Правовые нормы. Понятие, структура, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшнее время существует масса различной литературы, ознакомившись с которой можно заметить большое количество точек зрения и мнений на ту или иную проблему. Наука не стоит на месте, особенно юридическая, она все время развивается, а потому нуждается в анализе, корректировке, дополнении и усовершенствовании.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………3

РАЗДЕЛ 1

Понятие и признаки норм права…………………………………………...4

РАЗДЕЛ 2

Структура норм права………………………………….………………..….10

РАЗДЕЛ 3

Виды и классификация правовых норм ………………………...……….18

РАЗДЕЛ 4

Логическая структура правовых норм……………………….………......29

РАЗДЕЛ 5

Соотношение норм права и текстов нормативных актов………..…….34

РАЗДЕЛ 6

Соотношение норм права и норм морали…………………………..…….40

Заключение……………………………………………...………………….....42

Список используемой литературы……………………………..…..……....44

Работа содержит 1 файл

Понятие и признаки норм права.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

     Абсолютно-определенные санкции, где точно указан размер неблагоприятных последствий (освобождение работника от исполнения своих обязанностей, увольнение, точно обозначенный размер штрафа и др.).

     Относительно-определенные санкции, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального. Это, прежде всего многие санкции уголовно-правовых норм с формулировкой «наказывается лишением свободы на срок от... до... лет» или «наказывается лишением свободы сроком до ... лет».

     Альтернативные  санкции, где названы и перечислены соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно – наиболее целесообразное для решаемого случая. Пример такой санкции: «Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений циничными надписями или изображениями, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах при отсутствии признаков более тяжкого преступления - наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трёх месяцев».

     Логическую  структуру юридической нормы можно абстрактно сформулировать следующим образом: если имеют место определённые обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан (имеет право) совершать или не совершать определённые действия (диспозиция), иначе (в противном случае) для правонарушителя могут наступить установленные неблагоприятные последствия (санкция). Эту формально-юридическую структуру нормы можно выразить в виде формулы «если – то – иначе».

     В соответствии с изложенной конструкцией норма права не может начать действовать, если не предусмотрены те фактические обстоятельства, при которых она подлежит реализации, т.е. без гипотезы. При отсутствии гипотезы норма потеряла бы своё практическое значение. В этой части нормы определяются время и место действия нормы (военное время, определённый район, заповедник, общественное место), конкретные обстоятельства (достижение определённого возраста), события (стихийные бедствия, рождение ребёнка, истечение времени), субъекты (должностные лица, несовершеннолетние) и другие условия её действия.

     Нельзя  представить себе правовую норму  и без диспозиции, которая является её ядром. В ней указаны права и обязанности субъектов тех общественных отношений, которые регулирует данная норма.

     На  первый взгляд может показаться, что  многие нормы права санкций непосредственно не содержат. Такие нормы имеются в государственном, административном, земельном, процессуальном и некоторых других отраслях права. Но, тем не менее, за ними стоит возможность государственного принуждения. Правовая норма, рассматриваемая с позиций её логической структуры, не может существовать без санкции, так как именно санкция указывает на те специфические меры государственного воздействия, которые отличают способ обеспечения правовых норм от способов обеспечения иных социальных норм (обычаев, норм морали, корпоративных норм). Санкция выражает реакцию государства на противоправное поведение и содержит указание на ту меру воздействия, которая применяется компетентными органами государства к лицам, не исполняющим требования правовой нормы. Обычно санкцию следует искать в нормах административного, а в некоторых случаях — уголовного права, потому что эти отрасли как бы «специализируются» на регулировании ответственности за нарушение установленного государством порядка во многих сферах общественной жизни. Если следователь или судья нарушили порядок производства по делу, то будут применены санкции норм административного, а не процессуального права. Если совершены правонарушения, предусмотренные нормами земельного права, то применяются санкции норм административного, а в некоторых случаях и уголовного права. Причины такого структурного расчленения норм права коренятся в его системном характере, зависят от способа изложения нормы права в статье нормативно-правового акта. Когда утверждают, что санкция — не обязательный элемент правовой нормы, то, по существу, путают разные вещи. Нельзя смешивать вопрос о добровольном и сознательном исполнении норм права большинством членов общества с вопросом о принудительно-обязательном характере каждой нормы, о предусмотренной в ней возможности государственного принуждения. 

      Гипотезы, диспозиции и санкции имеют разновидности. Тем не менее, во всех случаях эти  логические элементы структуры правовых норм, по мнению сторонников данной позиции, необходимо рассматривать в их неразрывном единстве и взаимообусловленности.

     Когда речь идёт о различии взглядов учёных по поводу структуры правовых норм, возникает вопрос: с чем связаны  эти различия, чем они вызваны?

     В наиболее общем виде существующее положение можно объяснить тем, что не все авторы, исследующие проблему, одинаково воспринимают и трактуют понятие самой структуры нормы.

     Некоторые из них наличие определённого  элемента (части) нормы права ставят в зависимость от его текстуального, реального изложения в статьях нормативных правовых актов, приводя примеры, когда в статьях этих актов те или иные элементы отсутствуют. Утверждают также, что нет единой универсальной модели структуры, свойственной всем юридическим нормам. Сторонники трёхзвенной (логической) структуры считают такой подход основанным на ошибочном смешении нормы права со статьёй нормативного правового акта. По их мнению, тот факт, что текстуальное закрепление в статьях нормативных правовых актов всех трёх элементов встречается, не так уж и часто, обусловлен применением законодателем юридической техники в целях обеспечения компактности актов. В связи с этим отдельные части юридической нормы могут находиться в различных статьях нормативного акта и даже разных нормативных актах. Более того, законодатель иногда прибегает и к таким приёмам, когда отдельные части правовой нормы и вовсе опускаются. Это допускается в тех случаях, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента. Установление же отсутствующих структурных элементов (частей) нормы права следует осуществлять путём их поиска в иных нормах данного акта, в других нормативных правовых актах или домысливать. Полное представление о юридической норме как регуляторе общественных отношений даёт только целостное восприятие, уяснение всех элементов её логической структуры.

