Президент РФ и судебная власть: конституционно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного правового исследования было выявление особенностей конституционных форм взаимоотношений между главой государства и судебными органами государственной власти.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрытие понятий «конституционно-правовые институты» и «конституционно-правовые отношения»;
изучение правового статуса главы государства в РФ;
раскрытие потенциала конституционных норм, регулирующих формы взаимоотношений между главой государства и другими высшими органами государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Общие аспекты конституционно-правовых отношений в государственном механизме России 5
1.2. Структура конституционных правоотношений. Объекты и субъекты конституционных правоотношений 10
1.3. Конституционно-правовые отношения в процессе формирования высших судебных органов 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА С ВЫСШИМИ ОРГАНАМИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 22
2.1. Содержание правового статуса Президента Российской Федерации и его полномочия в системе органов государственной власти 22
2.2. Конституционные формы взаимоотношений между Президентом и высшими органами судебной власти 24
2.3. Конституционно-правовые отношения президента с высшими органами судебной власти в сфере судебного контроля 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая по праву.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, под объектом конституционно-правовых отношений понимают то, по поводу чего возникают эти отношения. В более  сложной формулировке под объектом конституционного права понимают то, на что направлено конкретное право, и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения стремлений, притязаний, потребностей какого-то конкретного лица либо органа.

     Объекты конституционно-правовых отношений, чаще всего, делятся на три группы. Это материальные объекты, иногда их называют имущественные блага, вторая группа - неимущественные блага, и третья группа - действия.

     В иных случаях можно представить  объект конституционного права, в других это сделать достаточно сложно. Например, если два субъекта федерации определяют статус какого-то участка земли, кому он будет принадлежать, то объектом будет территория. Не сама земля, как сельскохозяйственный объект или географическое понятие, а территория, как политико-юридическое понятие. А вот, например, при выборах, когда граждане участвуют в голосовании, объектом этого политического действия будет будущая власть, которую предстоит осуществлять избранному ими депутату. Власть представить как нечто осязаемое невозможно, но это категория реальная.

     Вопрос  об объектах конституционного права  весьма сложен и в некоторых случаях  даже видные теоретики, говоря об объектах конституционно-правовых отношений, называют их условно, или ссылаются на то, что их с достаточной степенью условности можно определять, так или иначе. То есть объекты конституционного права зачастую неосязаемы, не поддаются рамкам дефиниций, но, в то же время, весьма реальны, потому что из-за них бывают серьезные споры, конфликты и даже войны.

     Таким образом, объектами конституционных  отношений являются власть, суверенитет  и свобода личности, по поводу которых  возникают рассматриваемые отношения. Под объектами этих отношений  понимают социально-экономические  и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

     Конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую  форму многих политических отношений.

1.3. Конституционно-правовые отношения в процессе формирования высших судебных органов

    В России по Конституции (статья 83), Президент Российской Федерации представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда  Российской  Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Суды иных федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации единолично.15

    Только Президент РФ правомочен  представлять кандидатуры судей  Совету Федерации  для назначения на должности судей трех вышеназванных судов. «Каждый кандидат в судьи названных судов обсуждается персонально не только в квалифицированных коллегиях судей, но и на заседаниях комиссии Совета по кадровой  политике  при  Президенте  Российской Федерации, а при необходимости и вызывается на такое заседание».16

    Относительно  правил об участии в процессе отбора кандидата на должность судьи, можно констатировать, что очень важной стадией является  процесс прохождения  кандидатуры через Администрацию Президента РФ.

    В России, так и в США, Президент старается назначить на посты федеральных судей близких к нему юристов. Как отмечает О. А. Жидков, в США специфический тактический подход Президента в вопросах формирования судебных органов заключается в следующем: «Одним из способов, с помощью которого президенты пытаются уменьшить вероятность будущих политических коллизий с судьями Верховного Суда, является отбор кандидатов на судейские должности из лиц, принадлежащих к той  же  политической партии, что и сам Президент.

     Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов:17

  • правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;
  • судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации.

     В рамках административной юстиции суд  контролирует законность актов и  действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.

     Судебная  власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а также судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть.18 Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

     Правосудие  необходимо обществу. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами. Судебная власть по своей материально-технической базе самая слабая из трех властей, но именно на нее, владеющую оружием естественного права, ложится главное бремя предотвращать превращение насилия в способ правления людьми, если бы законодательная власть прибегла к принятию репрессивных неконституционных законов, а исполнительная – стала осуществлять бессудные расправы.19

     Пределы осуществления судебной власти определяются судебной системой Российской Федерации, устанавливаемой Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА С ВЫСШИМИ ОРГАНАМИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

2.1. Содержание правового статуса Президента Российской Федерации и его полномочия в системе органов государственной власти

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80) Президент России является главой государства. Как глава государства  он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Наделение Президента России такими обширными полномочиями непосредственно вытекает из конституционной нормы, согласно которой он является гарантом Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 80), прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.20

    Стержнем  характеристики правового статуса  учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются:

  • установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа;
  • место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.

    Второй  признак, хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение, поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции  концепция построения системы государственной власти.

    Исходя из этого, отправными правовыми установлениями для анализа статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции и место в Конституции гл. 4, посвященной Президенту.

    В установленном Конституцией порядке  Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции. Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

    Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней  политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

    Как глава государства Президент  представляет Россию внутри страны и  в международных отношениях. Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.21

    Место, которое занимает в ныне действующей  Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент  не включается непосредственно ни в  одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции).22

    Содержание  неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосновенности депутатов. Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

    Неприкосновенность  Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и  ответственное осуществление Президентом  принадлежащих ему конституционных  полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

    Однако  неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную. Предусмотрена в Конституции возможность отрешения Президента от должности. Конституционный Суд указал в названном Постановлении, что досрочное прекращение полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия может произойти вопреки согласию Президента.

2.2. Конституционные  формы взаимоотношений  между Президентом  и высшими органами судебной власти

    Конституционно-правовыми институтами называются совокупности родственных конституционно-правовых норм. В юридической науке отмечается, что рамки этого понятия, как в теории, так и на практике, очень подвижны. Оно может  обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых  как  основные элементы системы отрасли  конституционного права. Главный  критерий объединения норм в правовой институт - однородность  регулируемых  ими отношений,  что влечет  за  собой и правовое  единство  соответствующих норм,  объединенных  в институт,  и общую для них правовую специфику.

    Следует констатировать, что в конституционном правовом институте объединяются самые различные нормы: нормы  Конституции, законов, подзаконных актов и, как нам кажется, иных актов, например, постановлений Конституционного Суда и т. д. Как известно, в составе конституционно-правового  института  могут быть  нормы, различные по  территории  действия,  по  степени определенности  какого-либо  правового предписания и по  другим признакам.23

    Одним из главных аспектов, касающихся конституционно-правовых отношений, является их разделение на постоянные и временные. В российской конституционной науке временные правоотношения порождаются в силу  возникновения какого-либо  юридического  факта и длятся до тех пор, пока не выполнены действия, предусмотренные правовой нормой. А постоянные  правоотношения  возникают  с  момента юридического закрепления круга субъектов права и их правового статуса и длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами. Именно эти правоотношения регулируются самым  стабильным, основным  законом  государства. Совершенно обоснованно подчеркивает  Ковачев  Д.А., что  постоянные  правоотношения  между государственными  органами  как  по горизонтали,  так  и  по  вертикали должны  регламентироваться  путем  конституционного  закрепления компетенции всех государственных органов.

Информация о работе Президент РФ и судебная власть: конституционно-правовые отношения