в системе высших органов государственной власти. Для Российской Федерации, несмотря на недолгий опыт существования данного института, президентская власть имеет уже огромное значение. Президент Российской Федерации является очень влиятельной фигурой в жизни страны, занимая особое положение в системе органов государственной власти, он играет решающую роль в развитии государства, во многом от него зависит успех проводимых в стране преобразования.2

    Правовой анализ развития института президентства, являются весьма сложной и актуальной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом отношении, требующей специального историко-правового исследования.

    Следует подчеркнуть, что в России за эти  годы накоплен значительный опыт использования  различных форм взаимоотношений (взаимодействия) Президента с иными высшими органами государственной власти. Введено в действие большое число нормативных правовых актов, которые прямо или косвенно их регулируют. Наряду с этим существует еще много пробелов в законодательстве. Многие конституционные положения еще не применялись на практике. Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права.

    Предмет исследования. Анализ конституционно-правовых отношений  президента с судебной властью в России.

    Цели  и задачи исследования.

    Основной  целью данного правового исследования было выявление особенностей конституционных форм взаимоотношений между главой государства и судебными органами государственной власти.

    Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • раскрытие понятий «конституционно-правовые институты» и «конституционно-правовые отношения»;
  • изучение правового статуса главы  государства в РФ;
  • раскрытие потенциала конституционных норм, регулирующих  формы  взаимоотношений между главой государства и другими высшими органами государственной власти.

    Степень научной разработанности темы и круг использованных источников. Монографии, посвященные крупным проблемам конституционного права в России. Исследованию некоторых вопросов данной темы посвящены труды многих российских ученых, в которых представлены различные позиции по вопросу о функционировании  президентской власти. Ценным источником при подготовке данной  курсовой работы стали работы таких известных ученых, как: С. А. Авакьян, М. В. Баглай, П. Д. Баренбойм, С. В. Боботов, Т.А.Васильева, Н. В. Витрук, Ю. А. Димитриев, О. А. Жидков,  Д. Л.  Златопольский, В. Д.  Зорькин, В. Б.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1. Общие аспекты конституционно-правовых отношений в государственном механизме России

    Понятие  «конституционно-правовые отношения» является, безусловно, одним из центральных в конституционной юридической науке и по содержанию, и по объему.

    В общей теории права и в конституционной науке существует множество определений понятия «правовые отношения». Сырых В.М. пишет: «правоотношение - это возникающая на основе правовых норм  индивидуализированная, волевая связь граждан, иных лиц,  которая охраняется и защищается принудительной силой государства».3

    Некоторые конституционалисты описывают понятие «правовое отношение» так: «возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством».4

    Именно  конституционные правовые нормы  регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Иными  словами, конституционно-правовые отношения возникают в результате воздействия конституционно-правовых норм. При этом отметим, что  между  ними существует обратная связь. Конституционно-правовые отношения,  безусловно, воздействуют на существующую нормативно-правовую базу государства. Так, выявленные в практике правоприменения пробелы обусловливают внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.

    Известным является определение специфики конституционно-правовых отношений, предложенное Е. И. Козловой и О. Е. Кутафиным:

  1. Конституционно-правовые  отношения  имеют  свое  собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
  2. Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые  субъекты  этих  отношений не могут быть участниками других видов правоотношений;
  3. Конституционно-правовые отношения  характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи  между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.5

    Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, которое урегулировано нормой конституционного  права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме  взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

    В сферу конституционного права входит только определенная часть общественных отношений. Однако, учитывая особую значимость этих отношений, следует сказать  и том, что они достаточно обширны по объему. Более того, в силу определенных обстоятельств, связанных с юридизацией общественных отношений, государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Здесь конституционное право призвано стать преградой для тоталитарных устремлений государства. Оно не должно утрачивать своего главного назначения - регулировать общественные отношения таким образом, чтобы обеспечить свободу людей, законность и правопорядок, условия для благополучия граждан. Именно этим определяется специфика конституционно-правовых отношений, которая состоит в следующем.6

    Они различаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

    Им  свойственен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

    Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием  видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных правоотношений.

    Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержание которого составляет юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

    Своеобразие предмета конституционного права, многообразный  видовой характер его норм порождает  и различия видов конституционно-правовых отношений.

    Наиболее  классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм - это правила поведения. На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом». Это означает, что у осужденного есть право на пересмотр приговора, а у вышестоящего суда - обязанность осуществлять этот пересмотр.

    Реализация  таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, порождает  другие формы правоотношений, через  которые воплощаются в жизнь  заложенные в них предписания. Это  правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.7 Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти правоотношения производны от того общего правоотношения, которое возникает на основе указанной нормы-принципа. Это общее правоотношение, в котором участвуют все субъекты, обязанные реализовать указанный принцип. В его содержании определяются в общей форме обязанности и права, вытекающие из предписаний данной нормы.

    Особый  вид конституционно-правовых отношений - так называемые правовые состояния. От правоотношений общего назначения их отличает четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

    Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм. С выполнением заложенных в них правил правоотношения прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования. В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, в процессуальных - порядок реализации правовых действий.

    По  целевому назначению принято различать  правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В правоустановительных правовых отношениях в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения. Так, в соответствии со ст. 31 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Это означает, что праву граждан корреспондирует соответствующая обязанность государственных органов, органов местного самоуправления. В правоохранительных правовых отношениях права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ устанавливает обязанность государственных органов не лишать имущества физических лиц иначе как по решению суда.

    Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих прав или обязанностей.

    Юридический факт - это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.8

Информация о работе Президент РФ и судебная власть: конституционно-правовые отношения