Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 12:06, курсовая работа
В процессе написания работы использовались различные источники — как общетеоретические труды по юриспруденции (учебники по теории государства и права, под редакцией С. С. Алексеева, Н. И. Матузова, А. В. Малько), так и специальная литература в этой области. Это труды Б. А. Кистяковского, В. А. Тумакова, американского ученого А. Валицкого. Еще, в качестве дополнительной литературы, использовались произведения известных русских и зарубежных деятелей политико-правовой мысли и литературы — И. Канта, А. И. Герцена, И. А. Ильина , Л. Н. Толстого и др.
I. Введение.................................................................................3
II. Основная часть.........................................................................4
1. Правовой нигилизм как характеристика состояния общества....................4
2. Понятие и формы правового нигилизма...............................................6
3. Этапы развития правового нигилизма в истории общества......................13
4. Пути преодоления правового нигилизма в условиях перехода общества
к рыночной экономике и политика правового обновления.......................23
III. Заключение.............................................................................35
IV. Список литературы...................................................................36
Курсовая работа
по теории государства и права
на тему: «Правовой нигилизм и пути его преодоления»
2005 г.
Содержание:
I. Введение......................
II. Основная часть................
1. Правовой нигилизм как характеристика состояния общества....................4
2. Понятие и формы
правового нигилизма...........
3. Этапы развития
правового нигилизма в истории
общества......................
4. Пути преодоления
правового нигилизма в
к рыночной экономике
и политика правового обновления..........
III. Заключение....................
IV. Список литературы.............
I. Введение
Тема работы — «Правовой нигилизм и пути его преодоления», была, актуальна во все времена, но теперь её острота достигла своего предела — с развитием рыночных отношений в России и с обновлением правовой системы, юридический нигилизм процветает, как никогда.
В своём исследовании
я попытался взглянуть на эту
проблему, эту «злокачественную опухоль»
юриспруденции и правопорядка под
разными углами, с нескольких позиций.
Вначале я планирую, рассказать,
что такое нигилизм вообще и правовой
нигилизм в частности, как он трактовался
в различные времена, на различных
этапах отечественной истории
Затем я расскажу о том, как правовой нигилизм вошел в нашу жизнь — т.е. мною будет затронут исторический аспект проблемы, — генезис и развитие правового нигилизма (одновременно хочу дать и литературную сторону вопроса — проследить моменты проявления правового нигилизма в классической русской литературе.
После этого, по моему мнению, нужно будет поговорить об основных источниках правового нигилизма на современном этапе (хотя корень проблем был несомненно заложен раньше) — это несовершенство и частая противоречивость законодательства (в том числе коллизия права), волюнтаристский стиль управления, деформация в деятельности правоохранительных органов, пренебрежение правовыми процедурами реализации прав и обязанностей, противоправные поведенческие установки и многое другое. И в заключение я попробую предложить свой «рецепт» излечения современной правовой системы от правового нигилизма.
В процессе написания
работы использовались различные источники
— как общетеоретические труды
по юриспруденции (учебники по теории
государства и права, под редакцией
С. С. Алексеева, Н. И. Матузова, А. В. Малько),
так и специальная литература
в этой области. Это труды Б. А.
Кистяковского, В. А. Тумакова, американского
ученого А. Валицкого. Еще, в качестве
дополнительной литературы, использовались
произведения известных русских
и зарубежных деятелей политико-правовой
мысли и литературы — И. Канта,
А. И. Герцена, И. А. Ильина , Л. Н. Толстого
и др.
II. Основная часть
1. Правовой нигилизм как характеристика состояния общества
Антиподом правовой
культуры является правовой нигилизм,
т. е. отрицательное отношение к
праву, закону и правовым формам организации
общественных отношений. В России он
имеет, к сожалению, глубокие корни.
Еще А. И. Герцен отмечал, что «правовая
необеспеченность, искони тяготевшая
над народом, была для него своего
рода школой. Вопиющая несправедливость
одной половины его законов научила
его ненавидеть и другую; он подчиняется
им как силе. Полное неравенство
перед судом убило в нем
всякое уважение к законности. Русский,
какого бы звания он ни был, обходит
или нарушает закон всюду, где
это можно сделать
Правовой нигилизм
может выступать в двух разновидностях,
или формах — теоретической (идеологической)
и практической. В первом случае
имеет место теоретическое, концептуальное
обоснование правового
Понятно, что в
тех обществах, где правовой нигилизм
воспроизводится самим
В одном ряду с
правовым нигилизмом находится прямо
противоположное явление —
2.Понятие и формы правового нигилизма
Нигилизм (от лат. Nihil
— ничто, ничего) — это отрицание
исторических и культурных ценностей,
моральных и нравственных норм и
устоев общества. Нигилизм получил
наибольшее распространение в центральных
произведениях известных
Правовой нигилизм — это реакционное течение в буржуазных странах, которое выражается в отрицании законов и права как такового, юристы западных стран оправдывали часто незаконные действия властей, попирая тем самым правовые нормы. В качестве одного из наиболее известных «нигилистов» Запада назывался известный юрист Джон Дьюи. Таким образом, советская правовая наука как бы подчеркивала, что такое негативное и даже во многом пагубное явление как правовой нигилизм было свойственно лишь буржуазным правовым системам; советское же право было незнакомо в принципе с этим самым нигилизмом. Сказанное в данном научном издании где-то было верным, но только в том плане, что русскому праву нигилизм и не мог быть свойственен в той степени, в какой он присутствовал в зарубежной юриспруденции в силу различного отношения в этих системах к праву как таковому.
