Правовые системы в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования − изучить особенности правовых систем современности, закономерности их становления и развития.

Задачи курсовой работы:

- классифицировать правовые системы, действующие в современном мире;

- выявить характерные особенности основных правовых семей;

- определить границы распространения правовых семей современности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие правовой системы.

Классификация правовых систем…………………………………..5

1.1. Понятие и структура правовой системы………………………5

1.2. Классификация правовых систем……………………………...8

Глава 2. Основные правовые семьи современного мира………………….11

2.1. Романо-германская (континентальная) правовая семья…….11

2.2. Англосаксонская правовая семья (общего права)…………...16

2.3. Славянская правовая семья…………………………………...23

2.4. Латиноамериканская правовая семья………………………...24

2.5. Скандинавская правовая семья……………………………….26

2.6. Мусульманская правовая семья………………………………26

2.7. Индусская правовая семья…………………………………….29

2.8. Семья обычного (адатного, традиционного) права………….30

2.9. Дальневосточная правовая семья……………………………..32

2.10. Семья социалистического права…………………………….34

2.11. Особенности российской правовой системы……………….35

Заключение…………………………………………………………………...38

Библиографический список…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Курсовичек.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     2.8. Семья обычного (адатного, традиционного) права 

     Семья обычного (адатного, традиционного) права охватывает страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, в том числе государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Того, Камерун и другие.

     Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование  жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Повиновение обычаю было добровольным из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил. Африканский обычай значительно отличается от обычаев европейских народов. В представлении африканцев повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух питает над живыми. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, так как естественное и сверхъестественное, то есть поведение человека и явления природы, взаимосвязаны.

     Другая  особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права − идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа устанавливал право какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал.

     В соответствии с африканским обычным  правом брачный договор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности  на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть собственником земли, противоречит существующим обычаям.

     Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе.

     Таким образом, в обычном праве регулирование  сводится преимущественно к сфере частного права − семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности.

     В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное  право. Метрополии прежде всего стремились запретить некоторые варварские обычаи, а также регулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Произошла реформа судов: наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права.

     После обретения африканскими странами независимости  существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других − временно сохранены, но в большинстве государств суды обычного права не существуют. Некоторые страны приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Сенегал, Танганьика, Нигерия). Но и само обычное право переживает эволюцию, поскольку было направлено на обслуживание замкнутых сообществ. Широкие же международные связи, реалии рыночной экономики, появление рынка рабочей силы, распространение просвещения, возросшие возможности коммуникации, контакты с европейцами создают предпосылки для трансформации африканского обычного права и кардинальных реформ национальных правовых систем.

     Но  следует отметить, что элементы обычного права сохранились в быту многих народов всех континентов Земли: индейцев Северной и Южной Америки, аборигенов Австралии, народов Севера, горцев Кавказа и Центральной Азии14. 

     2.9. Дальневосточная  правовая семья 

     Дальневосточная правовая семья включает такие страны, как Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и другие.

     Для данной правовой семьи характерно, во-первых, отрицательное отношение  к праву вообще. Японцы, например, традиционно отождествляют право исключительно с уголовным законодательством, которое у них ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых, в дальневосточных обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, то есть конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны все другие способы разрешения конфликта. В-третьих, традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок. В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества − семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н.э. в Китае, в частности, школа легистов проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколько на подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не удалось поколебать существенным образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие и на официальную идеологию Японии.

     Однако  после установления республиканского строя в Китае и особенно после  провозглашения Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по социалистической модели. В настоящее  время в Китае действует Конституция 1982 г., появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, то есть происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о китайском менталитете и вековых китайских традициях.

     Что касается Японии, то после Второй мировой  войны на развитие ее правовой системы  существенное влияние оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также экономическое законодательство. Япония избрала путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романо-германской правовой семьи; прецедент не является источником права, а главным источником считается закон. В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов Верховным судом. Структура японского права − отраслевая. К основным отраслям относятся гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство, национальная правовая система Японии представляет собой сложное переплетение действия законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов15. 

     2.10. Семья социалистического  права 

     Семья социалистического права ведет  свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии.

     Данная  правовая семья имеет следующие  отличительные особенности:

     1. Является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа.

     2. Носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у      власти, − пролетариата и крестьянства. В действительности формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийно-государственной верхушки.

     3. Устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства.

     4. Объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения.

     5. Императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения.

     6. Отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране.

     7. Отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными.

     8. Провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности, за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан.

     9. Централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ.

     10. Отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. Провозглашает свою исключительность.

     В настоящее время к этой семье  могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы16. 

     2.11. Особенности российской правовой системы 

     Российская  правовая система имеет ряд особенностей, которые затрудняют ее включение в законодательную (романно-германскую) правовую семью.

     Во-первых, отечественная правовая система  несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы. Долгая практика игнорирования  закона приводит к тому, что и  сегодня закон не воспринимается всеми однозначно как ведущий источник права. Российское общественное правосознание характеризуется гипертрофированным оценочным компонентом, в результате чего каждое законодательное установление оценивается субъектами с точки зрения их представления о справедливости, а также и с точки зрения собственных интересов. Это подрывает идею неукоснительного следования предписаниям закона.

     Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько закон, сколько подзаконные  акты. Невиданное по объемам подзаконное нормотворчество не столько конкретизирует предписания закона, сколько затрудняет практику его применения. Упор на подзаконные акты также мешает закону сделаться действительно ведущим источникам права.

     Характеризуя  отечественную правовую систему, необходимо помнить, что сущность ее нельзя сводить лишь к характеру используемых ею юридических источников и на этом основании причислять отечественную правовую систему к романо-германскому правовому ареалу. Между правовыми семьями нет резкой границы: идет постоянный процесс взаимообмена, использования аналогичных форм, что, однако, не говорит об элиминации коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций.

     Самобытность  славянской правовой семьи и прежде всего российской правовой системы  обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.

     К началам, имеющим методологическое значение для анализа отечественного права, можно отнести следующие:

     1. Самобытность русской государственности,  не поддающаяся элиминации даже  после длительных и массированных  включений иностранных управленческих  и конституционных форм. Для русского  права всегда была исключительно  важной связь с государством.

     2. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования, крестьянскую общину, артель, сельскохозяйственный кооператив, основывающиеся на специфической трудовой этике, взаимопомощи, трудовой демократии, традициях местного самоуправления.

     3. Формирование особого типа социального  статуса личности, для которого  свойственно преобладание коллективистских  элементов правосознания и нежесткость  линий дифференциации личности  и государства. Эту черту не  нужно рассматривать как недостаток, необходимо воспринять ее как национальную особенность.

     4. Тесная связь традиционной основы  права и государства со спецификой  православной ветви христианства  с ее акцентами на духовной  жизни человека с соответствующими  этическими выводами (нестяжательство, благочестие).

Информация о работе Правовые системы в современном мире