Правовые нормы. Понятие, структура, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшнее время существует масса различной литературы, ознакомившись с которой можно заметить большое количество точек зрения и мнений на ту или иную проблему. Наука не стоит на месте, особенно юридическая, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………3

РАЗДЕЛ 1

Понятие и признаки норм права…………………………………………...4

РАЗДЕЛ 2

Структура норм права………………………………….………………..….10

РАЗДЕЛ 3

Виды и классификация правовых норм ………………………...……….18

РАЗДЕЛ 4

Логическая структура правовых норм……………………….………......29

РАЗДЕЛ 5

Соотношение норм права и текстов нормативных актов………..…….34

РАЗДЕЛ 6

Соотношение норм права и норм морали…………………………..…….40

Заключение……………………………………………...………………….....42

Список используемой литературы……………………………..…..……....44

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки норм права.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     В зависимости от способа  изложения юридических  норм в статьях  нормативных правовых актов различают также нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы.

     Прямой  способ изложения состоит в том, что все элементы правовой нормы изложены в статье нормативного правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта (например, ст. 525 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

     Отсылочные  нормы отличаются тем, что их структурные элементы не располагаются в одной статье нормативного правового акта. Например, в ст. 176 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающей недействительность сделки, совершённой несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, указывается, что в случае признания сделки недействительной применяются последствия, предусмотренные частями второй и третьей п.1 ст. 172 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Статья 176 Гражданского кодекса Республики Беларусь, таким образом, отсылает нас к ст. 172 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в связи с чем она и сформулированная в ней норма называются отсылочными.

     В бланкетных нормах недостающие части (элементы) содержаться не в других статьях того же акта, а в других нормативных правовых актах. К такому виду можно отнести нормы ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливающие уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации автодорожных транспортных средств. Сами же эти правила в статье не излагаются, а содержаться в специальном отдельном акте, к которому следует обратиться при применении норм, изложенных в ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь. При применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию названных норм права19. По-своему бланкетны некоторые правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы, например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету20.

     Также, нормы права можно классифицировать в зависимости от видов общественных отношений, которые они регулируют, т.е. по предмету правового регулирования. Как известно, предмет регулирования является основным критерием образования отраслей права, поэтому по данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права: нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно правовые нормы, уголовно-правовые нормы и т.д. Этот вид классификации облегчает выбор юридических норм и их толкование. Он ценен при проведении систематизации законодательства.

     В зависимости от функциональных особенностей отрасли  права подразделяются на материального и процессуального права. Первые непосредственно закрепляют права и обязанности субъектов права, а вторые регулируют порядок рассмотрения различных юридических дел, защиты субъективных прав и обязанностей.

     В зависимости от способа выражения и закрепления, т.е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.

     В зависимости от механизма правореализации выделяют нормы права непрерывного (постоянного действия), которые регулируют функционирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общественные отношения (например, статусные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т.е. при наличии соответствующего юридического факта.

     В юридической литературе встречаются  и иные основания классификации  правовых норм. В частности, В.К. Бабаев классифицирует все нормы в зависимости  от их функциональной роли в механизме правового регулирования на исходные правовые нормы и нормы – правила поведения. Ко второму виду он относит типичные нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения. Что касается норм первого вида, то он выделяет в их составе нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дифиниции.

     Нормы первого вида, следовательно, определяют исходные начала, основы правового  регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы, а также закрепляют правовые категории и понятия. Они не регулируют конкретные общественные отношения, но создают базу, основы такого регулирования и получают логическое развитие и конкретизацию в нормах – правилах поведения21.

     Классификация юридических норм в зависимости от их различных видовых признаков имеет важное теоретическое и практическое значение. Следует, однако, отметить известную условность различных подходов к группировке норм. Не случайно возникает немало теоретических споров по поводу отрицания одних подходов к классификации и обоснования других. Как резонно замечает Л.И. Спиридонов, условность любого основания объединения норм выражается, в частности, в том, что нельзя признать достаточно чистыми признаки, по которым производится их группировка22.

Однако  при всех условностях классификации  правовых норм на виды юридическая  наука преследует единую цель –  всестороннее познание и совершенствование  этого исходного элемента, первичной  клеточки права, усиление его регулирующего  потенциала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Логическая структура  правовых норм. 
 