В то время, как в
буржуазных государствах право считалось
в качестве «основы основ», укрепление
и совершенствование его было
первостепенной задачей, одной из главных
целей деятельности общества и работы
общественной мысли было построение
развитого гражданского общества и
совершенного правового государства,
которое работало бы на благо личности.
Основным средством для этого
опять же были совершенные законы
и действенные правовые нормы. Существовала
концепция, согласно которой государство
создаёт право, которое впоследствии
это государство связывает
На настоящий момент
проблема правового нигилизма в
них либо не существует вовсе, либо
она настолько мала и незначительна,
что не стоит того, чтобы обращать
на неё сколько-нибудь пристальное
внимание. Население этих стран соблюдает
законы, как принято говорить, «не
за страх, а за совесть», т.е. люди следуют
предписанию норм права не потому,
что за их неисполнение следует ответственность
различного рода, а потому, что «так
требует закон», потому, что «так
надо» (dura lex, sed lex). Разумеется, что рядовым
гражданам пример законопослушного
поведения подаёт их правительство
— именно на высших чиновников, на их
образ жизни и поведение
К сожалению, у нас
с правопорядком и
Недаром народная мудрость гласит: «Благими намерениями вымощена дорога в ад«, — никакой новой пролетарской квазигосударственной структуры создано не было, государство не только не отмерло, а наоборот всесторонне окрепло, всячески усилило свои позиции, а впоследствии стало попросту тоталитарным (т.е. вмешивалось практически вовсе сферы деятельности общества в целом и каждого индивида в отдельности). Что касается права, то оно в общем-то также осталось жить, но ему был нанесён просто-таки непоправимый урон. Ведь долгое время право считалось временным явлением, своего рода атавизмом „тёмного прошлого“, на смену ему вот-вот должно было прийти то самое „революционное правосознание“, о котором писал Ленин. Поэтому нет ничего удивительного, что частенько на законы и прочие правовые нормы многие большевики смотрели не как на нечто священное и обязательное к исполнению, а как на пережиток, оставшийся от царских времён, попросту говоря как на обыкновенные каракули и поступали соответственно: т. е. Не так, как было прописано в том или ином нормативном акте, а как подсказывали им их „пролетарская совесть“ и коммунистическое чутьё». Было даже введено такое понятие как «революционная целесообразность», при этом предполагалось, что если буква закона говорит одно, а революционная целесообразность вкупе с пролетарским правосознанием подсказывает другое, то поступать следовало согласно последним двум, закрывая при этом глаза на требования закона. Нетрудно догадаться, что для развития и роста правового нигилизма это самая что ни на есть благодатная почва — по всей стране буйным цветом плодилась революционная целесообразность, которая зачастую превращалась в обыкновенный беспредел и беззаконие. Часто решение важнейшего вопроса, иногда и жизнь человека находились в руках того или иного комиссара и его «правосознания»; от того, в какую сторону повернёт он свою «целесообразность» зависели жизни многих людей (часто решение подобных вопросов превращалось в обыкновенное сведение личных счётов). В конце 30-х годов ситуация ещё более усугубилась: с одной стороны действовала Конституция СССР 1936г., которая была одной из наиболее демократичных и гуманных в мире, а с другой стороны государство захлестнула волна жесточайших репрессий, общество задыхалось в тяжком смраде доносов и недоверия, органы НКВД ощущали себя полновластными хозяевами в стране (хотя их сотрудники нередко попадали под жернова собственной репрессивной машины — как правило, всплески ведомственных чисток были после смены руководителя НКВД (за годы репрессий ими соответственно были Ягода, Ежов и Берия). Все эти факты, точнее сказать, все эти безобразия лишь укрепляли людей в мысли о том, что закон законом, а как там наверху решат, так и будет.
Информация о работе Правовой нигилизм и пути его преодоления