Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
В процессе написания работы использовались различные источники — как общетеоретические труды по юриспруденции (учебники по теории государства и права, под редакцией С. С. Алексеева, Н. И. Матузова, А. В. Малько), так и специальная литература в этой области. Это труды Б. А. Кистяковского, В. А. Тумакова, американского ученого А. Валицкого. Еще, в качестве дополнительной литературы, использовались произведения известных русских и зарубежных деятелей политико-правовой мысли и литературы — И. Канта, А. И. Герцена, И. А. Ильина , Л. Н. Толстого и др.
I. Введение.................................................................................3
II. Основная часть.........................................................................4
1. Правовой нигилизм как характеристика состояния общества....................4
2. Понятие и формы правового нигилизма...............................................6
3. Этапы развития правового нигилизма в истории общества......................13
4. Пути преодоления правового нигилизма в условиях перехода общества
к рыночной экономике и политика правового обновления.......................23
III. Заключение.............................................................................35
IV. Список литературы...................................................................36
Тем не менее взгляды Герцена отнюдь не отмечены юридико-мировоззренческими установками о роли права и закона. Скорее наоборот.
Само собой, я не собираюсь обвинять революционных демократов в юридическом нигилизме. Вместе с тем развитию правосознания общества в плане повышения престижа и закона их «политико-правовые учения» не очень-то способствовали, особенно с учётом революционных призывов «к топору». Напрасно это обстоятельство замалчивается в современной литературе (хотя раньше оно освещалось ещё более скудно).
Хотя в программных
документах народнических организацией
(«Земля и Воля», «Народная воля»),
так же как и позднее в программах
социал-революционеров и социал-демократов,
содержался ряд демократических
требований, тем не менее можно
утверждать, что в целом идеология
и практика народничества (так же
как идеология и практика социал-революционеров
и социал-демократов) невысоко оценивали
право. Всё, что было связано с
правом интересовало их в той мере,
в какой это способствовало или,
наоборот, мешало революционным установкам.
С этой точки зрения чрезвычайно
любопытен следующий
Несомненно, что антиправовой
была позиция экстремистского крыла
народничества, а тем более анархистских
и близких им течений. Если согласиться
с мнением И. А. Бердяева, который
характеризовал русское сознание, как
сознание крайностей, одной из которых
является дух анархизма, то не следует
недооценивать влияние этих течений.
В отношении права, как государства
они бескомпромиссны. В «Программе
международного социалистического
альянса» М. А. Бакунин требовал немедленной
отмены «всего того, что на юридическом
языке называлось правом, и применение
этого права». Он же утверждал, что
для торжества свободы надо отбросить
«политическое
«Способствование изживанию» и без того не столь великих правовых и конституционных иллюзий, чем усиленно занимались и правые и левые ничего хорошего в России не принесло.
Толстовство.
В 1910 году в Москве с небольшим интервалом хоронили двух известных всей России людей, и оба раза похороны вылились в массовую политическую демонстрацию. Один из них — лидер кадетской партии, председатель Государственной Думы проф. С. А. Муромцев, другой — великий русский писатель Л. Н. Толстой. Очевидно, эта близость во времени и породило сопоставление, сделанное другим деятелем партии кадетов Н. Гредескулом в статье, посвящённой памяти Муромцева. Оно звучало так: «И как общественный деятель, и как учёный Муромцев видел в праве величайшую общественную ценность.... он любил право как священник любит свою службу или как художник любит своё искусство... В этом отношении он был полной противоположностью, например, Л. Н. Толстому, который ненавидел и презирал право».*
Как ни резко звучат
последние слова — они
На склоне лет Л. Н. Толстой в «Письме студенту о праве» высказался предельно кратко, назвав право «гадким обманом». Закон и совесть для писателя — понятия альтернативные и даже полярные; жить нужно не по закону, а по совести.
Многие последователи справедливо отмечали, что антиюризм Толстого сложился на благородной почве осуждения российских порядков, особенно это касалось беззащитности простого человека перед беспристрастным лицом закона и всемогущей юстиции. Однако не правы те, кто считает, что Толстой нападал только на отечественные законы, — писатель не щадил и более развитые в демократическом плане правовые системы. В 1904 году, отвечая американской газете, Л. Н. Толстой утверждал, что усилия западных стран, результатом которых стала конституция и декларация прав и свобод. Были напрасными и абсолютно не нужными, это был неправильный и ложный путь. Досталось и юридической науке, которую писатель квалифицировал (всё в том же «Письме к студенту») как ещё более лживую, чем политическая экономия.
