Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 16:11, курсовая работа
Характеризуя правовое государство, необходимо отметить, что, несмотря на специфику этого института, оно всегда оставалось и остается государством, так как оно не отождествляется и не растворяется в обществе или в системе других общеполитических организаций, кроме того, оно обладает своими признаками, как и любое государство .
Введение
Глава 1. Правовое государство как показатель демократизации общества
Понятие и основные принципы правового государства
Возникновение и развитие идеи о правовом государстве
Глава 2. Социальное государство как этап правового государства:
2.1. Сущность и модели социального государства
2.2. Россия: путь к социальному государству.
Заключение
Приложения
Список литературы
Конечно, данный перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в практике развитых стран. Однако введенный в Конституции РФ термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве РФ.
Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила в повестку дня задачу выбора новой социальной модели государства и формирования качественно новых социальных институтов. Социальная политика все более отходит от принципов патерналистского государства и предоставления социальных гарантий на уравнительных подходах. В финансировании программ социальной поддержки утверждаются их адресные формы. В последние годы были приняты Трудовой кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, новое пенсионное законодательство, законодательство по упорядочению социальных льгот (Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.).
Начиная
с 1999 года, наблюдаются устойчивые темпы
экономического роста, что позволяет
выделять значительно больше ресурсов
на решение социальных задач. Вместе
с тем, остается ряд крупных социально-
В
конечном итоге это привело к
появлению феномена дезинтеграции
общества и государства, разрыву
социальных связей, к глубокому социально-
«В настоящее время российское
государство переориентировано
на либеральную социальную
Либеральная
политика означает снижение роли государства
в решении социальных проблем
граждан, предоставлении им возможностей
большей свободы для
Исходя из системы
«Социальная политика государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными вопросами. В разработке и реализации социальной политики государства участвуют три стороны: все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и др.объединения граждан»66.
Субъектами социальной
Государство своей деятельностью гарантирует возможность цивилизованной социальной политики в национальных масштабах. и тем самым создает определенные предпосылки и цивилизованные социальные отношения в международной сфере. Гарантии, которые обеспечивает государство, - это система обеспечивающих условий, которые необходимы для возможностей цивилизованной социальной политики, при осуществлении которой государство должно отгородить пространство жизни народа от неблагоприятных внешних факторов и тем самым дать полную возможность всем народным социальным силам взаимодействовать, будучи защищенными от неблагоприятных и разрушительных внешних воздействий. Однако этого недостаточно, так как система достаточных условий, обеспечивающих цивилизованную социальную политику (т.е. система гарантий) возникает и существует, если государство и его деятельность становится ресурсом социальных взаимодействий.
Стать ресурсом цивилизованной социальной политики и взять на себя решение проблем, решаемых в процессе социальной политики – это не одно и то же: становится ресурсом только демократическое государство, а недемократическое государство только «берет на себя».
«Общество как форма жизни целого народа сталкивается с проблемами, если можно так выразиться, целообщественными, то есть существуют проблемы, которые касаются общества в целом. Их может решить только народ, но он структурно сегодня расслоен и редко действует, будучи сосредоточенным на одну задачу как единое целое. По его поручению действует, как правило, государство. Ставя и решая целообщественные проблемы, государство и выполняет свою роль ресурса социальной политики»67. К основным проблема, которые стоят перед государством являются:
«В истории не существует и не может существовать таких ситуаций, когда бы из одного и того же достигнутого состояния однозначно следовало бы единственно возможное продолжение. Продолжений всегда несколько, притом реальных, перспективных, достижимых при определенных условиях и общественных действиях. Перспектива общества неоднозначна, не фатально предначертана. Ей требуется выбрать, то есть научно распознать (сориентироваться в возможном будущем)), осознать как общественную цель и организовать деятельность целого народа для ее достижения. Это делает прежде всего государство, не без народа, конечно, и не вместо народа, если оно демократическое»68.
В
2002 году в России была разработана
Концепция социального
Переломить этот негативный тренд можно лишь на основе системных мер по радикальной модернизации социальной сферы.
Во-первых,
требуется выбрать социальную модель
государства, как систему взаимоувязанных
социальных институтов (доходов населения,
социального страхования и
- для работающих – институт достойной заработной платы, обеспечивающий работнику и членам его семьи приемлемые уровень и качество жизни. Размер МРОТ следует приблизить к величине не ниже 40% средней заработной платы по стране; последняя же должна быть не менее пятикратной величины прожиточного минимума; а доля зарплаты в ВВП – достичь за пять лет 35%;
- для пенсионеров – институт пенсионного страхования, который бы обеспечивал наемным работникам возможность заработать (за 35-40 лет страхового стажа) пенсию не менее 50-60% их заработной платы;
- для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) оказание медицинской помощи в рамках базовой программы государственного здравоохранения, дополняемое обязательным медицинским страхованием для работающих (совокупные затраты на которые должны составлять не менее 6% ВВП);
- для всех граждан страны – гарантированное (бесплатное) предоставление возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования (государственные затраты на которые должны составлять не менее 5% ВВП)69.
Во-вторых, государственные расходы на социальные цели следовало бы законодательно установить на уровне не ниже минимальных стандартов, рекомендованных конвенциями и рекомендациями МОТ, Копенгагенской декларацией о социальном развитии (1995 г.), Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2000 году.
В-третьих,
необходимо разработать общенациональную
(структурированную по основным направлениям)
программу развития систем образования,
здравоохранения и жилищно-
Таким образом, среди проблем, требующих скорейшего урегулирования в социальной сфере, можно выделить следующие:
- необходимость
стабилизации финансового
- не допускать задолженности работникам по заработной плате;
- расширение
источников финансирования
- внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
- введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
Пока для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Но уже сегодня очевидна необходимость коренных изменений в обязанностях государства, предприятий и личности, активизация роли государства в социальной сфере и регулировании социальных процессов.
Правильный,
разумный выбор стратегии социальной
политики, отвечающей всем реалиям
сегодняшнего дня и в то же время
базирующийся на традициях государства,
собственном историческом опыте
и опыте зарубежных стран, является
главной задачей на пути построения социально
ориентированной рыночной экономики.
От этого выбора зависит благосостояние
нации, а следовательно, и будущее России.
Афанасьев М.Н. Социальная
политика и российская государственность.
- М.: МОНФ. 2009.
Батищев И.М.,
Смирнов К.А., Филимонов П.И.
Социально–ориентированные
Баязитова, Г. И.
Политико-правовые воззрения Жана Бодена.
– М.,1998.
Бурджалов Ф.Э.,
Гришин И.В., Сванидзе З.Я., Соболева И.Б.
Типы социальной политики в Западной
Европе концепции, практика//Общество
и экономика.-2009 - №5.
Волков А.М. Швеция:
социально-экономическая
Гегель. Философия
права. – М., 1985.
Гончаров П.К.
Социальное государство: сущность,
мировой опыт, российская модель //
Социально–гуманитарные знания. - 2009.
- № 2.