Правовые системы в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования − изучить особенности правовых систем современности, закономерности их становления и развития.

Задачи курсовой работы:

- классифицировать правовые системы, действующие в современном мире;

- выявить характерные особенности основных правовых семей;

- определить границы распространения правовых семей современности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие правовой системы.

Классификация правовых систем…………………………………..5

1.1. Понятие и структура правовой системы………………………5

1.2. Классификация правовых систем……………………………...8

Глава 2. Основные правовые семьи современного мира………………….11

2.1. Романо-германская (континентальная) правовая семья…….11

2.2. Англосаксонская правовая семья (общего права)…………...16

2.3. Славянская правовая семья…………………………………...23

2.4. Латиноамериканская правовая семья………………………...24

2.5. Скандинавская правовая семья……………………………….26

2.6. Мусульманская правовая семья………………………………26

2.7. Индусская правовая семья…………………………………….29

2.8. Семья обычного (адатного, традиционного) права………….30

2.9. Дальневосточная правовая семья……………………………..32

2.10. Семья социалистического права…………………………….34

2.11. Особенности российской правовой системы……………….35

Заключение…………………………………………………………………...38

Библиографический список…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Курсовичек.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

     Централизация, которой характеризуется развитие американской федерации, усиление государственного вмешательства привели к значительному увеличению объема федерального законодательства, а также к росту нормотворчества высших звеньев исполнительной власти: президента, федеральных служб и так далее. В статутном праве США имеются кодексы, которые не знает английское право.

     Как и в Англии, значение обычного права  в США велико в области функционирования государственной власти. Конституция  США не всегда охватывает многие существенные стороны государственной жизни. Этот пробел восполняется не только с помощью текущего законодательства, но и путем признания сложившихся обычаев, устоявшихся традиций.

     В рамках семьи общего права есть немало специфичного в развитии правовых систем государств, находившихся, прежде всего, под эгидой Британской империи, а ныне – в Содружестве наций. Канада, Индия, Австралия, ряд африканских государств при сохранении общеправовой преемственности внесли в свои правовые системы немало новелл, связанных с особенностями развития и географическим положением, влиянием новых международных структур8. 

     2.3. Славянская правовая  семья 

     Славянская  правовая семья стала выделяться в качестве самостоятельной совсем недавно. Считается, что еще дореволюционный русский юрист         Н.М. Коркунов настаивал на ее выделении. В настоящее время активным сторонником этой идеи выступает профессор В.Н. Синюков, сформулировавший особенности славянской правовой семьи. При этом указывается, что славянская ветвь правовой цивилизации основана главным образом на национально-культурных и географических факторах.

     Самобытность  славянской правовой семьи определяется следующими моментами:

     1. Самобытностью государственности. Как известно, восточные и южные славяне уже в VI-XI вв. имели собственные государственные образования со своими традициями, своим отношением к государственной власти, формам ее организации.

     2. Особыми условиями экономической жизни, где ведущей формой хозяйствования долгое время была крестьянская община, основанная на взаимопомощи, местном самоуправлении, ответственности по принципу «круговой поруки». Отсюда развитость начал коллективизма, кооперативности.

     3. Тесной связью государства и права с православной ветвью христианства, что значительно сказывалось и продолжает сказываться на духовной жизни славянских народов, в том числе на связи права и нравственности.

     4. Будучи прямым наследником Византийской империи, славянская правовая семья через Константинополь унаследовала из юридических источников законодательные традиции римского права, а позднее рецепировала германское право. Поэтому по технико-юридическим приемам она примыкает к романо-германской правовой семье.

     Ведущее место в данной правовой семье  принадлежит российской правовой системе, которая является своеобразным культурно-историческим и юридическим образованием, имеющим  свои закономерности развития. Также к данной правовой семье относятся Украина, Белоруссия, Югославия и так далее9. 

     2.4. Латиноамериканская  правовая семья 

     Латиноамериканская  правовая семья характеризуется  дуализмом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, а с другой − правовую систему США, как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. Тяготение же к романо-германской правовой семье объясняется тем, что многие латиноамериканские государства были долгое время колониями Испании и Португалии, которые и перенесли в эти страны право метрополии.

     Другая  особенность латиноамериканских государств − заимствование у США президентской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публичного права у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США.

     К числу особенностей латиноамериканской правовой системы следует отнести  значительную роль делегированного законодательства, то есть издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длительными периодами правления военных и нефункционированием парламентов.

     В федеративных государствах − Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Мексике − правовая система носит федеративный характер, но основную массу составляет федеральное законодательство.

     Обычай  как источник права играет разную роль в отдельных странах. Например, в Аргентине его роль достаточно велика, а в Уругвае − меньше.

     Серьезное внимание уделяется институту судебного  контроля за конституционностью законов.

     Латинская Америка, заимствовав у США судебную систему, серьезно изменила ее и судебную практику не рассматривает в качестве источника права. Латиноамериканские государства все чаще используют институты местного, национального происхождения10. 
 
