Правовые нормы. Понятие, структура, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшнее время существует масса различной литературы, ознакомившись с которой можно заметить большое количество точек зрения и мнений на ту или иную проблему. Наука не стоит на месте, особенно юридическая, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………3

РАЗДЕЛ 1

Понятие и признаки норм права…………………………………………...4

РАЗДЕЛ 2

Структура норм права………………………………….………………..….10

РАЗДЕЛ 3

Виды и классификация правовых норм ………………………...……….18

РАЗДЕЛ 4

Логическая структура правовых норм……………………….………......29

РАЗДЕЛ 5

Соотношение норм права и текстов нормативных актов………..…….34

РАЗДЕЛ 6

Соотношение норм права и норм морали…………………………..…….40

Заключение……………………………………………...………………….....42

Список используемой литературы……………………………..…..……....44

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки норм права.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     Однако  критика взглядов на право как  лишь на тексты закона, выражающие веления, приказы государственной власти, содержится и в трудах сторонников нормативного понимания права, большая часть которых видит в праве социальную реальность, существующую не только как нормы и тексты, но и как их отражение в сознании общества (право-сознание), и как реализация норм в отношениях между людьми (право-отношение), и как динамичная практика осуществления правовой системы в целом (право-порядок). Спор идет о том, существует ли в правовой системе какое-либо ведущее, определяющее начало, или все вообще правовые явления равнозначны, когда речь идет о праве.

     В процессе дискуссии о понимании  права именно по этой проблеме сформировались две основные позиции: одни теоретики  считают, что право состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное, «узкое понимание права»), другие включают в содержание права не только нормы, но и субъективные права, правосознание, практику реализации права, законность и правопорядок, и другие правовые, а также моральные явления («широкое понимание права»).

     Критически  анализируя взгляды сторонников  «широкого понимания права», О.С. Иоффе обоснованно отмечал, что главным является «ответ на один важный вопрос — субординированы или только координированы включаемые ими в право разные элементы? Если субординированы, причем субординированы именно системой норм, тогда нет спора или остается всего лишь спор о словах: право — не только нормы; но все остальное, входящее в право, подчинено нормам и производно от них. Если же координированы, и значит, что ни один из элементов не подчинен другому, то отсюда следует, что действие норм может быть парализовано субъективными правами, как и действие прав — нормами, что правосознание и мораль способны помочь не только формированию и применению закона, но и отказу от его действия независимо от воли законодателя»8. Отсюда с непреложностью следует возможность отказа от выполнения или применения любого из действующих законов под тем предлогом, что этот закон не соответствует чьим-то представлениям о содержании права, нравственности, правосознанию, судебной или иной практике и т.п. На основе «широкого понимания права», считающего правом неопределенный круг общественных и индивидуальных явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к праву или близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно отличить правомерное поведение от неправомерного, юридически значимое от юридически безразличного, обязательное от необязательного и т.п. 
 
 
 
 

2. Структура норм  права. 
 
 

     Юридический анализ нормативных актов, который необходим при любой правовой деятельности, предполагает правильное уяснение смысла каждой юридической нормы, уточнение целей, которые преследовал законодатель, издавая конкретную норму, ясное представление о её структуре.

     Принцип законности требует одинакового понимания этих вопросов всеми, кто руководствуется в тех или иных ситуациях предписаниями правовых норм. В свою очередь знание структуры нормы права важно и для законодателя, поскольку оно обеспечивает чёткое, рациональное, логически завершённое построение статей нормативных правовых актов.

     Правовая  норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т.е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.

     При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.

     Будучи  составной частью, более широкой  проблемы, вопрос о структуре правовой нормы имеет свое, вполне самостоятельное значение. Как отмечает С.С. Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличие от макроструктуры — подразделения права на отрасли и институты (системы права), не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в структуре нормы проявляются те специфические функции, которые они выполняют как первичное звено структуры права: обеспечение конкретизированной, детальной, точной и определенной нормативной регламентации общественных отношений.

     Структура нормы права оформляет ее внутреннее содержание. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формируются, учитывать их свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и принудительная реализация предписания, иначе она буде не нормой, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов-предписаний, выполняющих все указанные выше функции.

     Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов9. В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.

