Правовое и социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Характеризуя правовое государство, необходимо отметить, что, несмотря на специфику этого института, оно всегда оставалось и остается государством, так как оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций, кроме того, оно обладает своими признаками, как и любое государство .

Содержание

Введение
Глава 1. Правовое государство как показатель демократизации общества
Понятие и основные принципы правового государства
Возникновение и развитие идеи о правовом государстве

Глава 2. Социальное государство как этап правового государства:
2.1. Сущность и модели социального государства
2.2. Россия: путь к социальному государству.
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 86.26 Кб (Скачать)

      Конечно, данный перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в практике развитых стран. Однако введенный в Конституции РФ термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве РФ.

     Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила в повестку дня задачу выбора новой социальной модели государства и формирования качественно новых социальных институтов. Социальная политика все более отходит  от принципов патерналистского государства  и предоставления социальных гарантий на уравнительных подходах. В финансировании программ социальной поддержки утверждаются их адресные формы. В последние годы были приняты Трудовой кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, новое пенсионное законодательство, законодательство по упорядочению социальных льгот (Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.).

     Начиная с 1999 года, наблюдаются устойчивые темпы  экономического роста, что позволяет  выделять значительно больше ресурсов на решение социальных задач. Вместе с тем, остается ряд крупных социально-экономических  проблем, которые не позволяют решать крупные задачи в области демографии, здравоохранения, образования, доходов  населения и социального обеспечения. Так, сложившаяся демографическая  ситуация остается сложной и характеризуется  крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства  населения, высоким уровнем смертности, особенно мужчин в трудоспособном возрасте (в разы превышающим аналогичные  показатели в европейских странах). Отсутствие стратегических, публично одобренных программ реформирования экономической, социальной и политических сфер жизнедеятельности общества привело к нарушению естественных взаимоотношений между государством и обществом, обществом и личностью, личностью и государством.

     В конечном итоге это привело к  появлению феномена дезинтеграции  общества и государства, разрыву  социальных связей, к глубокому социально-экономическому кризису, обесценению физического  и человеческого капиталов. Сегодня  по параметрам человеческого капитала Россия находится на 33-м, а человеческого  развития – на 62-м местах в соответствующих  мировых рейтингах64. И с каждым годом наша страна опускается в этих списках все ниже и ниже. Особенно критическим является положение в области здравоохранения и демографии. Государство решает эту проблему, разработав национальную социальную программу «Здравоохранение», а также поощряя рождаемость, определило материнский капитал при рождении второго ребенка в семье.

          «В настоящее время российское  государство переориентировано  на либеральную социальную политику. В российском обществе положено  начало процессу выработки новых  компонентов, нового опыта в  процессах самоопределения людей.  Личность перестает быть объектом  воздействия со стороны государства  и строит отношения с реальностью   по принципу свободного выбора  норм, ценностей, правил»65.

     Либеральная политика означает снижение роли государства  в решении социальных проблем  граждан, предоставлении им возможностей  большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастание  роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует  из бюджета только услуги, включенные в список минимальных гарантий.

       Исходя из системы  государственных  приоритетов, в настоящее время  можно выделить в социально-трудовой  сфере  следующие направления  реформирования:

  • сфера труда и распределения доходов;
  • пенсионная система;
  • социальное страхование;
  • реформирование системы социальных услуг (образование., здравоохранение, жилищно-коммунальная сферы и др.);
  • социальная помощь.

     «Социальная политика государства  не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В разработке и реализации социальной политики государства  участвуют три стороны: все ветви  власти (законодательная, исполнительная и судебная), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и др.объединения граждан»66.

       Субъектами социальной политики  выступают:

  • государственные ведомства  и учреждения;
  • органы местного самоуправления;
  • внебюджетные фонды;
  • общественные, религиозные, благотворительные и др. негосударственные объединения;
  • коммерческие структуры и бизнес;
  • профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;
  • граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

      Государство своей деятельностью гарантирует возможность цивилизованной социальной политики в национальных масштабах. и тем самым создает определенные предпосылки и цивилизованные социальные отношения в международной сфере. Гарантии, которые обеспечивает государство, - это система обеспечивающих условий, которые необходимы для возможностей цивилизованной социальной политики, при осуществлении которой государство должно отгородить пространство жизни народа от неблагоприятных внешних факторов и тем самым дать полную возможность всем народным социальным силам взаимодействовать,  будучи защищенными от неблагоприятных и разрушительных внешних воздействий. Однако этого недостаточно, так как система достаточных условий, обеспечивающих цивилизованную социальную политику (т.е. система гарантий) возникает  и существует, если государство и его деятельность становится ресурсом социальных взаимодействий.