     Различия  в оценке структуры правовых норм связаны и с тем, как учёные понимают саму норму и каждую её часть. В частности, сторонники подразделения  норм права на отправные (учредительные) и на нормы права – правила поведения полагают, что нетипичные (отправные) нормы имеют иные структурные элементы14.

     Содержание  нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одна из другой.

     Структура нормы права — это и есть связь между ее элементами, или, точнее, способ связи, который состоит в общем и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя — с санкцией, и наоборот.

     Проблема  структуры нормы права относится  к числу дискуссионных. Мнения правоведов разделились: одна группа авторов (П.Е. Недбайло, В.М. Горшенев, В.В. Лазарев и др.) полагает, что норма права имеет три элемента, другая (Н.П. Томашевский, А.Ф. Черданцев) придерживается двучленной схемы.

     С.С.Алексеев предлагает четко разграничить логические нормы и нормы-предписания. Если логическая норма содержит три элемента, то норма-предписание — два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию. На мой взгляд, трехчленная структура нормы права — объективная реальность, внутренне присущее ей свойство. Однако предпринимаются попытки и дальнейшей дифференциации ее элементов. Так, А.Г. Братко при анализе запретов выделяет в них не три, а четыре элемента, так как, по его мнению, гипотеза содержит два элемента: гипотезу диспозиции (т.е. гипотезу запрета) и гипотезу санкции. В итоге структура запрещающей нормы такова: условия применения запрета — запрет — условия применения санкции — санкция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Виды и классификация правовых норм. 
 
 

     Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют  различные классификации. Видовая группировка правовых норм способствует теоретически осмысленной правотворческой деятельности и более эффективной реализации норм права во всех её формах. Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.

     Одна  из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.

     Типичные  нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определенные права и обязанности, а также способы их защиты. Типичными эти нормы права называются потому, что норма права по определению является правилом поведения (кроме них в нормативных актах содержатся и предписания, правилами поведения не являющиеся, - так называемые нетипичные нормы права, которые будут рассмотрены ниже). Типичные нормы права по назначению подразделяются на регулятивные и охранительные (правоохранительные).

     К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путём предоставления их участникам прав и возложенных на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. Они составляют большинство юридических норм. По форме предписания или способам воздействия на общественные отношения регулятивные нормы права подразделяются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

     Обязывающие нормы права устанавливают конкретные обязанности субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т. п. Так, норма содержащаяся в части второй ст. 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предписывает обязанность лиц, обнаруживших клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, передать их в государственную собственность. Такой же характер имеет норма, содержащаяся в части первой ст. 580 Гражданского кодекса Республики Беларусь, устанавливающая обязанность письменного заключения договора аренды.

     Управомочивающие  нормы предписывают определённый вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, которыми предоставляется соответствующее право на совершение определенных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т. п. Так, например, в соответствии с нормой, сформулированной в ст. 282 Гражданского кодекса Республики Беларусь, собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения, т.е. возбудить виндикационный иск. Следует иметь в виду, что нередко норма права, являясь управомочивающей для одних субъектов, может быть обязывающей для других. В юридической науке XIX в. управомочивающие нормы права нередко назывались «ненастоящими» нормами, поскольку считалось, что право должно предписывать обязательный вариант поведения: или что-то обязывать, или что-то запрещать, не оставляя свободы для самостоятельного выбора участникам правового общения.

     Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов права воздерживаться от совершения определенных действий. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п. Так, норма, изложенная в ст. 218 Уголовного кодекса Республики Беларусь, запрещает умышленное уничтожение либо повреждение чужого имущества, влекущие причинение значительного ущерба, и устанавливает уголовную ответственность за совершение этого деяния.

     По степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные правовые нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются меры поощрения за совершение действий, особо полезных для общества15. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально-активное поведение. Так, в трудовом, гражданском и других отраслях права имеются нормы, устанавливающие меры поощрения за добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.

     Рассмотрев  классификацию регулятивных (правоустановительных) норм права, можно перейти к рассмотрению понятия охранительных (правоохранительных) норм.

     Охранительные (правоохранительные) нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъективных прав. Они специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений. Охранительные (правоохранительные) нормы права рассчитаны на неправомерное поведение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного принуждения. Так, в ст. 370 Уголовного кодекса Республики Беларусь указано: «Надругательство над Государственным гербом Республики Беларусь, Государственным флагом Республики Беларусь, Государственным гимном Республики Беларусь – наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трёх месяцев, или ограничением свободы на срок до одного года.

     Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные положительные правила поведения, а правоохранительные нормы - санкции за нарушение этих правил. Абсолютное большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано, прежде всего, на правомерное поведение субъектов правового общения.

     Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права. Их иногда именуют даже не нормами права, а исходными, отправными, учредительными предписаниями. Как свидетельствует юридическая практика, современное правовое регулирование становится эффективным именно благодаря сочетанию в нормативном материале как типичных, так и нетипичных норм права. Среди специализированных норм права обычно выделяют общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы16.

Информация о работе Правовые нормы. Понятие, структура, виды