Предпосылки формирования тоталитаризма в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятие общих решений и на применение насилия.
В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, а полномочия властных аппаратов неуклонно росли. В феодальной Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь.

Содержание

Введение 3
Глава первая. Основы тоталитаризма 5
1.1 История тоталитаризма 5
1.2 Теория тоталитарного общества 8
1.3 Признаки тоталитаризма 14
Глава вторая. Советский тоталитаризм 15
2.1Предпосылки тоталитарного режима 15
2.2 Идейно-психологические предпосылки тоталитаризма 17
2.3 Характеристика советского тоталитаризма 20
Глава третья. СССР в период тоталитаризма 28
3.1 Судебные процессы 28
3.2 Сталин и культура 31
3.3 Обоснование тоталитарной системы 34
Заключение 36
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 72.03 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Нижегородский  государственный университет им. Н. И. Лобачевского 

Дзержинский филиал 
 

Специальность: Менеджмент организации

Дисциплина: Основы правового регулирования 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: Предпосылки формирования тоталитаризма в СССР. 
 
 
 

Выполнила: Фирстова А.С.

гр. 3-12МТ/15

Научный руководитель: Котихина А.С. 
 
 
 
 

Дзержинск

2011 

     Содержание

Введение 3
Глава первая. Основы тоталитаризма 5
       1.1 История тоталитаризма 5
       1.2 Теория тоталитарного общества 8
       1.3 Признаки тоталитаризма 14
Глава вторая. Советский тоталитаризм 15
        2.1Предпосылки тоталитарного режима 15
        2.2 Идейно-психологические предпосылки  тоталитаризма 17
      2.3 Характеристика советского тоталитаризма 20
Глава третья. СССР в период тоталитаризма 28
        3.1 Судебные процессы 28
        3.2 Сталин и культура 31
        3.3 Обоснование тоталитарной системы 34
Заключение 36
Список  литературы 38
 

 

     Введение

     По  своему происхождению человек как биологический вид — общественное существо. Люди жили сообществами, которые соответствовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи, родами, племенами, общинами и их объединениями. Труд, быт и иная деятельность человека на протяжении тысячелетий определялись традициями и обычным правом, функциональные различия между членами общества носили временный характер и не сопровождались социальными привилегиями. Военные задачи и потребность в координации хозяйственных усилий общин способствовали постепенной концентрации и закреплению властных функций в руках верхушки вождей и жрецов. Так сложилась постоянная власть, из которой 5-6 тысяч лет назад выросло государство — могущественная машина для обеспечения экономического и политического господства над угнетенными массами.

     Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятие общих решений и на применение насилия.

     В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, а полномочия властных аппаратов неуклонно росли. В феодальной Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь.

     Но  по мере становления буржуазных отношений  традиционные общественные институты  оказались под двойным давлением  — со стороны абсолютистской власти и со стороны растущего капитализма, поддерживаемого, поощряемого, а иногда даже насаждаемого государством. В результате социальные связи, основанные на нормах солидарности и взаимопомощи, подверглись размыванию и разрушению. В двадцатом веке государство во многих странах приобрело новое качество – полностью подчинять граждан своей воле и регулировать их поведение в соответствие со своими интересами. Такой режим взаимодействия государства с обществом получил название-тоталитаризм. 

 

     Глава первая. Основы тоталитаризма

     1.1 История тоталитаризма

     Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства  над всеми сторонами жизни  общества. В сравнительной политологии  под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм  и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы  — тоталитаризма.

     Тоталитаризм  с точки зрения политологии —  форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все  аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются  государством. Тем самым создается  иллюзия одобрения обществом  действий тоталитарной власти.

