Правовые нормы. Понятие, структура, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшнее время существует масса различной литературы, ознакомившись с которой можно заметить большое количество точек зрения и мнений на ту или иную проблему. Наука не стоит на месте, особенно юридическая, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………3

РАЗДЕЛ 1

Понятие и признаки норм права…………………………………………...4

РАЗДЕЛ 2

Структура норм права………………………………….………………..….10

РАЗДЕЛ 3

Виды и классификация правовых норм ………………………...……….18

РАЗДЕЛ 4

Логическая структура правовых норм……………………….………......29

РАЗДЕЛ 5

Соотношение норм права и текстов нормативных актов………..…….34

РАЗДЕЛ 6

Соотношение норм права и норм морали…………………………..…….40

Заключение……………………………………………...………………….....42

Список используемой литературы……………………………..…..……....44

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки норм права.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     Общезакрепительные  нормы права в обобщенном виде закрепляют определенные состояния общественных отношений, к примеру, основы социального, экономического, политического строя.

     Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.

     Различие  между общезакрепительными и декларативными нормами права иногда довольно условно, поскольку закрепление определенного состояния общественных отношений вполне может служить и правовым принципом, например в ст. 6 Конституции Республики Беларусь указано: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную».

     Дефинитивные  нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.

При изучении истории законодательства можно  увидеть, что сначала появились  типичные нормы права. Первые памятники права почти не знали общезакрепительных, декларативных и дефинитивных норм, которые появляются с развитием законодательной техники, с одной стороны, и с необходимостью юридического оформления буржуазных правовых принципов (равенство, право на собственность и др.) – с другой.

     Становление гражданского общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более всего связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия). В тоталитарных государствах, где огосударствлена большая часть общественных отношений, значительная часть частного права поглощена публичным. Развитие отношений гражданского общества, основанного на правах и свободах личности, ее автономии, инициативе и предприимчивости, закономерно ведет к повышению значения норм и отраслей права, регулирующих имущественные, договорные, кредитные и иные отношения, а также охраняющих их норм гражданского процесса. С развитием товарооборота неизбежно создание новых отраслей и норм права (нормы коммерческого, вексельного, банковского, страхового, акционерного и т.п. отраслей права).

     Различия  между гражданским обществом  и государством предопределяют ряд существенных отличий у правовых норм, регулирующих их существование и деятельность. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности (например, городской суд, областная прокуратура, главный бухгалтер, судебный пристав, налоговый инспектор, ректор университета). Они наделены компетенцией, устанавливающей относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности и учреждения созданы. Существование членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность, дающую им широкую возможность совершать любые сделки, кроме запрещенных. Если гражданам разрешено все, что не запрещено, то должностным лицам разрешено лишь то, что предписано приказом или вытекает из компетенции. Права граждан — гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению. Должностные лица и государственные органы наделены правомочиями (правообязанностями), которыми они обязаны пользоваться для достижения поставленной перед ними цели. Свобода граждан совершать поступки и принимать решения, имеющие юридическое значение, ограничена запретами совершать противоправные действия. «Свобода усмотрения», т.е. дискреционные полномочия должностных лиц при принятии юридических решений, ограничена критериями, установленными законом, а также целью, ради которой учреждена соответствующая должность. Отношения между гражданами строятся на основе равенства, автономии, координации и определяются их соглашениями, договорами. Нормы права определяют отношения субординации субъектов публичного права.

     К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится большинство норм уголовного права.

     По  объему регулирования общественных отношений выделяют: общие нормы права, которые регулируют определенный род общественных отношений, и специальные нормы права, которые регулируют соответствующий вид общественных отношений, т.е. более узкий их круг по сравнению с общими нормами права. Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.

     В рамках специальных норм права, а иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают также на исключительные (чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают изъятия из общих (или из общих и специальных) норм. Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражения «в исключительных случаях», «в виде исключения» и т.п. при уяснении специфики исключительных норм права важен, прежде всего, момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права.

     Направления правового регулирования общественных отношений общими и специальными нормами совпадают.

