Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:49, курсовая работа
Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятие общих решений и на применение насилия.
В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, а полномочия властных аппаратов неуклонно росли. В феодальной Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь.
Введение 3
Глава первая. Основы тоталитаризма 5
1.1 История тоталитаризма 5
1.2 Теория тоталитарного общества 8
1.3 Признаки тоталитаризма 14
Глава вторая. Советский тоталитаризм 15
2.1Предпосылки тоталитарного режима 15
2.2 Идейно-психологические предпосылки тоталитаризма 17
2.3 Характеристика советского тоталитаризма 20
Глава третья. СССР в период тоталитаризма 28
3.1 Судебные процессы 28
3.2 Сталин и культура 31
3.3 Обоснование тоталитарной системы 34
Заключение 36
Список литературы
Таким
образом, социальные условия, в которых
находится человек, порождают определенный
тип мышления, психологию, «тоталитарное
сознание». Сталкиваясь с обществом,
которому он не может соответствовать,
человек приходит в состояние
внутреннего конфликта, и, как следствие,
возникает чувство вины, о котором
говорит Бруно Беттельгейм, рассматривая
это явление в контексте
2.3 Характеристика советского тоталитаризма
За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый — с 1917 года до конца 20-х годов; второй — с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с середины 50-х до середины 80-х годов.
Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.
Тоталитарный
режим идеологизирует все сферы
жизни, теряя всякую способность
к самокоррекции. При этом идеология
исходит из некоторой первичной
системы идеалов. Октябрьская революция
ввела у нас существенно новую
(вместо самодержавной) систему высших
идеалов: мировую социалистическую
революцию, ведущую к коммунизму
— царству социальной справедливости,
и идеальный рабочий класс. Эта
система идеалов послужила
Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая. Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.
Создавая свой культ, тоталитарная власть мистифицирует все властные функции, безгранично преувеличивая их значение, засекречивая обеспечивающие их огромные средства и отрицая роль любых объективных обстоятельств. А точнее, для власти не существует ничего объективного, ничего, что происходит само собой, без ее руководства, вмешательства и контроля.
Культ власти оказался гораздо жизненнее культа личности. Мы давно уже научились критически относиться к самовосхвалениям власти, понимая незначительность или относительность ее реальных успехов. Но считать, что наши беды объясняются только тем, что руководство недоглядело, ошиблось, что оно виновно или даже преступно — значит все еще оставаться в плену культа власти. В этом, собственно, и состоят иллюзии XX съезда: раньше власть была плохой, теперь власть будет хорошей, но она как была, так и останется всесильной. Избавление от тоталитарной мистификации в другом — в понимании ничтожности реального значения власти в сравнении с процессами самоорганизации общества.
Основной социальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного социального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных «луз» мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время «ленинских призывов», не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории.
Пассивная
оппозиция большинства
Отличие люмпенства XX века от аналогичных социальных групп в предшествующие эпохи состоит прежде всего в том, что «люмпенизатором» в данном случае выступает само государство, монополизирующее экономику, или супермонополии, сросшиеся с государством и в этом плане мало чем от него отличающиеся.
Социальные
свойства люмпенских слоев общества
делают их восприимчивыми к радикальным
идеологиям и радикальным политическим
режимам. В истории России люмпенизация
населения всегда составляла характерную
черту ее общественной жизни. Суперцентрализованное
государство, утвердившееся со времен
Ивана Грозного, к XX веку не утратило
своей силы. Подданные царя никогда
не пользовались гражданскими правами
и свободами. Причем это относилось
ко всем слоям общества. Пореформенное
(после 1861 года) развитие дало ростки гражданского
общества, но одновременно, через обезземеливание
крестьян и пролетаризацию населения
усилило и люмпенизацию значительных
его групп. Революция 1905—1907 годов, с
одной стороны (через Конституцию),
легитимизировала растущее гражданское
общество, а с другой — усилила
и обострила противоречие между
люмпенами и буржуа. Октябрь 1917 года
положил конец становлению
Второй этап тоталитаризма характеризуется тем, что он уже сформировал свою собственную социальную базу, полностью отвечающую его зрелым формам. Это армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень «рассудка» и заявит о своих правах.
Бюрократизация
всех форм управления обществом происходит
следующим образом. В условиях полностью
огосударствленной экономики
Бюрократизм
проявляется не только в чрезмерном
разрастании аппарата, он выливается
и в тотальную засекреченность
всех форм и методов его деятельности.
Господство централизованно-
В ходе третьего этапа окончательно формируется «номенклатура», привилегированная прослойка, войти в которую было не просто, но «выпасть» из нее можно было лишь за особо одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости.
В области политической возникновение тоталитаризма возможно лишь в таком обществе, где многопартийная система сменяется однопартийной. В этом случае партия, придя к власти, стремится уничтожить всю политическую оппозицию. Уже на первом этапе тоталитаризма в СССР возобладал политический тоталитаризм: речь идет об однопартийной системе и абсолютном огосударствлении всей политической системы, включая все общественные организации. Политические отношения и институты в обществе, по существу, исчезают или носят формально-декоративный характер.
Главной задачей партии становится непрерывное формирование нужного для нее человека. Обществу систематически навязывалась мысль, что партия ищет власти не ради нее самой, а ради блага большинства.
Процесс
становления и утверждения
Такая
«организация» общественной жизни
обусловливает применение средств
прямого террора, инициируемого
сверху, поддерживаемого и активно
осуществляемого
Ведущей
и, безусловно доминирующей формой социальных
отношений в условиях тоталитаризма
является политика, основанная на прямом
насилии, поэтому политизация
Информация о работе Предпосылки формирования тоталитаризма в СССР