Эти
"остатки" или "бывшие люди",
как утверждал Сталин, не могут
изменить что-либо в нынешнем положении
в СССР. "Они слишком слабы
и немощны для того, чтобы противостоять
мероприятиям Советской власти".
Тем не менее они будут усиливать
свое сопротивление с ростом могущества
Советского государства, а "на этой
почве могут ожить и зашевелиться и
осколки контрреволюционных элементов
из троцкистов и правых уклонистов. Это,
конечно, не страшно". Несмотря на эти
заверения о бессилии "остатков"
и "осколков" Сталин заявил, что максимальное
усиление государственной власти необходимо
для того, чтобы "развеять в прах"
эти "остатки" и "разбить их воровские
махинации".
Действительные
причины непрерывного усиления государственного
принуждения, переросшего в личную
террористическую диктатуру, кроются
в угрожающем росте народного
недовольства политикой Сталина, вылившейся
в прямые преступления, направленные
против народа. Раскрывая социально-экономические
причины и внутреннюю логику этого
процесса, Троцкий писал: "Преувеличенная
и несогласованная индустриализация
подкапывала основы сельского хозяйства и
Опыт скоро показал, что коллективизация
отчаяния не есть еще социалистическая
коллективизация. Дальнейший упадок сельского
хозяйства ударил по промышленности. Для
поддержания неосуществимых и несогласованных
темпов понадобился усиленный нажим на
пролетариат. Освободившись от материального
контроля массового потребителя (под таким
контролем Троцкий имел в виду прежде
всего рынок - В. Р.) и от политического контроля
производителя, промышленность приобрела
сверхсоциальный, т. е. бюрократический
характер. Она оказалась в результате
неспособной удовлетворять человеческие
потребности даже в той степени, в которой
удовлетворяла их менее развитая капиталистическая
промышленность. Сельское хозяйство ответило
импотентным городам войной на истощение.
Под вечным гнетом несоответствия между
напряженностью своих трудовых усилий
и ухудшающимися условиями существования,
рабочие, колхозники и единоличники теряют
интерес к труду и проникаются раздражением
против государства. Отсюда - именно отсюда,
а не из злой воли "осколков" - вытекает
необходимость внесения принуждения во
все клеточки хозяйственной жизни (усиление
власти директора, законодательство о
прогулах, смертная казнь за расхищение
колхозниками колхозного имущества, военные
мероприятия при посевах и сборе урожая,
принуждение индивидуальных крестьян
уступать лошадей колхозам, паспортная
система, политотделы в колхозной деревне
и пр. и пр.)".
Главной
причиной возникновения бюрократическо-тоталитарного
режима Троцкий считал то обстоятельство,
что в стране, прошедшей через
Октябрьскую революцию, привилегии
меньшинства можно охранять лишь
с помощью беспощадного насилия
над массами. Сохранение этого режима
неминуемо порождает гигантские
экономические издержки. Если советская
демократия является жизненной потребностью
здорового развития планового хозяйства,
то бюрократические методы управления
неизбежно "таят в себе трагические
хозяйственные сюрпризы".
Такими
"трагическими сюрпризами" явились
итоги первой пятилетки и обрушившийся
к ее исходу на страну массовый голод.
Тоталитаризм
есть качественно иное явление, нежели
любая другая власть, сколь бы суровой
она ни была. Это феномен идеологический,
и тоталитарные режимы, прежде всего
— режимы идеологические. Они рождены
идеологией и существуют ради нее. Если
в традиционном деспотическом обществе
политическая власть самоценна и
ее носители используют идеологию как
средство для поддержания этой власти,
то для носителей тоталитарного
начала самоценна идеология, а политическая
власть завоевывается с целью
утверждения этой идеологии. Закономерно,
что целью уже установившегося
режима является распространение своей
идеологии в максимальном масштабе.
Внешняя экспансия таких режимов
вызывается не столько территориальными
притязаниями и экономическими стимулами
(как, например, приобретение рынков сбыта,
рабочей силы и т.д.), но главным
образом идеей мирового господства
своей идеологии.