     Тоталитаризм  возник в Европе, точнее, на периферии  европейской цивилизации, как результат  некоего синтеза элементов азиатского деспотизма (включая крепостничество  в его русском и прусском вариантах) с радикальными идеологическими  доктринами, так или иначе апеллирующими  к идеям социализма. При этом «периферию европейской цивилизации» следует  понимать не только географически, но и как взаимодействие социокультурных и политических комплексов двух типов цивилизаций, в результате, которого и рождался этот синтез. Европейская капиталистическая структура с ее веками отработанными институтами республиканизма, парламентской демократии, рыночно-частнособственнической экономики, с ее заботой о свободах, правах и гарантиях индивида, т.е. со всем тем, что в наши дни именуется гражданским обществом и правовым государством, по сути своей несовместима с тоталитаризмом. В то же время европейские свободы позволили появиться на свет радикальным доктринам, не считающимся с моралью и человеком. Это, по сути, издержки самих свобод, прав и демократических институтов, выработанных веками. В противовес европейской традиции в неевропейском мире, и, прежде всего на традиционном Востоке, господствующая система связей была построена на возвышении власти и принижении личности, на господстве командно-административного способа управления в экономике, политике, в обществе в целом. И хотя религиозно-этические нормы оказывали в этом смысле смягчающее воздействие, именно неевропейская структура (азиатский деспотизм с присущим ему «поголовным рабством») была фундаментом, на котором при благоприятных условиях мог созреть (или на который можно было, уже в наши дни, в почти готовом виде перенести) тоталитарный режим.

     Столкновение  элементов восточной и европейской  структур на периферии Европы (Россия, Пруссия, Испания) при благоприятных  для этого обстоятельствах (социальный кризис и рост радикализма) способствовало выходу на передний план явного или  латентного азиатского деспотизма, который  и стал опорой носителей радикальных  теорий переустройства мира. Естественно, что чем сильнее были элементы азиатчины, тем большим оказался простор для произвола бесчеловечного и аморального радикализма.

     Тоталитарные  политические режимы бывают правого (фашизм) и левого (коммунизм) толка. Между  ними существуют определенные различия.

     Фашизм находится в состоянии противоборства с коммунистами и социал-демократами. Это защитная реакция капиталистического способа производства на радикализацию общества. В рамках фашистских режимов произошло установление монопартийной диктатуры над органами государственного управления без уничтожения старой государственной машины. Монопартийная диктатура осуществляет тотальный контроль над обществом. В то же время сохраняется узкая сфера экономической свободы граждан от государства (например, заводы Круппа в Германии остались в частной собственности).

     Коммунизм возникает как реакция азиатского способа производства на попытки его радикальной капитализации. В рамках коммунистического режима происходит слом государственной машины «до основанья, а затем .» — замена старого типа государства новым, Советами. Устанавливается тотальный контроль над обществом и тотальное руководство всем общественным развитием.

     В 1925 г. термин «тоталитаризм» впервые  ввел в политический лексикон Муссолини  для характеристики своего движения и режима. При этом он опирался на философские труды одного из ведущих  идеологов итальянского фашизма  Джованни Джентиле. Однако в Германии этот термин не привился: Гитлер не любил  заимствований и предпочитал  определять свой режим как авторитарный.

     В нашей стране термины «тоталитаризм», «тоталитарный» появились в послевоенный период и до последнего времени использовались в пропагандистских целях для  характеристики фашистских и профашистских  режимов на Западе. Однако даже такое  употребление этих терминов было весьма эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам — «агрессивный», «террористический», «авторитарный», «диктаторский». Даже в четвертом  издании Советского энциклопедического словаря (1986) вслед за беглым упоминанием  о том, что «понятие тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры», следует основная характеристика этого понятия: «активно используется антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые клеветнически отождествляются с «тоталитарными» режимами и противопоставляются «демократическому «свободному» обществу».  
 
 
 
 
 

     1.2 Теория тоталитарного общества

     Наибольшее  распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев  Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое  абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих  для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило  им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление  о тоталитаризме элемент динамического  развития, — но не возможность системных  изменений. В новой трактовке  тоталитаризм означал не столько  полный контроль государства над  деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько  принципиальное отсутствие ограничений  на такой контроль.

     В своей работе «Тоталитарная диктатура  и автократия» (1956 г.) Карл Фридрих  и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского  СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

  1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.
  2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.
  3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.
  4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.
  5. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
  6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.
  7. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).
  8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.
  9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.
  10. Централизованное планирование экономики.
  11. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.
  12. Приверженность экспансионизму.
  13. Административный контроль над отправлением правосудия.
  14. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.

Информация о работе Предпосылки формирования тоталитаризма в СССР