 

     2.5. Скандинавская правовая семья 

     Скандинавская правовая семья охватывает следующие государства − Швецию, Норвегию, Финляндию, Данию и Исландию и отличается большой самобытностью. Несмотря на близость к континентальной Европе, названные страны не восприняли в полной мере романо-германскую модель. Например, судебная практика играет в Скандинавских странах более существенную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье.

     Скандинавское право действует как единая система, для него характерно большое число  унифицированных актов, действующих в равной мере во всех Скандинавских государствах. Это объясняется сходством их языка, культуры, исторического развития, географического положения и экономического потенциала, отсутствием в целом политических различий, что обеспечило тесное правовое сотрудничество данных государств.

     Для скандинавской правовой семьи характерно развитие кодифицированного законодательства, ему не присущ прецедент как источник права, не придается, как в английском праве, большое значение процедуре  и процессуальным нормам11. 

     2.6. Мусульманская правовая  семья 

     Мусульманское право относится к религиозным  правовым системам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и так далее и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.

     Особенности мусульманского права состоят в  следующем.

     1. Норма права воспринимается как  правило, адресованное всем мусульманам  Аллахом, который открыл его  человеку через своего пророка Мухаммеда. В силу божественного происхождения этого правила оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет мотивы, которые мусульманин должен знать; посты, которые должен соблюдать; милостыни, которые необходимо подавать; паломничества, которые надо совершать. При этом нельзя принуждать к соблюдению установленных правил.

     2. Выделяются четыре главных источника мусульманского права:

     - Коран − священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда; она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь в очень незначительной части затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман;

     - Сунна − сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне также доминируют нравственно-религиозные положения. Она содержит, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана;

     - Иджма − согласие исламского сообщества об обязанностях мусульманина. Правовые нормы трех первых источников в совокупности образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права;

     - Фетва − толкования шариата,  данные крупнейшими мусульманскими  законоведами и духовными деятелями.

     Существует  также принцип права Кыяс (Кийяс) − суждение по аналогии, применение к новым сходным случаям правил, установленных шариатом, то есть Кораном, Сунной и Иджмой.

     К второстепенным источникам относится  закон, который не может противоречить  исламу и религиозно-правовой доктрине, а также адат (обычай). Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят.

     3. В структуре мусульманского права  отсутствует публичное и частное  право, однако в современный  период выделяются в качестве  основных отраслей уголовное,  судебное и семейное право.  Мусульманское уголовное право  различает твердо установленные  наказания (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков и так далее) и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.

     Судоустройство  по мусульманскому праву отличается простотой, так как судья единолично рассматривает любые категории дел. Но к судьям предъявляются высокие квалификационные требования, особенно в отношении их религиозно-правовой подготовки. Некоторые мусульманские государства не знают иерархии судов, но в Судане, например, существует несколько судебных инстанций.

     Семейное  право представлено «правом личного  статуса» и регулирует не только семейные, но и наследственные и некоторые другие отношения.

     Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и так далее. В ряде мусульманских государств мусульманское право сохранило свое значение лишь в отдельных сферах (Алжир, Египет, Сирия), но в Турции, например, которая провозгласила себя светским государством, нормы мусульманского права значительно потеснены заимствованным романо-германским правом12. 
 
 
 

     2.7. Индусская правовая  семья 

     Индусская правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе − индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. К этой семье относятся правовые системы государств: Бангладеш, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии, некоторых стран восточного побережья Африки, например Танзании, Уганды, Кении.

     Индусская система права сформировалась более  двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регулирующее значение до наших дней. Для этой правовой семьи характерны:

     1. Связь с кастовой системой, основной  догмой которой является положение  о том, что все люди с рождения  разделены на определенные социальные иерархические группы − касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль. Касты живут по своим обычаям, и собрание касты голосованием разрешает споры внутри своей группировки, применяя меры принуждения. Наиболее суровое из них − отлучение от касты.

     2. Источником права и религии  считаются Веды − сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.

     3. Индусское право основывалось  на обычаях в регулировании  вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Поэтому в период британской колонизации, даже после введения системы общего права, семейное и наследственное право регулировалось главным образом обычаями.

     4. Нормативные установления и решения судебной практики не составляли источника индусского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых, представлявших собой описание обычного права.

     5. После обретения Индией и другими  британскими колониями независимости  происходил процесс кодификации индусского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право индусов и приспособивших его к современному мировоззрению, были приняты законы об опекунстве несовершеннолетних, о наследовании, об усыновлении и другие, которыми современные судьи руководствуются при рассмотрении, конкретных дел. Что касается кастовых дел, то суд не вправе пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Но суд может аннулировать решение собрания касты, если оно содержит «вызов национальному правосудию»13. 

Информация о работе Правовые системы в современном мире