Тоталитарный
режим идеологизирует все сферы
жизни, теряя всякую способность
к самокоррекции. При этом идеология
исходит из некоторой первичной
системы идеалов. Октябрьская революция
ввела у нас существенно новую
(вместо самодержавной) систему высших
идеалов: мировую социалистическую
революцию, ведущую к коммунизму
— царству социальной справедливости,
и идеальный рабочий класс. Эта
система идеалов послужила основой
для созданной в 30-е годы идеологии,
которая провозглашала идеи «непогрешимого
вождя» и «образа врага». Народ
воспитывался в духе преклонения
перед именем вождя, в духе безграничной
веры в справедливость каждого его
слова. Под влиянием феномена «образ
врага» распространялась подозрительность
и поощрялось доносительство, что
вело к разобщению людей, росту недоверия
между ними и возникновению синдрома
страха. Противоестественное с точки
зрения разума, но реально существующее
в сознании народа сочетание ненависти
к действительным и мнимым врагам
и страха за себя, обожествление
вождя и лживая пропаганда, терпимость
к низкому уровню жизни и бытовой
неустроенности — все это оправдывало
необходимость противостояния «врагам
народа». Вечной борьбой с «врагами народа»
в обществе поддерживалась постоянная
идеологическая напряженность, направленная
против малейшего оттенка инакомыслия,
самостоятельности суждений. Конечной
«сверхзадачей» всей этой чудовищной
деятельности было создание системы террора
страха и формального единомыслия.
Список
литературы
- Агаев С.Л.
Гитлеризм, сталинизм, тоталитаризм: реальности
и понятия. Полис, 1995, №3
- Баллестрем
К. Г. Апории теории тоталитаризма. Вопросы
философии, 1992, № 5.
- Гаджиев К.С.
Тоталитаризм: политический аспект. Политическая
наука, Москва, СОРОС – Международные
отношения, 1994.
- Игрицкий
Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня,… завтра?
Полис, 1998, №4.
- Рассоха И.Н.
Тезисы о тоталитаризме. Полис, 1995,
№2.
- Соловьев
А.И. Политология М «Аспект-Пресс» 2001
- Гаджиев
К.С. Политическая философия
М: ОАО « Издательство «Экономика»1999
- Игрицкий
Ю. И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних
дискуссий на Западе. //История СССР, 1990,
N 6.
- Бессонов
Б. Фашизм:идеология и практика. М. , 1985.
- Гозман Л.
, Эткинд А. От культа власти
к культу людей. Психология политического
сознания. "Нева", 1989, N7.
- «Бегство
от свободы»/ Фромм Эрих http://syndikalist.narod.ru/fromm/escape/INDEX.HTM
- «Введение
в социологию»/ Эркки Асп – Спб., «Алетейя»,
2000 г.
- «Лекции
по философии права»/ Пермяков Ю.Е. – Самара,
"Самарский университет", 1995 г.
- «Массовая
психология и анализ человеческого «Я»
(«Я» и «Оно»)/ З.Фрейд - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
- Общая и прикладная
политология: Учебное пособие» / Под общей
редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. –
М.: МГСУ; «Союз», 1997 г.
- «О психологической
привлекательности тоталитаризма»/ Бруно
Беттельгейм – «ЗНАНИЕ-СИЛА» N8, 1997г.
- «Основания
права»/ Ю.Е. Пермяков – Самара, "Универс-групп",
2003 г.
- «Основы
политической психологии» (Психология
больших групп в политике. Большие социальные
группы)/ Ольшанский Д. — Екатеринбург:
Деловая книга, 2001.
- «Основы
политической психологии» (Психоанализ
ХХ века)/ Ольшанский Д. — Екатеринбург:
Деловая книга, 2001.
- «О тоталитарном
режиме» / И.А. Ильин –http://www.patriotica.ru/gosudarstvo/ilin_total.html,
«Библиотека думающего о России».
- «Политология.
Словарь-справочник» – М. 2001 г.
- «Современные
политические режимы : структура, типология,
динамика» (учебное пособие)/ Цыганков
А.П. - http://www.auditorium.ru/books/212/Book057_chapter23.html
- «Социологические
вопросы истории и теории тоталитаризма»
(Социологические исследования)/ Бутенко
А.П. - 1998. - № 6.
- «Социология»/
Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.И. Нечипуренко,
А.В. Попов – «Гардарики», М. 2002 г.
- «Сравнительная
политология в терминах и понятиях»/ Бутенко
А., Миронов А. – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks
- «Тоталитарная
диктатура и автократия»/ Фридрих К., Бжезинский
З. – М., «Инион», 1993 г.
- «Фашизм
в его эпохе»/ Эрнст Нольте – Новосибирск,
«Сибирский хронограф», 2001 г.
- «Человеческий
характер и социальный процесс»/ Фромм
Эрих http://syndikalist.narod.ru/fromm/escape/PRIL.HTM
- История
России, ХХ век // Боханов А.Н., Горинов М.М.,
Дмитренко В.П. и др. – М., 2001. – С.166.
- Сахаров
А. Н. Революционный тоталитаризм в нашей
истории. Коммунист, 1991, № 5.