     Деление правовых норм на определенные и относительно определенные выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм, меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Различная степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные варианты поведения). С этим связано одно из оснований классификации правовых норм, такое как характер предписания, содержащегося в норме, который обусловлен используемым методом правового регулирования. Поскольку существуют два основных метода правового регулирования – авторитарный (императивный) и автономный (диспозитивный), то и нормы подразделяются на императивные (категорические) и диспозитивные. Это деление характеризует связь гипотезы и диспозиции.

     Императивные  нормы носят характер категоричного предписания, которое не может быть реализовано как-то иначе участниками правоотношений. Императивными являются номы уголовного, административного права, некоторые нормы трудового права и др. Например, норма, запрещающая привлечение работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни (ст. 276 Трудового кодекса Республики Беларусь). Иначе говоря, если и основания возникновения правоотношения, и его содержание твёрдо и детально определены нормативным актом, то нормы относятся к императивным.

     Диспозитивные нормы допускают значительную свободу выбора вариантов поведения субъектов определённых отношений. Иногда они называются восполнительными. Диспозитивные нормы рассчитаны на отсутствие соглашения между участниками правоотношений по определённым вопросам. Их диспозиции распознаются обычно по таким формулировкам, как «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре». Таким образом, сформулированы уже упомянутые выше нормы ст. 581 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающие сроки договора аренды. В них говорится: «Договор аренды заключается на срок, определённый договором.

     В этом случае каждая из сторон вправе в  любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону  за один месяц, а при аренде недвижимого  имущества – за три месяца. Законодательством  или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключённого на неопределённый срок».

     В данном случае сторонам предоставляется  право определить самим срок действия договора. В случае, если они такой  срок сами не установили, действует  правило диспозитивной нормы.

     Выделяют  также рекомендательные нормы, которые носят характер советов, предложений компетентных органов о путях решения определённых вопросов17. Этим они отличаются от императивных норм. Иначе говоря, если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным.

     По  существу, диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определенности условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.

     Ряд отношений и линий поведения  их участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм; различные способы и формы их соединения предопределены необходимостью сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений (особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями либо с применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и активностью участников общественных отношений.

     Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий. Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой18, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием «оценочных понятий» (их содержание раскрывается в процессе реализации права), и др.

     Правовые  нормы можно классифицировать и  по юридической силе, т.е. в зависимости от видов нормативных правовых актов, в которых эти нормы содержаться. Они могут быть нормами закона, если содержаться в законах и обладают высшей юридической силой, и подзаконными нормами, если они изложены в подзаконных актах (постановлениях, решениях и др.). Данная классификация указывает на соподчинённость юридических норм, на их юридическую силу, что имеет важное практическое значение в процессе их применения.

     По  времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определённым сроком действия, т.е. временные (на время стихийного бедствия), и нормы с неопределённым сроком действия, т.е. постоянные, действующие до их официальной отмены. Норм постоянного действия абсолютное большинство.

     По  месту действия можно выделить нормы, действующие на всей территории государства, и нормы, действующие на определённой территории (в определённой местности), а также локальные нормы, т.е. нормы, действующие только на определённом предприятии, в организации (например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии). В случае, когда нормы права действуют на всей территории государства, они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня. Существуют и нормы права, издаваемые местными органами государства и действующие только в пределах отдельных административно-территориальных единиц. Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность.

     По  кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, они подразделяются на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определённой социальной группе и т.п. (нормы, содержащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах и т.д.). Специальные нормы распространяются только на определённый круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определённой социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т.п. (пенсионеры, несовершеннолетние, военнослужащие, государственные служащие и др.). Например, общей нормой трудового законодательства (ст. 112 Трудового кодекса Республики Беларусь) устанавливается полная норма продолжительности рабочего времени в неделю для всех работников не более 40 часов, а специальной нормой (ст. 114 Трудового кодекса Республики Беларусь) – сокращённая продолжительность рабочей недели для отдельных категорий работников.

Информация о работе Правовые нормы. Понятие, структура, виды