     В настоящее время отсутствует  единая точка зрения по поводу основных элементов структуры правовой нормы. Анализ различных взглядов и позиций, высказанных относительно структуры юридических норм, позволяет подразделить их на три основные группы:

     1) норма права состоит  из трёх элементов;

     2) норма права состоит  из двух элементов;

     3) норма права может состоять как из трёх, так и из двух элементов10.

     Существуют  и другие суждения на этот счёт11.

     К наиболее распространённым относится  понимание нормы права как  правила поведения, структурно представленного  в виде трёхзвенной конструкции, согласно которой типичная правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. В совокупности все эти составные элементы дают представление о логической структуре правовой нормы (см. разд. IV) которая далеко не всегда обнаруживается в статье нормативного акта.

     Гипотеза  – часть (структурный элемент) правовой нормы, предусматривающая фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, установленным данной правовой нормой. Другими словами, эта часть нормы указывает на условия её действия.

     Сама  правовая норма может начинаться со слов «если…», «в случае…», либо подобные выражения подразумеваются.

     Если  в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой.

     К примеру, ст. 13 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» гласит: «Ребенок, родители (единственный родитель) которого на момент его рождения состоят в гражданстве Республики Беларусь, является гражданином Республики Беларусь независимо от места рождения»12.

     Если  гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств, то она называется сложной.

     Именно  таковой является гипотеза, изложенная в п. 4 ст. 13 того же Закона о гражданстве: «Ребенок, родившийся на территории Республики Беларусь от лиц без гражданства, является гражданином Республики Беларусь».

     Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

     Таковыми  являются гипотезы многих норм того же Закона о гражданстве. Например, ст. 18 называет два обстоятельства, каждое из которых является основанием прекращения гражданства.

     Вторым  структурным элементом нормы  права является диспозиция часть (структурный элемент) нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношений. При формулировании правовых норм гипотеза может стоять и перед, и позади диспозиции.

     В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиции:

     Простая диспозиция, называющая вариант поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его, (например, ст. 4 Водного кодекса Республики Беларусь устанавливает, что все водные объекты, находящиеся на территории Беларуси, составляют исключительную собственность Республики Беларусь. Что представляют собой водные объекты, норма не определяет).

     Описательная  диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения, (такова ст. 83 Воздушного кодекса Республики Беларусь, которая подробно перечисляет и описывает средства и действия по обеспечению авиационной безопасности: предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охрана воздушных судов на стоянках; предполетный осмотр и др.).

     Ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона, (такова, к примеру, диспозиция ст. 16 Воздушного кодекса Республики Беларусь: «Использование воздушного пространства Республики Беларусь или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь»).

     Разновидностью  ссылочной является бланкетная диспозиция. Она для ознакомления с правилами поведения отсылает не к нормам закона, а к инструкциям, правилам, техническим нормам и т.д.

     Третьим элементом нормы права является санкциячасть нормы (структурный элемент), в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции. Иными словами, санкция – часть нормы права, в которой содержится указание на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам права, поступающим неправомерно.

     «Присвоение в особо крупном размере найденного заведомо чужого имущества или клада (гипотеза) - наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трёх месяцев (санкция)»13.

Философы, а чаще всего социологи, под  санкцией понимают не только негативные (порицание, наказание), но и позитивные (одобрение, поощрение) последствия за социально значимое поведение человека.

     Санкция — логически завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, до тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым — средством укрепления законности и правопорядка.

     Демократизация  социально-экономической и политической жизни объективно обуславливает возрастание роли положительных, стимулирующих правомерное поведение мер. Однако они диалектически будут сочетаться с санкциями. Санкция как часть юридической нормы наиболее чутко реагирует на изменение условий жизни общества и государства. Поэтому можно, не меняя довольно долго сами нормы права и изменяя лишь их санкции, приспособить существующие нормативные предписания для решения назревших потребностей общественного развития.

     Санкция правовой нормы — понятие собирательное. В зависимости от характера неблагоприятных для нарушителя последствий она может предусматривать:

     Меры  ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.); санкции этого вида называются штрафными или карательными.

      Меры  предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение и др.).

      Меры  защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; взыскание алиментов и др.); назначение указанных мер – устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав (эти меры, в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств).

      Неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого субъекта (утрата больным пособия по временной  нетрудоспособности вследствие нарушения  больничного режима или неявка без  уважительных причин на врачебный осмотр и т.д.). Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий, выделив три группы.

Информация о работе Правовые нормы. Понятие, структура, виды