      Стать ресурсом цивилизованной социальной политики и взять на себя решение проблем, решаемых в процессе социальной политики – это не одно и то же: становится ресурсом только демократическое государство, а недемократическое государство только «берет на себя».

     «Общество как форма жизни целого народа сталкивается с проблемами, если можно так выразиться, целообщественными, то есть существуют проблемы, которые касаются общества в целом. Их может решить только народ, но он структурно сегодня расслоен и редко действует, будучи сосредоточенным на одну задачу как единое целое. По его поручению действует, как правило, государство. Ставя и решая целообщественные проблемы, государство и выполняет свою роль ресурса социальной политики»67. К основным проблема, которые стоят перед государством являются:

  • проблема социальных перспектив;
  • проблема социальных целей и возможностей;
  • проблема социальных рисков.

       «В истории не существует и не может существовать  таких ситуаций, когда бы из одного и того же достигнутого состояния однозначно следовало бы  единственно возможное продолжение. Продолжений всегда несколько, притом реальных, перспективных,  достижимых при определенных условиях и общественных действиях. Перспектива общества неоднозначна, не фатально предначертана. Ей требуется выбрать, то есть научно распознать (сориентироваться в возможном будущем)), осознать как общественную цель и организовать деятельность целого народа для ее достижения. Это делает прежде всего  государство, не без народа, конечно, и не вместо народа, если оно демократическое»68.

      В 2002 году в России была разработана  Концепция социального государства, в которой отражены основные положения и принципы социального государства; механизмы реализации основных положений и принципов социального государства.

     Переломить  этот негативный тренд можно лишь на основе системных мер по радикальной  модернизации социальной сферы.

     Во-первых, требуется выбрать социальную модель государства, как систему взаимоувязанных  социальных институтов (доходов населения, социального страхования и обеспечения), здравоохранения и образования, включающих в себя:

-  для работающих – институт достойной заработной платы, обеспечивающий работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни. Размер МРОТ следует приблизить к величине не ниже 40% средней заработной платы по стране; последняя же должна быть не менее пятикратной величины прожиточного минимума; а доля зарплаты в ВВП – достичь за пять лет 35%;

- для пенсионеров – институт пенсионного страхования, который бы обеспечивал наемным работникам возможность заработать (за 35-40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50-60% их заработной платы;

- для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемое обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые должны составлять не менее 6% ВВП);

- для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (государственные затраты на которые должны составлять не менее 5% ВВП)69.

     Во-вторых, государственные расходы на социальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов, рекомендованных конвенциями и  рекомендациями МОТ, Копенгагенской декларацией  о социальном развитии (1995 г.), Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2000 году.

     В-третьих, необходимо разработать общенациональную (структурированную по основным направлениям) программу развития систем образования, здравоохранения и жилищно-коммунальной сферы, которая включала бы федеральную  и согласованные с ней региональные программы.

     Таким образом, среди проблем, требующих скорейшего урегулирования в социальной сфере, можно выделить следующие:

- необходимость  стабилизации финансового положения  государственных внебюджетных социальных  фондов;

- не допускать задолженности работникам по заработной плате;

- расширение  источников финансирования социальных  услуг;

- внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

- введение  единого порядка корректировки  шкалы и ставок подоходного  налогообложения.

     Пока  для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Но уже сегодня  очевидна необходимость коренных изменений  в обязанностях государства, предприятий  и личности, активизация роли государства  в социальной сфере и регулировании  социальных процессов.

     Правильный, разумный выбор стратегии социальной политики, отвечающей всем реалиям  сегодняшнего дня и в то же время  базирующийся на традициях государства, собственном историческом опыте  и опыте зарубежных стран, является главной задачей на пути построения социально ориентированной рыночной экономики. От этого выбора зависит благосостояние нации, а следовательно, и будущее России. 

  
 
 
 
 
 

  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Афанасьев М.Н. Социальная политика и российская государственность.     - М.: МОНФ. 2009. 

Батищев  И.М.,  Смирнов  К.А.,  Филимонов  П.И.  Социально–ориентированные модели рыночной экономики. - М. 2008. 

Баязитова, Г. И. Политико-правовые воззрения Жана Бодена. – М.,1998. 

Бурджалов Ф.Э., Гришин И.В., Сванидзе З.Я., Соболева И.Б. Типы социальной политики в Западной Европе концепции, практика//Общество и экономика.-2009 - №5. 

Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М.: Мысль, 2008. 

Гегель. Философия  права. – М., 1985. 

Гончаров  П.К.  Социальное  государство:  сущность,  мировой  опыт, российская модель // Социально–гуманитарные знания. - 2009. - № 2. 

Информация о работе Правовое и социальное государство