 

     В деонтологии (логике норм) различаются  собственно содержание правовой нормы (правило поведения) и источник, императив, которым норма установлена и (или) охраняется от нарушений23. В правоведении этому соответствует так называемая трехчленная структура правовой нормы, наиболее удачной модификацией, которой следует признать вывод Н.Г. Александрова о том, что логическая структура правовой нормы включает гипотезу (определение жизненных обстоятельств, на которые рассчитана данная норма) и диспозицию (определение предписываемого поведения), необходимым атрибутом которых является санкция24.

     Изложенное  представление о структуре правовой нормы широко распространено, но не является общепризнанным. В процессе развития теории права сложились разные взгляды на структуру правовых норм25.

     Некоторые теоретики считают, что правовая норма состоит не из трех, а из двух частей, или «элементов», которые  называются по-разному: первая часть нормы, обозначающая условия ее применения, именуется гипотезой или диспозицией, вторая часть, определяющая само правило поведения, — диспозицией или санкцией.

     В обоснование этого взгляда ссылаются  на то, что двухэлементную структуру  имеют многие статьи нормативных  актов или, по крайней мере, их содержание может быть легко преобразовано в суждение: «если — то». Такое суждение (посылка — вывод) ориентировано на определение непосредственных, ближайших правовых последствий юридически значимых обстоятельств дела (юридических фактов и состояний). Наконец, мнение о таком строении правовых норм восходит к трудам Н.М. Коркунова и других дореволюционных юристов.

     Однако  этот взгляд подвергался критике  на том основании, что в представлении  о двухэлементном строении правовой нормы не отражено такое специфическое качество права, как обеспечение каждой его нормы государственным принуждением. Предположение некоторых авторов о так называемой санкции ничтожности (ненаступление юридических последствий в случае несоблюдения гипотезы) как о мере государственного принуждения к соблюдению правовых норм не получило сколько-нибудь широкого признания в правовой науке. Справедливо отмечалось также, что если предположение о двухчленном строении правовых норм и соответствует структуре ряда статей нормативных актов, то содержание многих других статей тех же актов такой структуры не имеет, и потому названному предположению нельзя придавать общетеоретический характер. Указывалось и на то, что отдельно взятая норма-статья закона, имеющая два элемента, не может применяться без учета многих других норм-статей закона (например, определяющих правоспособность или компетенцию участников правоотношения и др.).

     Попыткой  преодолеть обозначенные недостатки стало  изложенное выше предположение о  том, что правовая норма состоит из трех элементов (т.е. составных частей) — гипотезы, диспозиции и санкции.

     Структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция). Формула «если — то — иначе» является применением к каждой из правовых норм общего правила, которое может быть выражено следующим образом: «Находясь на территории государства (или: будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения». Конкретизация этого положения применительно к отдельным нормам дает возможность определить, кто и при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушения.

     В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов. Гипотеза определяет возможные, типичные и в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма; гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений и рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения, и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Наконец, санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Если гипотеза определяет пределы (объем) действия и применения нормы, а диспозиция — способ ее регулирующего воздействия на поведение людей и общественные отношения, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы от нарушений.

     Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, системности правовых норм. Системность является существенным качеством права — правовые нормы неразрывно связаны между собой, в определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других — как элементы гипотез или санкций других норм; санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение. Так, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств, соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнение обязанности — санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил; с точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание административного правонарушения, диспозицией — обязанность применить взыскание в установленных законом пределах и соответствующей процессуальной форме; способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправильном применении закона.

     С системностью права связана специализация  правовых норм. Ряд отраслей права  определяет санкции и порядок их применения (уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный и гражданский процесс), в пределах самих отраслей права в особые институты выделены нормы, определяющие санкции за правонарушения (институты имущественной ответственности в гражданском праве, материальной и дисциплинарной ответственности — в трудовом праве и др.). В результате целый комплекс норм нередко охраняется от нарушений общей санкцией, неразрывно связанной с каждой из норм, составляющих комплекс. С другой стороны, общий для ряда норм права характер имеют некоторые положения об условиях их применения (определения субъектов права, их правовых статусов, правила действия правовых норм во времени, в пространстве, по кругу лиц, определения правового режима различных видов имущества и др.). Эти общие для ряда норм положения также входят в каждую из них, что обнаруживается при логико-систематическом толковании текстов нормативно-правовых актов.

Информация о работе Правовые нормы. Понятие, структура, виды