По мнению известного юриста и политического деятеля В. А. Маклакова, известного своими трудами по истории русской общественной мысли, «ни на какую другую деятельность, кроме разве военной, Толстой не нападал так настойчиво и постоянно, как на судебную» . Впрочем, необходимо отменить, что в этих нападках Толстой не был одинок. В русской литературе подобное отношение к суду (а во многом и к праву и к закону) получили широкое распространение. В самом деле, если взять, например, творчество Ф. М. Достоевского, то мы увидим без труда то же самое неуважительное (если не сказать презрительное) отношение к закону, что и у Толстого, т.е. тот же самый правовой нигилизм. Родион Раскольников («Преступление и наказание») — убийца, но у читателя (вслед за самим Достоевским) возникает к нему невольное сочувствие, он (читатель) симпатизирует Раскольникову намного больше, чем, скажем, следователю Порфирию с его казуистикой и «душевыматыванием», хотя, казалось бы, следователь выполняет нужную функцию, — пытается изловить и изобличить преступника, чтобы подвергнуть его справедливому наказанию.
Во втором наиболее известном произведении Достоевского — о «братьях Карамазовых» происходит чудовищная ошибка, из-за которой ломаются судьбы и несправедливо обвинённого, и близких ему людей. Известный писатель М. Алданов. Анализируя подобные взгляды писал: «В русской литературе есть немало симпатичных убийц, но нет ни одного симпатичного адвоката... Она не любит суд вообще и в его изображении шло «по линии наименьшего сопротивления».
«Вехи».
Несомненно, что представители
русской религиозной философии
Н. Н. Бердяев, С. Н. Булгаков и др., объединившиеся
в авторский коллектив
В предисловии к
сборнику эта позиция сформулирована
так:» Признание теоретического
и практического первенства духовной
жизни над внешними формами общежития
в том смысле, что внутренняя жизнь
личности есть единственная творческая
сила человеческого бытия и что
она, а не самодовлеющие начало политического
порядка, является единственным прочным
базисом для всякого
Поскольку право есть «внешняя форма общежития», «начало политического порядка», то сколько-нибудь существенного интереса для представителей религиозной философии оно не имеет и вольно или невольно изгнано из числа ценностей духовной жизни, призванных обеспечить успех общественного строительства. Оно не удостоено чести быть в одном ряду с христианскими идеалами, православной соборностью, нравственным началом и т.д.
Характерно, что даже
Б. А. Кистяковский, единственный защитник
права в сборнике, делал существенные
уступки своим философским
В. С. Соловьёв, яркий мыслитель и если не основатель, то предтеча школы религиозных философов, в своем поиске универсального мировоззрения помнил о праве, но отводил ему не очень значимую роль «некоторого минимума нравственности». Этого барьера правопонимания представители школы преодолеть не смогли. По мнению же Бердяева, право имеет значение в человеческом общении лишь как средство помешать проявлению низменных свойств и пороков людей и гарантировать тем самым «минимум человеческой свободы».»Правовой строй, по его мнению -, это лишь «узаконенное недоверие человека к человеку».
Право не обладает потенциалом
для широких преобразований и
совершенствования общества. «Можно
признавать неизбежность и относительную
иногда полезность конституционализмаи
парламентаризма, но верить, что этими
путями можно создать современное
общество, можно излечить от зла
и страданий уже невозможно...
Вера в конституцию — жалкая вера.
Вера должна быть направлена на предметы
более достойные, делать же себе кумира
из правового государства
Итак, праву отведено небольшое место в системе социальных ценностей, в ряду средств общественного прогресса. Видный русский юрист И. А. Покровский писал о позиции авторов «Вех», что за призывом к нравственному совершенству, в поисках абсолютного добра был оставлен без внимания тот практический путь. По которому следует идти. «По этой же причине мы свысока и с презрением относимся к праву. Мы целиком в высших областях этики, в мире абсолютного и нам нет никакого дела до того в высокой степени относительного и несовершенного порядка человеческого общения, которым является право».
На страницах не
менее известной книги «Из
глубины. Сборник статей о русской
революции», где примерно тот же
круг авторов, что и «Вехах» была
сделана попытка осмыслить «то
ни с чем не сравнимое морально-
Чтобы у читателя
не сложилось слишком мрачное
представление напомним ещё раз
о том, что в России в конце
XIX-XX веков существовало сильное
либеральное течение, которое вело
активную деятельность в защиту права,
конституционализма, правовой государственности.
Юридическая наука находилась на уровне
высоких мировых стандартов, возросла
роль юридических профессий. Но в стране
с огромным, исторически образовавшимся
дефицитом правосознания, низкой правовой
культурой, активным антиюридизмом в духовной
этого оказалось мало.
Антиправовой морализм.
После этого «правового
урока», который получила наша страна
в ходе социалистического
В известной брошюре
А. И. Солженицына «Как нам обустроить
Россию?» имеется такой
Один из критиков просвещённого консерватизма (так он именует взгляды Солженицына) пишет: «Не это ли пренебрежение правом в пользу высших нравственных соображений — типичная черта тоталитарных режимов». Не хочется, конечно, тот пьедестал, на у Солженицына вознесена нравственность, нельзя недооценивать огромную роль морального и духовного начала в жизни общества и спорить с Александром Исаевичем, который требует жить не по лжи. Ведь внутренняя моральность права — одно из важнейших условий его эффективности. Право не претендует на то, чтобы в системе социальных ценностей стоять выше нравственности, но социальные схемы, делающие право второстепенным неприменимы.
Информация о работе Правовой нигилизм и пути его преодоления