Президент РФ и судебная власть: конституционно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного правового исследования было выявление особенностей конституционных форм взаимоотношений между главой государства и судебными органами государственной власти.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
раскрытие понятий «конституционно-правовые институты» и «конституционно-правовые отношения»;
изучение правового статуса главы государства в РФ;
раскрытие потенциала конституционных норм, регулирующих формы взаимоотношений между главой государства и другими высшими органами государственной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Общие аспекты конституционно-правовых отношений в государственном механизме России 5
1.2. Структура конституционных правоотношений. Объекты и субъекты конституционных правоотношений 10
1.3. Конституционно-правовые отношения в процессе формирования высших судебных органов 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРЕЗИДЕНТА С ВЫСШИМИ ОРГАНАМИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 22
2.1. Содержание правового статуса Президента Российской Федерации и его полномочия в системе органов государственной власти 22
2.2. Конституционные формы взаимоотношений между Президентом и высшими органами судебной власти 24
2.3. Конституционно-правовые отношения президента с высшими органами судебной власти в сфере судебного контроля 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа содержит 1 файл

курсовая по праву.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

    Так, возникновение правоотношений по гражданству  порождается таким событием, как рождение гражданина, прекращение правоотношений - его смертью. Возникновению правоотношения, содержанием которого является реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь юридических фактов: принятие актов о назначении выборов, об образовании избирательных округов, комиссий, участков, составление списков избирателей, включение в списки данного гражданина, наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права избирать заканчивается.

1.2. Структура конституционных  правоотношений. Объекты и субъекты конституционных правоотношений

    Круг  субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди  них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др. Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации.

    Субъектами  конституционно-правовых отношений являются государства - Российская Федерация и республики. В качестве участников правоотношений выступают и такие субъекты федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме перечисленных в качестве субъектов конституционно-правовых отношений выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, избирателей, отдельные граждане. В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и кому предоставляют права.9

     Субъектами  конституционно-правовых отношений  могут быть в определенных случаях и иностранные граждане, и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства). В приведенном примере о лишении своего имущества иначе как по решению суда данное правило распространяется в равной мере и на иностранных граждан, и лиц без гражданства.

     В качестве субъекта конституционного права  следует назвать судебные органы. Судебные органы, безусловно, выполняют  определенные, характерные для них  обязанности, т.е. осуществляют правосудие в сфере гражданского, уголовного права. Но в ряде случаев судебные органы участвуют в государственно-правовых отношениях и являются субъектами конституционного права. Например, в тех случаях, когда суды выступают в качестве органов конституционного надзора и признают нормативные акты неконституционными. Также суды, в тех случаях, когда они имеют право законодательной инициативы и вносят какие-то законодательные предложения, безусловно, являются субъектами конституционного права.10

     Наиболее  важные права и обязанности, т.е. полномочия, компетенция государственных органов закреплены в конституциях, а также в иных наиболее важных источниках права - конституционных законах, органических законах и других писаных нормах права.

     Субъектами  российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

     Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:

  1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

     Исключительность  статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции РФ).

     Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать  в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём референдума относятся к исключительному ведению народа.

     Нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения  как между собой, так и с  органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.

  1. Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

     В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего, как носитель правотворческой власти.

     Указанные субъекты могут участвовать в  конституционно-правовых отношениях непосредственно  или через государственные органы, выступающие от их имени.

  1. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

     Административно-территориальная  единица, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума, местная администрация и др.

     Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной  власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

  1. Должостные лица. Субъектами конституционного права являются: Президент РФ, Председатели палат парламента - Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др.

     Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими  полномочиями, он вступает в отношения  с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых.

  1. К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).

     Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует  отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков.

     Иностранные граждане и лица без гражданства  могут быть, кроме того, субъектами конкретных конституционно-правовых отношений  в связи с приобретением российского  гражданства, получением политического  убежища.

     Такова  система субъектов конституционного права России, которые, участвуя в конституционно-правовых отношениях, реализуют свои права и свободы, исполняют обязанности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.

     Таким образом, можно сказать, что круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

     В общей форме можно сказать, что  субъектами конституционно-правовых отношений  могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.

     Под объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права  и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.11

     В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие  объекты конституционно-правовых отношений:12

  1. Государственная территория.

     В Конституции Российской Федерации  имеется норма, согласно которой  границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

  1. Предметы материального мира (материальные ценности).

     Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

  1. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).

     Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право  на жизнь (ч. 1 ст. 20);достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21) и  др. На основе ст. 98 Конституции РФ и, устанавливающей депутатскую неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения, связанные с охраной чести депутата.

     Например, действия депутата Государственной  Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

     Конституционные отношения разнообразны по содержанию, структуре, связаны сложной иерархией  и могут быть классифицированы на различные виды.

     Исходя  из критерия времени, конституционно-правовые отношения подразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе; периодически повторяющиеся, например, формирование Совета Федерации Федерального Собрания России, в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Возможны временные конституционно-правовые отношения. Они прекращаются с достижением того результата, ради которого возможны, например, формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной компании и др.13

     Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения, и выражается главным  образом в строго определенной всеобщности  прав и обязанностей, в том, что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей. В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право представлено уже в обычном виде - это допустимая и гарантируемая Конституцией возможность определенного поведения субъекта, наделенного этим правом. Субъективная обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена.14

     Юридическое содержание общих конституционных  правоотношений проявляется через правовой статус их частников.

     Так, Конституция Российской Федерации  закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности. Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

     Юридические факты - это конкретные жизненные  обстоятельства, с которыми нормы  права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия. Событиям - это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений.

     Например, смерть депутата - событие, которое влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.

     Наибольшее  распространение среди юридических фактов получили действия: правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной деятельность, поддерживаемые и стимулируемые

     Конституцией, и неправомерные - нарушающие конституционные  предписания. Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.

Информация о работе Президент РФ и судебная власть: конституционно-правовые отношения